Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Конкуренция и монополии




 

1. Сущность и виды конкуренции. Конкуренция – экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением этих работ. Конкуренция как экономический процесс охватывает все фазы воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбы во многом зависит от "жизненного цикла" товара, который делится на четыре фазы (график):

1) внедрение продукции – производитель старается выпускать более качественную продукцию, чем конкуренты; для этой фазы характерны незначительные объемы продаж;

2) фаза роста – когда происходит увеличение объемов производства, растет спрос, при этом производитель старается обогнать своих конкурентов по объемам производства и продаж;

3) фаза зрелости – объем производства продукции достигает максимума;

4) старение – спрос на продукции снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает.

Методы конкуренции:

- лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов;

- скупка патентов;

- снижение цен;

- захват рынков рабочей силы;

- выпуск на рынок новых марок и видов изделий.

Все методы можно разделить на две группы: ценовые и неценовые. К ценовым методам относится применение ценовой дискриминации (разные цены в отдельных регионах, демпинговые и бросовык цены). Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция за высокое качество продукта и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция бывает совершенной и несовершенной, добросовестной и недобросовестной, внутриотраслевой и межотраслевой.

Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара (фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен);

- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

Совершенная или свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно значительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Существуют жесткие барьеры для проникновения на рынок новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.