КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели анализа динамики
Динамические ряды могут состоять из какого-то п-го числа варьирующих уровней, которые как всякая статистическая совокупность могут быть выражены в тех или иных показателях. Наиболее распространенные показатели — это абсолютный прирост или снижение (разность между последующими и предыдущими абсолютными суммарными величинами), темпы роста или снижения (изменения уровня ряда в процентах по сравнению с постоянным базовым показателем или переменным показателем предыдущего уровня), среднегодовые темпы прироста или снижения (средняя геометрическая величина годовых темпов роста или снижения). Все эти показатели подробно рассматривались в относительных и в средних величинах. Поэтому остановимся лишь на некоторых особенностях последнего показателя и на расчете ранее не рассматриваемых величин. При исчислении среднегодовых темпов прироста (снижения), которые иногда называют средним коэффициентом роста (снижения), необходимо помнить об одной тонкости. Рассматриваемый показатель может быть рассчитан по данным двух позиций: базовой и конечной. Обратимся к реальным сведениям о зарегистрированных преступлениях, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах населенных пунктов страны за 1991 — 1996 гг. (см. таблицу). Для расчета среднегодовых темпов снижения рассматриваемых деяний нам достаточно данных за 1991 и 1996 г. Их отношение составляет 89,3%. Среднегодовой темп снижения равняется -2,25%. В действительности эти деяния по отношению к 1991 г. прирастали в 1992 г. на 23,7%, в 1993 г. - на 35,9%, в 1994 г. - на 15,3%, в 1995 г. - на 9,8% и только в 1996 г. сократились на 10,7%, которые и были приняты в расчет, хотя тенденция к снижению обозначилась с 1994 г. Прирост предыдущих лет проигнорирован. В подобных случаях математически точный расчет серьезно расходится с реальным положением дел. Поэтому прежде чем рассчитывать среднегодовые темпы прироста (снижения), необходимо тщательно проанализировать весь динамический ряд на предмет усреднения темпов изменений. В случае необходимости большие периоды можно разложить на части, для которых расчет средних будет иметь какой-то практический и научный смысл. В нашем примере желательно рассчитать за 1991-1993 гг. среднегодовые темпы прироста, а за 1993-1996 гг. — среднегодовые темпы снижения. Первые равны +16,55%, а вторые - -18,95%. Сопоставим их с усредненным показателем —2,25%. Различия существенны. Для объективности можно рассчитать все эти показатели. Наряду с указанными показателями в динамическом ряду может быть рассчитан средний уровень ряда. Он применим для любого ряда динамики, интервального и моментного, абсолютных, относительных и средних величин. Для любых интервальных рядов, для интервальных и моментных рядов средних величин средний уровень ряда рассчитывается по правилам средней арифметической. Например, в Камчатской области было зарегистрировано, разбоев: в 1991 г. — 48, 1992 г. — 64,1993 г. — 100, 1994 г. - 111,1995 г. - 113. Если обозначить годовые уровни символом , то средний уровень ряда может быть исчислен по формуле Средний уровень разбоев за 5 лет показателен лишь как некий эталон, от которого колеблются реальные показатели. По нему видно, что начиная с 1993 г. годовой уровень разбоев был намного выше среднего. Однако такие расчеты по анализу преступности производятся редко. В практических целях часто важно знать средний уровень нагрузки конкретного следователя (судьи, прокурора, адвоката) за год по месяцам или за несколько лет при сравнении с общей средней нагрузкой тех или иных работников в целом. В этом случае по предложенной выше формуле рассчитывается средняя нагрузка, скажем, в месяц конкретного работника, а затем — средняя нагрузка на всех работников учреждения. Объективная оценка работы каждого имеет важное значение в управленческой деятельности. По-иному рассчитывается средний уровень для моментных рядов. Вначале исчисляют средний уровень на начало и на конец периода (например, года), а затем среднюю арифметическую за несколько лет. Эта средняя известна в статистике как средняя хронологическая для моментных рядов. Рассмотрим ее на конкретном примере при расчете среднего уровня арестованных, находящихся в следственных изоляторах страны. Мы располагаем данными о числе арестованных по состоянию на 31 декабря каждого года (в табл. 2 обозначены символом «к» — конец). Эти же данные являются сведениями по состоянию на 1 января следующего года (в таблице обозначены символом «н» — начало).
Средний уровень за год и средняя за шесть лет рассчитывались по формуле средней арифметической. Эти же данные можно получить и при разовом расчете: Наличие среднего уровня ряда динамики позволяет рассчитывать среднее квадратическое отклонение отдельных уровней от общей средней , а также коэффициент вариации . Напомним их формулы: Оперируя этими показателями, особенно в сравнительных исследованиях, можно найти отличительные характеристики, которые при обычных сравнениях сопоставляемых динамических рядов не так очевидны.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |