КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночные структуры несовершенной конкуренции
К числу наиболее распространенных актов недобросовестной конкуренции относятся: - распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; - доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве; - незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки; - реклама товара, не отвечающего требованиям качества; - использование некорректных сведений, порочащих товары конкурентов; - самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной информации, компрометирующей товары. Кроме этого имеют место и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства, шпионаж, гос. перевороты. Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать покупателя для приобретения продукции своей фирмы. Межотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Рыночная конкуренция имеет преимущества и недостатки. Преимущества: - способствует более эффективному использованию ресурсов; - вызывает необходимость гибко реагировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства; - создает условия для оптимального использования достижений НТП; - обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей; - нацеливает производителей на удовлетворение разных потребностей и на повышение качества товаров и услуг. Недостатки: - не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, водные ресурсы и т.д.); - отрицательно сказывается на защите окружающей среды; - не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, общественный транспорт, дороги); - не гарантирует право на отдых, труд, доход; - не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
2. Рынки несовершенной конкуренции. Монополия – крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому определенного положения (монопольного) на рынке отдельного товара или группы товаров. Монополия приводит к концентрации производства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваются между собой, образуя на определенный период времени альянс – союз. В нашей стране согласно закону фирма является монополистом, если ее доля на рынке превышает 35%-ю величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике. Цель создания монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над объемами производства и реализацией товаров. Одним из методов достижения этой цели является установление монопольных цен. Такие цены являются следствием соглашения между монополистами, господствующими на рынке данного товара, и устанавливаются исходя и расчета получения возможно большей прибыли от продажи товаров. Следует различать 2 вида монопольных цен: 1) монопольно высокие цены (цены, устанавливаемые на продаваемые ими товары); 2) монопольно низкие цены (цены, установленные монополистами на покупаемые ими товары). На кратковременные колебания спроса монополии предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей. Для достижения своих целей монополии широко используют следующие способы борьбы: 1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от низ покупателям не приобретать товары других фирм, т.к. они якобы худшего качества. 2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по "бросовым" ценам с целью разорения конкурента. 3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам. 4. Маневрирование ценами – монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей. 5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами. Выделяют различные виды монополий, применяя для этого следующие критерии: 1. Исходя из степени охвата экономики: - чистая монополия (продавец имеет полный контроль над рынком); - ограниченная монополия (продавец имеет частичный контроль над рынком); - абсолютная монополия (производство и реализация товара сосредоточены в руках государства). 2. В зависимости от характера и причин возникновения: - естественные (предприятия и организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства: редкие металлы, плодородные земли, газ, нефть и т.д.); - монополии, возникающие в ходе определенной договоренности ранее соперничавших производителей (картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты). Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объеме производства, обмене патентами и т.п. Картель представляет собой низшую форму монополистических объединений. Синдикат – более высокая ступень монополизации. В нем предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции. Трест – высшая форма промышленных монополий начала ХХ в., где полностью объединяются сбыт, производство и финансы предприятий. Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная компания организует финансовый контроль за всеми участниками. Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, действующих в разных секторах экономики. При этом сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм. Усиливая свои позиции в экономической области внутри страны, монополии выходят на мировые рынки. Возникают транснациональные монополии в автомобильной, нефте- и газодобывающей отраслях и др.
Олигополия – тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на нем нескольких производителей (как правило, 2-5). Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, однако его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли используется индекс Герфиндаля, показывающий степень концентрации рынка: H = S12 + S22 + … + Sn2, где S1, S2, …, Sn - доли фирм на рынке в порядке убывания (определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка). Например, если предложение товара обеспечивают 4 фирмы с рыночными долями 60%, 20%, 10% и 10%, то H = 3600+400+100+100 = 4200. В случае монополии он равен 10000, дуополии – 5000, а в ситуации, близкой к совершенной конкуренции (например, 100 фирм) – 100. Данный индекс реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Концентрация рынка, не превышающая 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, признак высокой концентрации.
Монополистическая конкуренция – модель рынка несовершенной конкуренции, когда с одной стороны фирмы выступают своего рода монополистами по производству товара, отличающего по своим качественным, вкусовым и т.п. характеристикам, а с другой – конкурируют между собой, т.к. производят товар, направленный на удовлетворение конкретной потребности. Например, рынки газированной воды. 3. Антимонопольное законодательство. Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Общие основы антимонопольного законодательства: 1) охрана и поощрение конкуренции; 2) контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке; 3) защита интересов потребителя; 4) контроль над ценами; 5) защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Антимонопольное законодательство впервые возникло в США и Канаде. В 1880 г. был принят закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавал незаконным любые объединения и соглашения, способствующие ограничению производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась. На протяжении ХХ столетия периоды его ужесточения и либерализации несколько раз чередовались. В России Закон"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 г. принят Федеральный закон "О естественных монополиях", в котором определяются основные сферы государственного регулирования: - транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам; - услуги по передачи электрической и тепловой энергии; - железнодорожные перевозки и др. В законе определен также один из методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |