КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа и педагогика России XIX в. Формирование педагогической антропологии во второй половине XIX в
План: 1. Развитие народного образования в России XIX в. 2. Отечественная педагогическая мысль первой половины XIX в. 3. Формирование педагогической антропологии. К.Д. Ушинский.
В 1802 – 1804 годах была проведена либеральная и очень значимая для отечественной истории реформа образования в России. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Первый министр – Петр Васильевич Завадовский (1739-1812), возглавлявший при Екатерине II Комиссию по учреждению школ. В 1804 году был принят Устав учебных заведений, подведомых университетам. Сложилась четырехступенчатая структура государственного образования: • Университеты • Гимназии • Уездные училища • Приходские школы В этот же период активно развивались частные учебные заведения, лицеи. Самые знаменитые из них: • Ришельевский лицей (потом университет) в Одессе • Ярославский лицей • Царскосельский лицей (1811-1917). Министр просвещения Сергей Семенович Уваров, возглавлявший Академию наук (возглавлял министерство с 1833 по 1849 гг.) сформулировал лаконичную триаду приоритетных направлений развития образовательной политики в России: Православие – Самодержавие – Народность. Каждое из этих слов несло самостоятельную содержательную нагрузку, обозначенные идеи реализовывались на всех ступенях образовательной системы России. Устав средних школ 1864 года провозглашал: «В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний без различия профессий и верований их родителей». Характеристики этого устава: • Создание гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения • Прогимназия (4 года) – неполное среднее образование Устав по начальном образованию того же 1864 года предполагал сосуществование министерских, земских и частных школ (Александр II) Первая половина XIX века с позиций развития педагогической мысли характеризуется диалогом-оппозицией западников и славянофилов. Западники защищали идею заимствования моделей западноевропейской образованности (В.Г. Белинский, В.Ф. Одоевский). Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев) проповедовали самобытность исторического пути русского народа, в качестве воспитательного идеала пропагандируя религиозность, нравственность, любовь к ближнему. Значительную роль в развитии педагогической мысли сыграл Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Выдающийся хирург был попечителем Одесского учебного округа (1856), возглавлял Киевский учебный округ (1858-1861). Н.И. Пирогов выделял два рода воспитания: общечеловеческое и специальное, делая акцент на общем для всех, духовно-нравственном воспитании: «Быть человеком – это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной». Ведущие педагогические идеи Н.И. Пирогова: • Внесословное, бесплатное и обязательное на начальной ступени образование. • Классицизм (древние языки, родной язык, история и математика). Во второй половине XIX века в России формируется научная педагогика, основоположником которой является К.Д. Ушинский (1824 – 1870). К.Д. Ушинский обобщил и систематизировал педагогическое знание, сложившееся к середине XIX века, и создал педагогическую антропологию, которая затем развивалась в различных направлениях (культурно-антропологическое (П.Ф. Каптерев), христианско-антропологическое (В.В. Зеньковский) и др.). Ушинский утверждал, что педагогика стоит на фундаменте обширного круга антропологических наук: анатомии, физиологии, психологии, логики, философии, географии, статистики, политэкономии, истории. Главный обобщающий педагогический труд К.Д. Ушинского – «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии».
Основные вехи жизненного и профессионально-педагогического пути К.Д. Ушинского: • Окончил Московский университет • Преподавал в Ярославском юридическом лицее • 1859 г. – инспектор Смольного женского института • 1860-1862 – редактор «Журнала министерства просвещения». Ведущие идеи К.Д. Ушинского: • Принцип народности • Принцип научности • Приоритет родного языка в образовании • Труд как ведущий фактор развития личности. В области методики К.Д. Ушинский тоже сделал немало, обогатив современную педагогику учебными книгами, которые переиздаются по сей день: «Родное слово» и «Детский мир». Таким образом, можно утверждать, что XIX век, который называют золотым веком русского искусства, был таковым же и для русской педагогики. В XIX веке был предпринят ряд школьных реформ, которые созидали систему государственного просвещения с ориентацией на принципы преемственности, бессословности; система эта была проста по иерархии и управлению, что также является ее достоинством. Развитие педагогической мысли первой половины XIX века повлекло за собой создание научной педагогики в России. К.Д. Ушинский обосновал своеобразие педагогических идей, содержания национального образования, создал педагогическую антропологию, что дает основания считать его основоположником отечественной научной педагогики.
Тестовые задания к лекции № 7 1. Кто автор цитаты? «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни». А) В.Г. Белинский Б) К.Д.Ушинский В) В.Ф. Одоевский Г) Н.И. Пирогов 2. Выберите названия трудов К.Д. Ушинского: А) Труд в его психическом и воспитательном значении Б) Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии В) Родное слово Г) Сельская школа Д) Педагогическая поэма 3. Первым министром просвещения в России был: А) М.В. Ломоносов Б) С.С. Уваров В) П.В. Завадовский Г) К.Д. Ушинский 4. Сколько ступеней образования было создано в результате образовательных реформ 1802-1804 гг.? А) три Б) четыре В) пять Г) шесть 5. Согласно реформе 1804 года учебные заведения были подведомственны: А) лицеям Б) университетам В) кадетским корпусам Г) различным министерствам 6. Н.И. Пирогов возглавлял А) народную школу Б) Министерство образования В) учебный округ Г) университет Список литературы: 1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. М.: Просвещение, 1990. 2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Просвещение, 1987. 3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2007. 4. История педагогики. С XVIII века до середины ХХ века. Часть 2. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 2005. 5. Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики, 2005. 6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 1976. 7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – начало XIX в. /Под ред. М.Ф.Шабаевой. М., 1973. 8. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1952. 9. Православная педагогика в России. Учебное пособие. Владимир, 1998. 10. Рачинский С.А. Сельская школа. М., 1991. 11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. Т.2. М., 1999. 12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1988-1990. 13. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |