Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и органы государственного управления в области использования и охраны водных объектов





УПРАВЛЕНИЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОД

Лекция № 10

Существовавшая ранее система управления использованием и охраной водных объектов, н том числе виды и органы мониторинга водных ресурсов, претерпевает сегодня значительные изменения, вызванные процессами, происходящими в сфере политических, экономических и экологических отношений. Они касаются, во-первых, изменений в системе государственного власти Российской Федерации, во-вторых, ликвидации органов межотраслевого или подведомственного управления, выполняющих межхозяйственные функции в области координации планирования и управления использованием и охраной водных объектов, в-третьих, ликвидации в промышленности отраслевых министерств и ведомств. В связи с этим ведомственное управление как самостоятельный вид государственного управления постепенно утрачивает свое значение, а его функции передаются предприятиям и организациям. На первый план выходит общегосударственное управление использованием и охраной водных объектов.

Органы государственной власти непосредственно осуществляют полномочия по регулированию водных отношений, отнесенные согласно ст. 66 Водного кодекса РФ к компетенции субъектов Российской Федерации. Эти органы также реализуют правомочия, закрепленные за ними статьями 8 – 9 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», применительно к использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. К таким функциям относятся:

- учет и оценка состояния окружающей природной среды, водных и других природных ресурсов, учет экологически вредных хозяйственных и прочих объектов, ведение кадастровой документации, в том числе государственного водного кадастра по водным объектам, отнесенным к собственности субъекта Российской Федерации, учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов;

- координация водоохранной и природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций и содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды, водных и других природных ресурсов, координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности;

- государственный экологический контроль; обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Важное место в системе органов, осуществляющих государственное управление использованием и охраной водного фонда, принадлежит органам специальной компетенции. В соответствии со статьей 73 Водного кодекса РФ специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Свердловский отдел Нижне-Обского бассейнового управления. Однако, помимо специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, управленческие функции в данной области общественных отношений выполняет целый ряд иных государственных органов. Они весьма многочисленны по своему составу, в связи с чем необходимо строго разграничить их правомочия в рассматриваемой сфере. В зависимости от содержания управленческой деятельности эти органы можно разделить на три вида.



К первому виду относится специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда. В настоящее время функции этого органа выполняет Федеральное агентство водных ресурсов. На территории Свердловской области функции государственного управления использованием и охраной водного фонда осуществляет его территориальное подразделение – Свердловский отдел Нижне-Обского бассейнового управления.

Правовой статус Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06. 04 № 282.

Свердловский отдел Нижне-Обского бассейнового управления является органом исполнительной власти субъекта Федерации, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Федеральное агентство водных ресурсов: организует перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод; проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами; государственного водного кадастра Федерации; Российского регистра гидротехнических сооружений; осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; разработку в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, составление водохозяйственных балансов; государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водонотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности; разработку и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, утверждение нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; устанавливает режимы специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности; определяет объемы экологических попусков и безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; представляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по установлению размеров и границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования.

В своей деятельности Свердловский отдел Нижне-Обского бассейнового управления руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов.

К третьему виду относятся органы специальной компетенции, выполняющие свои функции применительно к отдельным сферам деятельности по использованию и охране водных объектов. Это, в частности:

ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области» – ведет контроль за соблюдением санитарных нормативов и правил по охране водных объектов и источников питьевого водоснабжения от загрязнения опасными и вредными для здоровья человека веществами;

Уральское межрегиональное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УрГМС) осуществляет наблюдение за состоянием водных и других объектов окружающей природной среды. УрГМС является территориальным подразделением Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет сегодня – основная государственная структура, обеспечивающая функционирование единой государственной службы мониторинга окружающей среды. Согласно статье 78 Водного кодекса РФ, государственный мониторинг водных объектов ведется Министерством природных ресурсов РФ совместно и Росгидрометом. В современных условиях Росгидромет обладает наиболее отлаженной и разветвленной системой наблюдения за состоянием окружающей среды в целом и водных объектов в частности и иные территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.

Экономической основой деятельности органов государственной власти территории является собственность области, города федерального значения, в том числе на водные объекты и другие природные ресурсы, а также федеральная собственность, находящаяся на подведомственной им территории.

Эти органы (Министерство природных ресурсов Свердловской области):

во-первых, принимают участие в деятельности федеральных органов государственной власти, осуществлении экологической и других функций государства;

во-вторых, реализуют право собственности на земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, нелесную растительность, объекты животного мира), находящиеся в собственности области, города федерального значения, осуществляют контроль за охраной окружающей природной среды и рациональным использованием водных и других природных ресурсов, относящихся к объектам как федеральной собственности, так и собственности субъектов Российской Федерации. Тем самым оказывают существенное влияние на всю природоохранную работу на территории, в том числе по использованию и охране водных объектов.

Министерство природных ресурсов Свердловской области непосредственно наделено полномочиями по регулированию водных отношений, отнесенных, согласно статье 66 Водного кодекса РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации.

Губернатор области в сфере использования и охраны водного фонда:

- обеспечивает и защищает права граждан и юридических лиц на чистую воду и благоприятную водную среду и иные их права как водопользователей;

- определяет основные направления водохозяйственной политики области;

- отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов правительства области, его структурных подразделений, противоречащих водному законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области иные полномочия по использованию и охране водного фонда.

Необходимо отметить следующее: если перечень полномочий Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, закрепленный Водным кодексом РФ, носит исчерпывающий характер, то перечень соответствующих полномочий субъектов Российской Федерации является открытым. Часть 3 статьи 36 и статья 67 Водного кодекса РФ допускают возможность перераспределения (либо передачи) отдельных полномочий в области использования и охраны водных объектов между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании заключенных в соответствии с Водным кодексом РФ договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 54 Водного кодекса РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями по заключению договора пользования водным объектом, являющегося одним из оснований приобретения прав пользования водными объектами. Как видно, в процедуре предоставления водного объекта в пользование органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отводится заметная роль. Договор пользования водным объектом заключается между водопользователем и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Все это свидетельствует о понимании роли регионов в управлении использованием и охраной водных объектов.

В обеспечении эффективной организации использования и охраны водных объектов на территории субъектов Российской Федерации важная роль принадлежит местному самоуправлению, вод которым, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Предусмотренные в законодательстве полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов реализуются представительными органами местного самоуправления, главами муниципального образования и местными администрациями.

Так, в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления, в частности, находятся:

- принятие общеобязательных правил пользования водными и другими природными ресурсами на территории муниципального образования;

- вынесение решения о приостановлении строительства или эксплуатации хозяйственных и других объектов в случае нарушения водоохранных, экологических, санитарных, строительных норм и правил;

- определение порядка предоставления и изъятия земельных участков, замкнутых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, а также водных объектов, участков недр и других природных объектов местного значения, переданных в ведение муниципального образования;

- определение порядка распоряжения земельными участками, замкнутыми водоемами и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, в том числе программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов и утверждение отчетов об их исполнении;

- запрещение на основании заключения территориального подразделения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора, территориального подразделения Федерального агентства водных ресурсов и территориального подразделения Росприроднадзора видов деятельности, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия;

- установление правил пользования водозаборными и иными гидротехническими сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения муниципального образования, зонами санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

- объявление водных, природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую, научную и эстетическую ценность, особо охраняемыми территориями, памятниками природы, истории и культуры и определение правил их охраны и использования.

В управлении рациональным использованием и охраной водных объектов возрастает и роль водопользователей, так как этот процесс отражает не только их экологические, но и экономические интересы.

Основной категорией водопользователей, оказывающих существенное влияние на состояние водных объектов, являются промышленные предприятия («специальные» водопользователи). Они осуществляют водоохранные функции в рамках общих природоохранных функций, а следовательно, исходя из требований охраны окружающей среды в целом.

Управление рациональным использованием и охраной водных объектов, как и охраной окружающей среды, осуществляет администрация водопользователя, независимо от формы собственности, возглавляемая единоличным руководителем, ответственным в целом за природоохранительную деятельность и наделенным для этого соответствующими полномочиями. В сфере водопользования природоохранная деятельность предприятия направлена на снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты, на соблюдение норм и правил водопользования, на выполнение планов и мероприятий по охране водных объектов, на распространение эколого-правовых знаний и повышение экологической культуры работников.

В соответствии с главными задачами определяются права и обязанности предприятия по охране водных объектов, которые подразделяются на две группы. Первая включает права и обязанности предприятия в области водопользования. Они конкретизируются в актах водного законодательства применительно к особенностям отдельных водных объектов, и их реализация сопряжена с соблюдением предусмотренных в законодательстве экологических требований, в связи с чем у водопользователя возникают соответствующие обязанности. Вторую группу образуют права и обязанности, касающиеся непосредственно водоохранной деятельности предприятия (по планированию водоохранных и водохозяйственных мероприятий, совершенствованию технологии производства, строительству водохозяйственных объектов, экономическому стимулированию, подготовке кадров и повышению их квалификации, учету и отчетности в области водопользования). Конкретное содержание прав и обязанностей зависит от отраслевых и локальных условий, также от особенностей водопользования.

Независимо от структуры управления основными задачами в сфере рационального использования и охраны водных объектов являются: разработка и осуществление научно-технической политики и методического руководства водоохранной деятельностью на предприятии, обеспечение соблюдения норм, правил и нормативов в отношении водных объектов, соответствия выпускаемой продукции экологическим требованиям и требованиям по охране вод, планирование водохозяйственной и водоохранной деятельности, организация рационального использования водных и других природных ресурсов, повышение экологической культуры и квалификации работников, развитие экологического образования.

Управленческая деятельность регулируется различными правовыми актами и прежде всего локальными актами предприятий, важнейшее значение среди которых принадлежит положениям об организации природоохранной работы и стандартам предприятия по охране окружающей среды. Из них хотелось бы выделить лицензию на водопользование и экологический паспорт предприятия.

Лицензия на водопользование – это документ, удостоверяющий одновременно с договором пользования водным объектом право ее владельца пользоваться водным объектом или его часть» в определенных границах, для указанной цели, в течение установленного срока. В ней фиксируются конкретные ограничения водохозяйственной деятельности, условия потребления водных ресурсов и использования водных объектов. Лицензия выполняет функции учета и контроля за использованием водных ресурсов и распоряжением ими после получения лицензии. Через лицензию реализуется принцип «прозрачности» водопользователя для структур, ответственных за управление водохозяйственной деятельностью в бассейне реки, так как неотъемлемой частью лицензии являются документы, характеризующие водохозяйственную деятельность предприятия.

Орган лицензирования при выдаче лицензии учитывает требования всех органов государственного контроля в области охраны окружающей среды , при этом обосновываются предельные объемы изъятия воды из водных объектов; утверждаются объемы и качество сточных вод, допустимых к сбросу в водные объекты; ставятся условия, при реализации которых должно произойти улучшение экологической обстановки на конкретном участке реки. Обязательным условием осуществления водохозяйственной деятельности является разработка программы мониторинга используемой части водного объекта и реализация этой программы водопользователем в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Экологический паспорт промышленного предприятия в соответствии с ГОСТом определяется как нормативно-технический документ, содержащий данные об использовании предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и оценке воздействия применяемых технологических циклов на окружающую среду.

Правовой основой экологической паспортизации является ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и стандарт на экологическую паспортизацию предприятия, утвержденный 01.07.80.

Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные показатели производства, проекты расчета предельно допустимых выбросов и сбросов, разрешение на природопользование (лицензия), паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации, использованию отходов, данные государственной статистической отчетности, инвентаризации источников загрязнения и нормативно-технические документы. Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности. Для действующих и проектируемых предприятий экологический паспорт составляется и дополняется (корректируется) при изменении технологии производства, замене оборудования и т. д.

К числу основных функций, осуществляемых водопользователями в процессе управления в области использования водных ресурсов относятся: планирование водоохранных и природоохранительных мероприятий, контроль, организация подготовки кадров и повышение их квалификации, экономическое стимулирование водоохранной и природоохранной деятельности, организация учета и отчетности в сфере использования и охраны водных объектов и охраны окружающей среды. Все эти функции тесно взаимосвязаны между собой. Ведущая роль среди них принадлежит планированию. Предприятия разрабатывают планы по охране и рациональному использованию водных объектов, рациональному использованию других природных ресурсов, охране окружающей среды.

Одним из инструментов управления, а также специфической формой контрольной деятельности водопользователя является экологическое аудирование. Содержанием экологического аудита является проверка соответствия деятельности предприятий (водопользователей) природоохранным нормам и правилам, выработка комплекса необходимых корректирующих мер для разработки стратегии их социально-эколого-экономического развития. Экологический аудит в РФ регламентируется приказом Минприроды от 29.12.95 № 540.

Экологическое аудирование, согласно определению, принятому Международной торговой палатой, это инструмент управления, включающий в свой состав систематическую, документально подтвержденную, периодическую и объективную оценку соответствия организационной системы управления природопользованием и функционирования производственных процессов экологическим требованиям. Экологическое аудирование предполагает усиление организационно-управленческого контроля за практической деятельностью предприятий, предпринимателей в области рационального водопользования.

Оптимальная организация и управление водопользованием, достижение реальных результатов, эффективность использования имеющихся ресурсов, направляемых на водопользование, во многом зависят от адекватного выявления характера и масштабов воздействия хозяйства региона, отдельных предприятий на окружающую среду.

В свою очередь, эта задача может быть решена с помощью проведения предупредительных мер на основе экологического аудирования. Различают внутреннее и целевое аудирование.

Внутреннее аудирование – это систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем, воздействия производственных процессов на природную среду, выполняемые в соответствии с законодательством и внутренними стандартами по охране окружающей среды: экологический паспорт предприятия; лимиты вредных воздействий на окружающую среду; положение о службе природопользования на предприятии; разрешения, лицензии, договоры на использование ресурсов и пользование объектами природы.

Внутреннее аудирование осуществляется системно, по плану самого водопользователя, с целью самоанализа, проверки уровня «экологичности» соответствия природоохранной деятельности законам и стандартам природопользования.

Внешнее целевое аудирование организуется и проводится по требованию или решению местных органов самоуправления, местных служб природопользования и контроля за окружающей средой, а также организаций, финансирующих проведение природоохранных мероприятий. Целью такого аудирования является анализ, оценка современного состояния природоохранной деятельности и выработка рекомендаций по восстановлению природной среды, отдельных зон и элементов экосистем.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.