КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 7. Развитие педагогической мысли эпохи Просвещения,
План Лекция № 6 Развитие педагогической мысли эпохи Просвещения, классики педагогики XIX столетия 1. Развитие идей Я.А. Коменского и его последователей в эпоху Просвещения. Педагогические идеи «естественного» или «свободного воспитания». 3. Идеи элементарного образования, трудового, развивающего обучения в педоцентрической педагогической концепции И.Г. Песталоцци. 2. Классическая педагогика XIX века. Объяснительно-иллюстративная система обучения. И.Ф. Гербарт. 4. Принцип культуросообразности. В.А. Дистервег.
Эпоха Просвещения – одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу и Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни). Под влиянием идей просвещения предприняты были реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). Идеи природосообразности, гуманизма, заложенные великими педагогами XVII века – Я.А. Коменским, Дж. Локком – развивались в творчестве просветителей. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д"Аламбером. Жан Жак Руссо – французский просветитель, философ, романист, автор опер, драматических произведений, социальных и педагогических трактатов. Л.Н. Толстой, осымсливший позднее идеи Руссо и претворивший их в отечественный вариант концепции свободного воспитания, писал: «Я прочел всего Руссо, да, все двадцать томов, включая «Музыкальный словарь». Я не только восхищался им, я боготворил его: в 15 лет я носил на груди медальон с его портретом». Ж.-Ж. Руссо по совету Д. Дидро Руссо принял участие в конкурсе Дижонской академии, написав трактат «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» Ответ Руссо – резко отрицательный. Получив первую премию, Руссо «проснулся знаменитым». В дальнейшем педагогические идеи Руссо включили в себя отрицание цивилизации, лжи и фальши современного ему аристократического общества. По совету Д. Дидро Руссо принял участие в конкурсе Дижонской академии, написав трактат «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» «В то время как Правительство и Законы обеспечивают безопасность и благополучие объединившихся людей, Науки, Литература и Искусства — менее деспотичные, но, быть может, более могущественные, — покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны эти люди; подавляют в них чувство той исконной свободы, для которой они, казалось бы, рождены; заставляют их любить свое рабское состояние и превращают их в то, что называется цивилизованными народами. Необходимость воздвигла троны; Науки и Искусства их укрепили». Не все просветители разделяли взгляды Руссо. Вольтер, прочитав «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1775) саркастически заметил: «Мне страшно захотелось встать на четвереньки и залезть на дерево»[8]. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо в наиболее законченном виде воплотились в романе-трактате «Эмиль или О воспитании». Основные идеи Руссо, высказанные в данном произведении, таковы: · «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека». · Принцип природосообразности. · Раскрытие внутренних, природных сил детей. · Главный воспитатель – природа. Воспитатель косвенно влияет на воспитание, действуя через создание условий. В романе-трактате Руссо содержится очень необычная возрастная периодизация. Основные характеристики возрастов коррелируют с идеями естественного воспитания, удаляющего человека от цивилизации и приближающего к природе. · Младенческий возраст – 0 – 2 года. Не пеленать. Предупреждать капризы. Никакого режима. · «Сон разума» (2-12 лет). Развитие органов чувств. Ребенок включается в жизненные ситуации, позволяющие понять идеи собственности, дисциплины. · Отрочество (12-15 лет): умственное образование (знание о мире, физика, география, астрономия, элементы математики), знания реальные, обучение ремеслу. Опора на опыт ребенка. · Юношеский «Период бурь и страстей» (15-17 (18) лет): нравственное воспитание (добрые чувства, добрые суждения, добрая воля; половое воспитание). Основные факторы воспитания с позиций Руссо таковы: · Природа · Вещи · Люди. Основным методом воспитания Руссо считал «метод естественных последствий», применимый только в тех необычных условиях, в которых воспитывался Эмиль. В XVIII-XIX вв. вопросы образования и воспитания стали предметом философской рефлексии. Иммануил Кант (1724-1804) поднял в своих произведениях вопрос «внутреннего судьи», совести, который можно интерпретировать в педагогике как формирование механизмов интериоризации духовно-нравственных установок. Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) фактически предопределил формирование принципа культуросообразности, указав на то, что образование – способ овладения национальной культурой, а через нее – культурой общечеловеческой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) видел в человеке продукт истории и чрезвычайно высоко ценил воспитание. «Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию», - утверждал он. «Воспитание есть трудная, раздражающая борьба с самим собой». В трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса воспитание связывается с классовой борьбой, идея трудового обучения перерастает в идею политехнического образования (в дальнейшем это повлияет на советскую школу). Артур Шопенгуаэр мрачно заявлял, что Главное зло образования – то, что мир представлен в идеальном свете. Как видим, вопросы образования осмысливались всеми выдающимися философами XIX века, образование становится предметом философской рефлексии, теория педагогики начинает серьезно влиять на общественную жизнь в целом. Ключевой фигурой, осмыслившей проблемы образования начала XIX века, стал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827). Его называли «отцом сирот», «народным проповедником». Он внес в педагогическую теорию дух гуманизма, обратился к проблеме воспитания и образования низших слоев общества, видя в их воспитании путь к общественному прогрессу. В 1774 г. Песталоцци на собственные средства создал свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Основные идеи, которые решались в Нейгофе, сохранились в педагогическом творчестве Песталоцци всю жизнь. Он ставил две основные задачи: · Научить детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. · Посредством воспитания, связанного с производительным трудом, дать сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. В 1781 году выходит книга Песталоцци «Лингард и Гертруда». Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. Труды Песталоцци в области образования простых крестьян, сирот, были столь значимыми, что Законодательное собрание Французской республики объявило Песталоцци почетным гражданином Франции. В 1789 году Песталоцци создал приют в Станце. Здесь более отчетливо проявились не только гуманистические, просветительские тенденции творчества Песталоцци, но и новаторские педагогические идеи, определившие развитие педагогической мысли на многие годы вперед. Основные из этих идей: · Воспитывающий труд · Развивающее обучение · Элементарное умственное, нравственное и физическое воспитание. Вершиной педагогической деятельности Песталоцци стало создание приюта в Бургдорфе (1800-1804). Здесь были сформулированы слова-лозунги, которые легли в основу разработки идеи развивающего обучения: число, форма, слово. Содержание образования, ориентированное на эти составляющие, носило не традиционный, а развивающий характер. Песталоцци разработал методику начального обучения детей в народной школе. В его приюте учились мальчики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет. Результатом этой деятельности стала Теория элементарного образования, методика изучения детьми форм предметов, развития у них элементарных математических представлений и речи. С осени 1800 г. в Бургдорфе под руководством Песталоцци был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. Вскоре этот институт был переведен во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон (немецкое название — Ифертен), где просуществовал до 1825 г. и приобрел мировую известность. Развитие классической западноевропейской педагогики было осуществлено в трудах Иоганна Фридриха Гербарта (1746-1841), философа, психолога, математика, выдающегося педагога XIX века. С позиций Гербарта педагогика представляет из себя самостоятельную науку, основой которой являются этика и психология. При этом этика определяет цели педагогики, а психология формирует способы их осуществления. В этом контексте необходимо обратиться к психологической концепции Гербарта. Он: · Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. · Ввёл в науку понятия «ассоциация» и «апперцепция». · Работал над осмыслением понятий «Сознание и бессознательное», между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Он уже использовал термин «вытеснение» (переход представления в область бессознательного). Воспитание трактовалось Гербартом как управление, обучение и нравственное воспитание. Управление рассматривалось как центральный организационный процесс, достаточно жестко регламентировавший учебную деятельность учащихся. Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Гербарт вошел в историю педагогики как основоположник принципа воспитывающего обучения. Основа обучения – интерес. Виды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Классические ступени обучения по Гербарту предопределили структуру объяснительно-иллюстративного, гербартианского урока на много лет вперед. 1. Ясность или углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система (поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют). 4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806) формулирует основы системы обучения, применявшейся в немецкой гимназии и во многом заимствованные затем русской школой. Сегодня под гербартианством понимается авторитарное образование, детерминирующее субъект-объектные отношения учителя и ученика (учитель – активный субъект, ученик – пассивный объект обучения). Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) обогатил педагогику принципом культуросообразности образования. «Руководство к образованию немецких учителей» (1835) было важной вехой в развитии теоретической педагогики. «При воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...». Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Таким образом, можно утверждать, что в XVIII – XIX вв. сложилась система педагогического знания, в рамках которой велся диалог (традиционная, авторитарная и гуманистическая, педоцентрическая системы обучения, природосообразность и культуросообразность), но которая, в то же время являлась достаточно целостной. Вклад ведущих деятелей научной педагогики в ее развитие моежт быть сформулирован следующими положениями: Ж.-Ж. Руссо – основоположник теории естественного (свободного) воспитания, И.Г.Песталоцци развивал теорию элементарного образования, в которой просматриваются идеи развивающего педоцентричного обучения, И.Ф. Гербарт – создатель авторитарной очень практичной и технологичной системы обучения, базирующейся на множественности интересов учащихся, на жестком управлении и контроле. В.Ф.А. Дистервег – основатель принципа культуросообразности, учета национальной идеи в обучении. Тестовые задания к лекции 5. Приведите в соответствие цитату и имя автора:
1. «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.» а) Песталоцци б) Коменский в) Кершенштейнер г) Фрейд 2. «Вот какой дух должен руководить нами при выборе ремесла для Эмиля, - или, лучше сказать, не нам следует делать этот выбор, а ему самому.» а) Руссо б) Локк в)Песталоцци г) Дьюи 3. «Итак, совершенно очевидно, что мой метод в смысле постижения понятий числа и формы является ничем иным, как воспроизведением естественного хода развития природы и первоначально заложенных в природе человека сил.» а) Гербарт б) Фрейд в) Дьюи г) Песталоцци Приведите в соответствие имена педагогов и названия их трудов: 4. «Лингард и Гертруда» а) Плутарх б) Песталоцци в) Коменский г) Гербарт 5. «Эмиль, или О воспитании» а) Коменский б) Дистервег в) Руссо г) Дьюи 6. «Великая дидактика» а) Коменский б) Дистервег в) Руссо г) Дьюи 7. «Руководство к образованию немецких учителей» а) Руссо б) Коменский в) Дистервег г) Сократ Список литературы 1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Академия, 2007. 2. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 2007. 3. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940. 4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. 5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982. 6. Локк Д. Сочинения.: В 3 т. Т.1-2. М., 1985; Т.3. М., 1988. 7. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. 8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.1. М., 1993. Т.2. М., 1999. 9. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. 10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. М., 1981.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |