КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антимонопольная политика государства
Еще одним важным направлением государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть корректировка такой деятельности фирм, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке. Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как: 1) обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике; 2) предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние; 3) помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности). Большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная. Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий: 1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка; 2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в дротом объеме, чем установлено фирмой-продавцом; 3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем; 4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы; 5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть; 6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи, Для измерения последствий государственного регулирования применяются ряд методов, например: 1) сравнение последствий и условий функционирования регулируемых и нерегулируемых фирм и рынков; 2) использование вариаций степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке или в одной и той же отрасли; 3) контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в небольших масштабах для выяснения воздействия какой-либо меры на поведение фирм; Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий Рынок – представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Квазимонопольные рынки – рынки, на которых монопольная власть существует, несмотря на относительно низкую концентрацию продавцов. Квазиконкурентные рынки – рынки, на которых действуют несколько фирм, но существует реальная угроза входа потенциальных конкурентов. Трансакционные издержки – издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта. Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Структура рынка определяется: количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации Монополия - это модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного товара является один продавец; выпускается однородная или дифференцированная продукция, которая не имеет совершенных заменителей; изменение цены любого товара не оказывает влияния на спрос на продукцию Совершенная конкуренция - для этой рыночной структуры характерны следующие черты: наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке; производится стандартизированная, или однородная продукция; отсутствует контроль над ценами; свободный вход и выход из отрасли. Олигополия - это определенное строение рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных фирм-продавцов однородной или сходность по своим характеристикам продукции. Монополистическая конкуренция - для этой рыночной структуры характерны следующие черты: наличие большого числа покупателей и продавцов, что обеспечивает незначительную власть на рынке и ограничивает контроль над рыночной ценой; свобода входа на рынок и выхода с него; невозможность для отдельной фирмы влиять на рыночную цену; продукция дифференцируема. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. Минимально эффективный выпуск - это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. U-форма фирмы (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. М-форма фирмы - (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Теория принципала-агента (принципал – владелец; агент - доверенное лицо (управляющий)) - отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими. Дискреционный - действующий по своему усмотрению. Трансфертные цены – это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы. Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства, когда все ресурсы переменны, и может быть организовано производство любых размеров.
[1] К третьей категории можно отнести доверительные товары, качество которых невозможно определить даже после употребления (медицинские и юридические услуги). [2] 1954 г. [3] Недостаток модели Дорфмана-Стейнера в том, что текущая реклама прямо входит в функцию спроса, а не косвенно через накопление запаса нематериальных активов. Нерлов и Эрроу в 1962 г. высказали мысль, что реклама – это вклад в запас нематериальных активов. Поэтому необходимо ввести в расчет ставку дисконта r и δ-темп падения влияния рекламы на спрос во времени (норма амортизации нематериального актива). Тогда формулу Дорфмана-Стейнера можно переписать следующим образом at/pq=(ή/Е)*(r+ δ).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |