КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие актов налогового законодательства во времени
Важным элементом налоговых отношений является действие актов налогового законодательства во времени, включающее в себя: • порядок введения в действие актов налогового законодательства; • наличие обратной силы налоговых законов (Обратной силой закона называется распространение его действия на правоотношения, возникшие до вступления этого законодательного акта в силу). Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Исключение из этого правила составляют: • федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов; • акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Эти документы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Относительно обратной силы налоговых законов установлено следующее:
Установленные НК РФ правила действия актов налогового законодательства во времени распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, за исключением нормативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен ст. 3 Закона РФ от 21.05.93 №5003-1 «О таможенном тарифе» (действующая редакция от 08.12.2003 с изменениями от 23.12.2003). Понятие налога и сбора. Общие условия установления налогов и сборов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Общие условия установления налогов и сборов определяются первой частью НК РФ: • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; • не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (однако допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара); • не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Еще одна совокупность условий установления налогов (требования к налоговому законодательству) приведена ниже в вопросе «Общие условия установления налогов».
Виды налогов и сборов в Российской Федерации и их значение в формировании доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (А) Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета, а также являются важнейшим источником доходов региональных (около 80% — в Москве) и местных бюджетов. Совокупность налогов, действующих в РФ, довольно разнообразна. По своему отношению к формированию доходов бюджетов различных уровней налоги подразделяются: • на включаемые в собственные доходы бюджетов — налоги и сборы, бюджетным законодательством РФ закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами или бюджетами государственных внебюджетных фондов. • на включаемые в регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Нормативы отчислений регулирующих налогов определяются: • Бюджетным кодексом РФ (Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 23.12.2003)); • либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы; • либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Приведем в качестве примера, каким образом распределяются некоторые налоги и сборы между бюджетами разных уровней в 2004 году (Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»).
Классификация налогов и сборов. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Специальные налоговые режимы. Особенности введения, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов Классификация налогов и сборов. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Особенности введения, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов В налоговом законодательстве РФ установлена следующая классификация налогов и сборов: • федеральные налоги и сборы; • налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы); • местные налоги и сборы. Федеральными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ. Они вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: • налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; • порядок и сроки уплаты налога; • формы отчетности по данному региональному налогу; • налоговые льготы и основания для их использования (при необходимости). Остальные обязательные к установлению элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются: • налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; • порядок и сроки уплаты налога; • формы отчетности по данному местному налогу; • налоговые льготы и основания для их использования. Иные элементы налогообложения региональных и местных налогов (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, пределы, в которых может изменяться налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога) устанавливаются только НК РФ (или соответствующими федеральными законами). Этим обеспечивается единство налогового пространства на всей территории РФ. Действующая в настоящее время система налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, установлена Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Действующая редакция от 11.11.2003.) (статьи 19-21). Согласно этому Закону в РФ взимаются следующие налоги и сборы: 1) федеральные налоги: • налог на добавленную стоимость (НДС); • акцизы; • налог на доходы физических лиц; • единый социальный налог; • налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; • платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ; • налог на прибыль организаций; • государственная пошлина; • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; • плата за пользование водными объектами; • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; • налог на добычу полезных ископаемых; • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 2) налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (Лесной доход обязателен к взиманию на всей территории РФ, остальные региональные налоги являются факультативными, т.е. их взимание производится по решению субъекта РФ): • лесной доход; • транспортный налог; • налог на игорный бизнес; • налог на имущество организаций. 3) местные налоги (Обязательными к взиманию на всей территории РФ являются только первые три налога из приведенного перечня, налог на рекламу относится к категории факультативных): • налог на имущество физических лиц; • земельный налог; • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; • налог на рекламу. После того, как Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратит силу, в действие вступят перечни, указанные в статьях 13-15 НК РФ. Кроме этого законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривалось, что для организаций расходы по уплате налога на рекламу относится на финансовые результаты деятельности, а расходы по уплате земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг). Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ это положение налогового законодательства утратило силу. Специальные налоговые режимы Специальный налоговый режим — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся: • упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства; • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); • система налогообложения в свободных экономических зонах; • система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях; • система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Лица, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, также не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Уплата этими лицами, а также плательщиками единого сельскохозяйственного налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ, иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Остальные специальные налоговые режимы в основном предусматривают предоставление налоговых льгот.
Общие условия установления налогов. Объекты налогообложения Общие условия установления налогов Общие условия (принципы) установления налогов в налоговой системе РФ были рассмотрены ранее в вопросе «Общие условия установления налогов и сборов». Помимо этих базовых условий налоговое законодательство содержит ряд условий (требований к налоговому законодательству), соблюдение которых необходимо при установлении налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: • объект налогообложения; • налоговая база; • налоговый период; • налоговая ставка; • порядок исчисления налога; • порядок и сроки уплаты налога. Вышеуказанные элементы налогообложения делятся на две группы в зависимости от того, законодательство какого уровня может определять данные элементы. Так, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога определяются только федеральным налоговым законодательством (НК РФ или соответствующими федеральными законами). Этим же уровнем налогового законодательства определяются предельные размеры налоговых ставок. Оставшиеся элементы налогообложения, включая конкретный размер налоговых ставок, а также формы отчетности по данному налогу устанавливаются: • для федеральных налогов — федеральным законодательством; • для региональных и местных налогов — налоговым законодательством соответствующего уровня. В необходимых случаях при установлении налога в законодательном акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. В соответствующих статьях части первой НК РФ дается определение каждого вышеуказанного элемента налогообложения. Сами элементы налогообложения устанавливаются отдельно для каждого конкретного налога в главах части второй НК РФ или в соответствующих законах. Объект налогообложения В НК РФ дано следующее определение этого обязательного элемента налогообложения — это объект, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект налогообложения обязательно должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику. Объект налогообложения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ или соответствующими федеральными законами — этим достигается единство налогового поля (правил налогообложения) на всей территории РФ. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. В соответствии с налоговым законодательством объектами налогообложения могут являться: • операции по реализации товаров (работ, услуг); • имущество; • прибыль; • доход; • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); • иной объект.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |