Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие логистики как альтернатива росту материальных запасов




Основные причины создания запасов (положительная роль запасов)

Содержание запасов всегда сопряжено с затратами, однако предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.

Рассмотрим основные причины, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

Увеличение запасов ведет к увеличению возможности немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

• на производственном предприятии — произвести заказанный товар;

• на торговом предприятии — закупить заказанный товар,

• и на производственном, и на торговом предприятиях — выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

Таким образом, снижение запаса может привести к потерям в результате снижения продаж.

Увеличение запасов ведет к снижению затрат, связанных с размещением заказов.

Увеличение запасов ведет к уменьшению числа заказов, так как заказы размещаются реже, но становятся более крупными уменьшение числа заказов, в свою очередь, ведет к снижению затрат, связанных с их размещением.

Каждый заказ, направленный поставщику, сопряжен с опре­деленными затратами. Необходимо принять решение о направлении заказа, затем оформить заказ, провести соответствующие платежи, проконтролировать соблюдение поставщиком условий договора по данному заказу, принять товар, возможно, предъ­явить претензию по факту выполнения заказа. Приведенным перечень работ, который не является полным, свидетельствует, что увеличение числа заказов повышает трудозатраты сотруд­ников отдела снабжения, склада, бухгалтерии, а также других подразделений предприятия. Повышение трудозатрат влечет собой увеличение числа сотрудников с соответствующим ростом заработной платы. Увеличивается потребность в площадях офис­ных помещений и в их оснащении, что также повышает затраты

Увеличиваются расход бумаги, затраты на телефонные звонки и электронные сообщения. Перечень видов затрат, возрастающих при увеличении числа заказов, может быть продолжен.

Таким образом, увеличение запаса ведет к снижению за­трат, связанных с размещением заказов.

Увеличение запасов ведет к снижению затрат, связанных с доставкой продукции.

Увеличение размера доставляемой партии товара в ряде случаев позволяет переходить с малотоннажного автомобильного транспорта на крупнотоннажный или на железнодорожный, что, в свою очередь, сокращает суммарные транспортные затраты в единицу времени. Например, предприятием оптовой торговли установлен план продаж ксероксной бумаги в размере 16 000 упаковок в месяц. Доставка может осуществляться вагоном — один вагон в месяц, либо автомобилем — два автомобиля в месяц. Использование вагона позволяет сэкономить на доставке, но в два раза увеличивает средний запас на складе.

Таким образом, увеличение запаса может привести к сни­жению транспортных расходов.

Увеличение запасов (сбытовых) позволяет снижать затраты, связанные с производством единицы изделия. Можно выпу­скать изделия малыми партиями, по мере возникновения спро­са. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные пере­наладки производства лягут бременем на себестоимость едини­цы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в сбытовом запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распреде­лится на большое количество изделий, что может снизить себе­стоимостьединицы даже при возросшем запасе.

Таким образом, увеличение сбытового запаса за счет уве­личения размера производимой партии изделий снижает затра­ты на их производство.

Увеличение запасов повышает способность предприятия выдерживатъ нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). Речь идет о страховом запасе, который создается для того, чтобы в случае задержки поставок не остановился производственный или торговый процесс.

Таким образом, увеличение запаса ведет к снижению риска потерь от остановки производства или отсутствия товара в торговле.

Увеличение запасов повышает способность предприятия выдерживать колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). Речь также идет о страховом запасе. Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно предугадать. Поэтому, если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуа­ция, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т. е, предприниматель рискует остаться без товара в момент предъ­явления спроса и отпустить клиента с деньгами и без покупки.

Создание запасов необходимо в связи с сезонным характером производства или потребления некоторых видов товаров, а также с сезонным характером транспортировки.

Сезонный характер производства, например, имеет продук­ция сельского хозяйства. Так, урожай картофеля в России уби­рается в начале осени. Потоки же этого корнеплода идут по то­варопроводящим цепям круглый год. Следовательно, где-то дол­жен накапливаться запас.

Примером сезонного характера потребления могут служить школьные товары, спрос на которые в конце августа резко воз­растает. Запасы школьных тетрадей в товаропроводящих систе­мах, в связи с этим, могут накапливаться уже с января.

