Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легенда




 

Это один из древнейших жанров, прежде всего — устного на­родного творчества. Представить его без легенд, былин, преданий вряд ли возможно. Легенды становятся основой многих литератур­но-художественных произведений. Легенды также — реально су­ществующий на страницах прессы художественно-публицистичес­кий жанр. В чем же сущность этого жанра? Как правило, главное, что фиксируется при оценке этого жанра — это его содержатель­ная сторона. При этом содержание легенды обычно ассоциируется с вымыслом. И действительно, представить легенду, над которой бы не поработала фантазия ее создателей, вряд ли возможно. Ведь хорошо известно, что в том случае, когда люди не могут что-то объяснить реальными причинами, они всегда начинают их «вымысливать», т.е. придумывать. Вместе с тем надо иметь в виду, что одного только вымысла для создания устойчивой легенды мало.

Хорошая легенда достаточно часто содержит в своей основе ка­кой-то вполне реальный исторический факт. Таковы легенды о вы­дающихся полководцах, всевозможных героях, чудотворцах и пр. Часто легенда «привязывается» не только к определенной личности (лич­ностям), но и к конкретному месту, местности, событию, явлению.

Почти всегда главный (реальный или «домышленный») факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не раз­гаданную тайну. В центре ее часто стоит герой (или герои), попав­ший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в резуль­тате сложившихся обстоятельств, но чем-то постоянно напомина­ющий о себе живым людям.

Такая легенда очень близка к сказке.

 

Из публикации «Черный альпинист — к обвалу, Белая дева — к снегу» (Комсомольская правда. 3 октября. 1997)
Среди покорителей вер­шин ходят легенды об этих персонажах, спасающих тех, кто попал в беду. Далее следует такое содер­жание: — Здравствуй, дружок! Послушай сказочку про Чер­ного альпиниста и Белую деву, только не слишком пу­гайся. Далеко-далеко, там, где горы подпирают небо, много лет назад появились альпини­сты. Если находили эти чуда­ки недоступную вершину, то заходились от восторга. Не спрашивай, почему. Это загад­ка. Гибли они десятками. На­ходили и хоронили их редко, и погибшие альпинисты на­всегда оставались в царстве скал. А там, где есть не похороненные покойники, жди, дружок, чертовщины. И вот однажды на Кавказе, в Домбайском ущелье, рядом с го­рой остановились на ночлег четыре человека. Улеглись. И вдруг слышат: хруп-хруп! Идет к их палатке кто-то большой. Испугались альпи­нисты. Наконец кто-то выглянул и увидел: прямо на него ша­гает черный-пречерный чело­век! Отшатнулся альпинист, а черная фигура наклонилась к палатке и замогильным голо­сом произнесла: «Быстро ухо­дите отсюда!» И исчезла. Наша четверка бросилась врассыпную. И тут раздался страшный шум, и на то место, где стояла палатка, обруши­лась ледяная гора, а чудом уцелевшие альпинисты как-то вечером у костра рассказали свою историю. Так и пошла гулять байка про Черного аль­пиниста. Откуда он взялся? Говорят, как-то в горы пошли два дру­га. Один упал в трещину, а другой пошел его искать. Так и ищет по сей день. Кстати, знаешь, почему все альпинисты спят голова­ми к выходу из палатки? Чтобы в случае чего быстро выскочить? Ну уж нет! Про­сто все знают, что Черный альпинист ночами ищет сре­ди спящих своего друга. Правда, иные скептики ут­верждают, что ищет он не друга, а врага. Якобы его, провалившегося в трещину, бросил вероломный напар­ник. И теперь Черный аль­пинист хочет отомстить. Но когда плохо другим, он спе­шит на выручку. Не один обессиливший альпинист ви­дел его силуэт, который звал за собой туда, где ждала спа­сительная пещера или лег­кий спуск... А вот в Белой деве нет ничего страшного. Правда, сколько их, дев, я не скажу. Есть на Кавказе, есть алайская Белая дева... А историю вот какую рас­сказывают. Жили себе парень с девушкой. И любили друг друга. Однажды пошли они в горы, и на вершине юноша сде­лал возлюбленной предложе­ние. Но на спуске внезапно по­шел густой снег, а потом вдруг, как по волшебству, прекратил­ся. И девушка увидела, что ос­талась на снежном склоне одна. Бедняжка выплакала все сле­зы, от яркого света потеряла зрение. И с тех пор по ночам она ходит и ищет своего друга. Так что, если альпинист чув­ствует ночью, что кто-то про­вел по его лицу рукой, знает — пришла Белая дева. Еще гово­рят, что ее приход означает, что скоро пойдет снег. Такие дела. Ну как, страш­но? Молодец. Если и явится Черный альпинист, то не за тобой. А уж Белая дева — тем более. Сказочник дядя Андрей Павлов

 

Какую функцию выполняет легенда в прессе? Во-первых, она служит развлечению читателей. Во-вторых, такого рода публика­ции помогают аудитории проникнуть в тот мир идеальных иска­ний, романтики, поэзии, которые сопровождают даже самые «гру­бые» виды человеческой деятельности, дополняют «прозу жизни», помогают постичь «тонкую материю» всевозможных преданий, связывающую разные поколения. Поэтому легенду, в известной мере, можно считать источником познания. Легенда может также послужить кому-то предостережением, кого-то может вдохновить на смелые поступки и т.п., т.е. она в силу содержащихся в ней примеров, назиданий (как и многие иные тексты) способна быть более-менее эффективным средством регулирования практичес­кой деятельности человека, его поведения. Опубликованная ле­генда может быть использована читателем в целях общения и об­суждения ее с другими людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.