Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие актов налогового законодательства во времени




Важным элементом налоговых отношений является действие актов нало­гового законодательства во времени, включающее в себя:

• порядок введения в действие актов налогового законодательства;

• наличие обратной силы налоговых законов (Обратной силой закона называется распространение его действия на правоотношения, возникшие до вступления этого законодательного акта в силу).

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении од­ного месяца со дня их официального опубликования. Исключение из этого правила составляют:

• федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов;

• акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представи­тельных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы.

Эти документы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опуб­ликования.

Относительно обратной силы налоговых законов установлено следующее:

Характеристика законодательного акта Наличие обратной силы
Акты налогового законодательства: устанавливающие новые налоги и (или) сборы повышающие налоговые ставки, размеры сборов устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налого­плательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых налоговым зако­нодательством Обратной силы не имеют
Акты налогового законодательства: устраняющие или смягчающие ответственность за на­рушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии за­щиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей Имеют обратную силу
Акты налогового законодательства: отменяющие налоги и (или) сборы снижающие размеры ставок налогов (сборов) устраняющие обязанности налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение Могут иметь обратную силу, если прямо предус­матривают это

 

Установленные НК РФ правила действия актов налогового законодательст­ва во времени распространяются также на нормативные правовые акты, регу­лирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, за исключением нор­мативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пош­лин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен ст. 3 Зако­на РФ от 21.05.93 №5003-1 «О таможенном тарифе» (действующая редакция от 08.12.2003 с изменениями от 23.12.2003).

Понятие налога и сбора. Общие условия установления налогов и сборов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностны­ми лицами юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Общие условия установления налогов и сборов определяются первой час­тью НК РФ:

• налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализа­ции гражданами своих конституционных прав;

• налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиоз­ных и иных подобных критериев;

• не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, граж­данства физических лиц или места происхождения капитала (однако до­пускается установление особых видов пошлин либо дифференцирован­ных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны про­исхождения товара);

• не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое эко­номическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограни­чивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или со­здавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельнос­ти физических лиц и организаций.

Еще одна совокупность условий установления налогов (требования к на­логовому законодательству) приведена ниже в вопросе «Общие условия ус­тановления налогов».

 

Виды налогов и сборов в Российской Федерации и их значение в формировании доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (А)

Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета, а также являются важнейшим источником доходов региональных (около 80% — в Москве) и местных бюджетов. Совокупность налогов, действующих в РФ, довольно разнообразна. По своему отношению к формированию доходов бюджетов различных уровней налоги подразделяются:

• на включаемые в собственные доходы бюджетов — налоги и сборы, бюджетным законодательством РФ закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами или бюдже­тами государственных внебюджетных фондов.

• на включаемые в регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нор­мативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюдже­ты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Нормативы отчислений регулирующих налогов определяются:

• Бюджетным кодексом РФ (Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 23.12.2003));

• либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы;

• либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который рас­пределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Приведем в качестве примера, каким образом распределяются некоторые налоги и сборы между бюджетами разных уровней в 2004 году (Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»).

Наименование налога (сбора) Федеральный бюджет, % Консолидированные бюджеты субъектов РФ (Консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя местные бюджеты), %
Налог на прибыль организаций:    
зачисляемый в федеральный бюджет (5%)    
зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (17%)    
зачисляемый в местные бюджеты (2%)    
Налог на доходы, облагаемые по ставкам, отличным от 24%    
Налог на доходы физических лиц    
Налог на добавленную стоимость    
Акцизы:    
на этиловый спирт из пищевого сырья, в том числе этиловый спирт-сырец из пище­вого сырья; спиртосодержащая продукция    
на табачные изделия    
на бензин автомобильный    
на легковые автомобили и мотоциклы    
вина, пиво, алкогольная продукция    
по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ    
Налог с имущества, переходящего в поряд­ке наследования и дарения    
Налог на операции с ценными бумагами    
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых    
Водный налог    
Таможенные пошлины (ввозные, вывозные)    
Государственная пошлина:    
с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в арбитражные суды, Верхов­ный Суд РФ и Конституционный Суд РФ    
с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции    
за регистрацию юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей    

Классификация налогов и сборов. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Специальные налоговые режимы. Особенности введения, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов

Классификация налогов и сборов. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Особенности введения, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов

В налоговом законодательстве РФ установлена следующая классификация налогов и сборов:

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);

• местные налоги и сборы.