В России транспортировка имеет выраженный сезонный характер в районах Крайнего Севера. Созданный в этом регио­не летом товарный запас на протяжении большей части года яв­ляется практически единственным источником покрытия това­рооборота для торговых организаций.

Увеличение запасов позволяет получать прибыль, играя на разнице в рыночных ценах, т. е. за счет спекуляции. Цена на некоторые товары на рынке может возрасти. Предприятие, су­мевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов. Допустим, имея стабильные продажи по 400 единиц товара в месяц, предприятие оптовой торговли закупало товар у поставщика партиями по 200 единиц (один раз в две недели). Следующая партия завозилась после полного расхода предыдущей. Средний запас, очевидно, был равен 100 единиц. Однажды поставщик предложил, а предприятие согласилось закупать и завозить товар партиями по 1200 единиц при условии предоставления существенной скидки с цены. За­пас при этом возрос до 600 единиц.

Снижение запаса в этом случае ведет к потере скидок по­ставщика.

Увеличение запасов позволяет снизить потери от про­стоев производства, возникающих по причине отсутствия запасных частей. Планово-предупредительный ремонт обору­дования, как правило, осуществляется по графикам, в соответ­ствии с которыми заготавливаются необходимые запасные ча­сти. Однако помимо планового ремонта могут возникать аварии и непредвиденные поломки оборудования. Отсутствие запасов деталей в этой ситуации приведет к остановке производственно­го процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерыв­ным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

Таким образом, увеличение запаса запасных частей снижа­ет риск потерь от остановки производства.

Увеличение запасов позволяет упростить управление производственным или торговым процессом. Создание запасов как и производстве, так и в торговле позволяет снизить требования к степени согласованности в цепи производственных участков или между звеньями товародвижения и, соответственно, снизить издержки на организацию управления этими объектами.

Перечисленные причины свидетельствуют о том, что пред­приниматели как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае возникают потери и затраты, уменьшающие прибыль. Однако увеличение запасов ведет к росту других видов затрат (см. § 17.3), что также уменьшает прибыль.

Уровень запасов на предприятии должен подбираться таким, чтобы суммарные затраты и потери по всем статьям были минимальны, т. е. прибыль максимальна.

В § 17.4 перечислены и кратко охарактеризованы основные причины создания запасов. Проанализируем эти причины в ключе концепции логистики и рассмотрим, в каких случаях увели­чение запаса можно заменить увеличением уровня организованности процессов продвижения продукции, имеющей вещественную форму, т. е. развитием логистики.

Ниже курсивом указан эффект, возникающий при наличии запасов, а затем показано, каким образом тот же эффект можно получить, убрав запасы, но выстроив четкую логистику.

Создание запасов с целью обеспечения возможности немедленного обслуживания покупателей.

Значимым фактором потери покупателя в случае отсутствия готового товара на складе в момент обращения являете и время, в течение которого будет выполнен заказ. Производ­ственное предприятие, на котором переналадка и выпуск нового изделия представляют собой длительную процедуру, для того чтобы не потерять покупателя, вынуждено постоянно содержать на складе запас широкой номенклатуры готовой продукции. Сокращение времени на выполнение заказа покупателя (на переналадку производства и выпуск новой продукции) позволит сократить запас готовой продукции без ущерба для сбыта. Аналогичная ситуация имеет место и в торговле. Чем быстрей служба логистики в состоянии организовать закупку и доставку требуемого покупателем товара, тем ниже будут потери продаж от отсутствия запаса на складе в момент поступления заказа.

Таким образом, чем быстрее производственное предприятие способно наладить выпуск требуемой покупателем продукции, а торговое предприятие закупить и обеспечить наличие нужного товара в нужном месте, тем ниже необходимость постоянно со­держать его на складе.

Увеличение запасов (сбытовых) позволяет снижать затра­ты (за период), связанные с запуском изделия в производство. Чем выше единовременные затраты на запуск изделия в производство, тем выше целесообразность реже запускать про­изводство и выпускать продукцию большими партиями. Сбытовые запасы при этом будут большими.

Задача производственной логистики — сокращение единов­ременных затрат на запуск изделия в производство. Успешное решение этой задачи позволит чаще запускать изделие в производство более мелкими партиями, что, соответственно, позволит снизить запасы готовой продукции.

Увеличение запасов ведет к снижению затрат (за период), снизанных с размещением и выполнением заказов. Чем выше удельные затраты предприятия торговли на закупку товаров (т. е. затраты на размещение одного заказа по­ставщику, его доставку и приемку), тем выше целесообразность содержать запас, а не закупать изделие каждый раз при посту­плении на него заказа от покупателя. Действительно, большие, но редкие заказы позволяют экономить на затратах, связанных с их размещением и выполнением.

Задачей торговой логистики является сокращение удельных затрат на закупку товаров. Успешное решение этой задачи позволит уменьшить запас за счет увеличения количества заказов. Например, в течение месяца вместо одного заказа на 1 000 единиц можно будет разместить 5 заказов по 200 единиц. Среднемесяч­ный запас при этом сократится в пять раз.

Таким образом, потребность в текущем запасе сокращается и при снижении удельных затрат, связанных с размещением и выполнением заказов, т. е. затрат, которые прямо зависят от эффективности работы отдела логистики торговой компании.

Увеличение запасов увеличивает способность предприятии выдерживать нарушения установленного графика поставок.

Служба логистики совместно с коммерческой службой должна добиваться от поставщиков и транспортных организаций обеспечения четкого выполнения графиков поставок С этой целью при выборе поставщиков необходимо принимать по внимание надежность соблюдения ими графиков поставок, а при выборе перевозчика — надежность соблюдения сроков доставки

Таким образом, потребность в страховом запасе сокраща­ется при усилении дисциплинированности поставщиков и перевозчиков.

Увеличение запасов увеличивает способность предприятия выдерживать колебания спроса.

Рассмотрим торговую систему, состоящую из предприятия оптовой торговли и связанных с ним магазинов. Заказы, поступающие от магазинов, для опта носят такой же случайный характер, как и заказы розничных покупателей для магазинов: когда и сколько купит тот или иной покупатель магазину неизвестно. Как магазины, так и оптовое предприятие создают страховые запасы на случай непредвиденного возрастания спроса.

Страховые запасы оптового предприятия могут быть снижены, если информация о расходе товара в магазинах будет поступать в оптовое звено не в виде заявки магазина на поставку, а в режиме реального времени в момент совершения покупки розничным покупателем. Оптовое предприятие сможет заблаговременно узнать о возрастании спроса в том или ином магазине и закупить товар дополнительно, не прибегая к постоянному содержанию страхового запаса. Создание подобных информационных систем, позволяющих звену цепи товародвижения видеть рынок "глазами" звеньев, ближе расположенных к конечному потребителю, является задачей логистики.

Увеличение запасов позволяет упростить управление производственным или торговым процессом.

В случае, когда "в друзьях согласья нет", производственные и торговые предприятия вынуждены создавать запасы, чтобы удовлетворительно решать вопросы бизнеса. Увеличение согласованности в работе отдельных подразделений зачастую позволяет снижать запасы без ущерба для бизнеса.

Материал данного параграфа показывает, каким образом, развивая логистику, производственное или торговое предпри­ятие может сокращать запасы. Однако развитие логистики, так же как и создание запасов, требует средств.

Необходимо понимать, что перед предприятием есть две возможности:

• либо вложить деньги в запас;

• либо вложить деньги в развитие логистики, сократив при этом текущие и страховые запасы.

Второй путь в современной экономике предпочтительней, так как, с одной стороны, для успешного ведения бизнеса в усло­виях развития товарного рынка и нарастающей конкуренции требуется все более высокие запасы.

С другой стороны, развитие информационных технологий, развитие логистической науки и практики, появление широкого круга специалистов в области логистики делают логистические системы доступней, повышают их эффективность. Следует также учитывать, что развитая логистика помимо расходов на содержание запасов позволяет снижать транспортные, складские, а также другие виды затрат.

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте определение понятию "материальный запас".

2. Дайте определение понятиям "производственный" и "то­варный запас".

3. Дайте определение понятиям "текущий" и "страховой запас".

4. Назовите и охарактеризуйте основные виды затрат, которые несет предприятие, создав материальные запасы.

5. Назовите и охарактеризуйте основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.

6. Покажите, каким образом развитие логистики на пред­приятии позволяет сокращать запасы.

 

Глава 18. Определение размера запасов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.