Федеральными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обя­зательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и за­конами субъектов РФ. Они вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

• налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

• порядок и сроки уплаты налога;

• формы отчетности по данному региональному налогу;

• налоговые льготы и основания для их использования (при необходи­мости).

Остальные обязательные к установлению элементы налогообложения ус­танавливаются НК РФ.

Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и норма­тивными правовыми актами представительных органов местного самоуправ­ления, вводимые в действие нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях соответствующих му­ниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов.

При установлении местного налога представительными органами местно­го самоуправления в нормативных правовых актах определяются:

• налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

• порядок и сроки уплаты налога;

• формы отчетности по данному местному налогу;

• налоговые льготы и основания для их использования.

Иные элементы налогообложения региональных и местных налогов (нало­гоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, пределы, в которых может изменяться налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога) устанавливаются только НК РФ (или соответствующими федеральны­ми законами). Этим обеспечивается единство налогового пространства на всей территории РФ.

Действующая в настоящее время система налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, установлена Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Действующая редакция от 11.11.2003.) (статьи 19-21). Согласно это­му Закону в РФ взимаются следующие налоги и сборы:

1) федеральные налоги:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина;

• платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в феде­ральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законода­тельными актами РФ;

• налог на прибыль организаций;

• государственная пошлина;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• плата за пользование водными объектами;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объ­ектами водных биологических ресурсов.

2) налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (Лесной доход обязателен к взиманию на всей территории РФ, остальные региональ­ные налоги являются факультативными, т.е. их взимание производится по решению субъ­екта РФ):

• лесной доход;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• налог на имущество организаций.

3) местные налоги (Обязательными к взиманию на всей территории РФ являются только первые три на­лога из приведенного перечня, налог на рекламу относится к категории факультативных):

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью;

• налог на рекламу.

После того, как Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратит силу, в действие вступят перечни, указанные в статьях 13-15 НК РФ.

Кроме этого законом «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» предусматривалось, что для организаций расходы по уплате налога на рекламу относится на финансовые результаты деятельности, а расходы по уплате земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг). Фе­деральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ это положение налогового зако­нодательства утратило силу.

Специальные налоговые режимы

Специальный налоговый режим — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогооб­ложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотрен­ном НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринима­тельства;

• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводите­лей (единый сельскохозяйственный налог);

• система налогообложения в свободных экономических зонах;

• система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

• система налогообложения при выполнении договоров концессии и со­глашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим (каким законодательным актом регламентирован) Какие налоги общего режима налогообложения заменяются Чем заменяются налоги общего режима налогообложения
Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)   Для организаций: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог. Для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуще­ствления предпринимательской дея­тельности), единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц Единый налог  
Система налогообложения в виде единого налога на вме­ненный доход для отдельных видов деятельности — ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ) Для организаций: налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской дея­тельности, облагаемой ЕНВД) единый социальный налог (в отно­шении выплат, производимых физичес­ким лицам в связи с ведением предпри­нимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) Для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предприниматель­ской деятельности, облагаемой ЕНВД), единый социальный налог (в отно­шении доходов, полученных от пред­принимательской деятельности, облага­емой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) Единый налог на вмененный доход
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаро­производителей (гл. 26.1 НК РФ) Для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего упла­те при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество организаций, единый социальный налог Для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего упла­те при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемо­го для осуществления предпринима­тельской деятельности), единый социальный налог Единый сельскохозяйственный налог

 

Специальный налоговый режим (каким законодательным актом регламентирован) Какие налоги общего режима налогообложения заменяются Чем заменяются налоги общего режима налогообложения
Система налогообложения при выполнении соглашений о раз­деле продукции [гл. 26.4 НК РФ, Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (действую­щая редакция от 06.06.2003)] Если соглашение заключено в «обыч­ном» порядке (в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»), инвестор освобождается от уплаты установленных налоговым законодательством РФ налогов и сборов (Налог на имущество организаций и транспортный налог не уплачиваются инвесторами только в отношении объектов налогообложения, непосредственно используемых для реализации соглашения о разделе продукции.), за исключением: налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций; единого социального налога; налога на добычу полезных иско­паемых; платежей за пользование природ­ными ресурсами; платы за негативное воздействие на окружающую среду; платы за пользование водными объектами; государственной пошлины; таможенных сборов; земельного налога; акциза (кроме акциза на газ). Если соглашение заключено в порядке, отличном от «обычного» (в соответст­вии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»), инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: единый социальный налог; государственную пошлину; таможенные сборы; налог на добавленную стоимость; плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, по решению соответству­ющего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа мест­ного самоуправления инвестор (вне зависимости от порядка, в котором заключено соглашение) может быть освобожден от уплаты региональных местных налогов и сборов (в соответствующем порядке). Раздел произведенной продукции между государством и инвестором; налоги общего режима налогообложения, уплачиваемые инвестором, исчисляются и уплачиваются с учетом особенностей, установленных гл.26.4 НК РФ

 

Лица, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, также не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Уп­лата этими лицами, а также плательщиками единого сельскохозяйственного налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произво­дится в соответствии с законодательством РФ, иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Остальные специальные налоговые режимы в основном предусматривают предоставление налоговых льгот.

Специальный налоговый режим (каким законодательным актом регламентирован) Какие налоговые льготы предоставляются  
Система налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) — отдельно по каждой СЭЗ при­няты соответствующие акты (Постановления Вер­ховного Совета РСФСР, Федеральные законы и т.п.), в настоящее время действует 12 СЭЗ Отменяется уплата отдельных налогов (долей налогов, зачисляемых в соответст­вующие бюджеты) либо предоставляются налоговые льготы в соответствии с нало­говым законодательством РФ и регио­нальным (местным) законодательством, в соответствии с федеральными законами о соответствующей СЭЗ
Система налогообложения в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях (Закон РФ от 14.07.92 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (действующая ре­дакция от 02.04.1999, с изменениями от 23.12.2003)) Соответствующими органами местного самоуправления предоставляются допол­нительные льготы по налогам и сборам организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налого­вых органах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Право на получение льгот имеют органи­зации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70% своей деятельности на территориях соот­ветствующих ЗАТО (в том числе не менее 70% среднесписочной численности ра­ботников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70% фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответст­вующего ЗАТО)

 

Общие условия установления налогов. Объекты налогообложения

Общие условия установления налогов

Общие условия (принципы) установления налогов в налоговой системе РФ были рассмотрены ранее в вопросе «Общие условия установления нало­гов и сборов». Помимо этих базовых условий налоговое законодательство содержит ряд условий (требований к налоговому законодательству), соблю­дение которых необходимо при установлении налога.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Вышеуказанные элементы налогообложения делятся на две группы в за­висимости от того, законодательство какого уровня может определять дан­ные элементы. Так, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога определяются только федеральным налоговым законодательством (НК РФ или соответствующими федеральными законами). Этим же уровнем налогового законодательства определяются предельные размеры налоговых ставок.

Оставшиеся элементы налогообложения, включая конкретный размер нало­говых ставок, а также формы отчетности по данному налогу устанавливаются:

• для федеральных налогов — федеральным законодательством;

• для региональных и местных налогов — налоговым законодательством соответствующего уровня.

В необходимых случаях при установлении налога в законодательном акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использо­вания налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы об­ложения применительно к конкретным сборам.

В соответствующих статьях части первой НК РФ дается определение каждого вышеуказанного элемента налогообложения. Сами элементы нало­гообложения устанавливаются отдельно для каждого конкретного налога в главах части второй НК РФ или в соответствующих законах.

Объект налогообложения

В НК РФ дано следующее определение этого обязательного элемента на­логообложения — это объект, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект налогообложения обязательно должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Объект налогообложения по федеральным, региональным и местным на­логам устанавливается НК РФ или соответствующими федеральными зако­нами — этим достигается единство налогового поля (правил налогообложения) на всей территории РФ. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

В соответствии с налоговым законодательством объектами налогообложения могут являться:

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

• имущество;

• прибыль;

• доход;

• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• иной объект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.