Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на уровень налоговых доходов

Наименование факторов Сумма, В% к
    млрд.руб ВВП
А В    
  Доходы, которые ранее не учитывались при -6,4 -0,05
  налогообложении прибыли    
  Снижение относительного уровня налоговых -81,7 -0,63
  доходов от внешнеэкономической деятельности за    
  счет отставания темпов роста курса рубля по    
  отношению к доллару по сравнению с темпами    
  роста ВВП    
  Отмена налога на покупку денежных знаков и -2,5 -0,02
  платежных документов, выраженных в    
  иностранной валюте    
  Поэтапное снижение экспортных пошлин на все -7,8 -0,06
  товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа)    
  Увеличение поступлений по акцизам на 8,6 0,07
  нефтепродукты в связи с изменением порядка    
  взимания налога    
  Внесение изменений в налоговое законодательство    
  всего:    
  - по налогу на прибыль предприятий -30,2 -0,23
  - индексация ставок акцизов 43,8 0,34
  - новый порядок определения ставок вывозных -3,9 -0,03
  таможенных пошлин на нефтепродукты    
  - изменение нормативов зачисления в федеральный -43,3 -0,34
  бюджет арендной платы за землю, земельного    
  налога, акцизов на нефтепродукты и табачные    
  изделия    

 

В структуре налоговых доходов начиная с 2002 г. произошли изменения, заключающиеся в том, что в их составе стал учитываться единый социальный налог.

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинскогоинского страхования РФ — и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, введен в действие с 1 января 2001 г.

В 2002 г. впервые в состав доходов федерального бюджета включена часть доходов от социального налога, направляемая в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии, — 257,5 млрд. руб. или 7,5% доходов и 2,4% к ВВП (в эту сумму включены и плате­жи пенсионный фонд — 9,5% от малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход). Фактически за 2002 г. доля этого налога составила 15%.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от величины налогооблагаемой базы и видов плательщиков.

Они распределяются по уровням бюджетной системы

1. Сумма единого социального налога, уплачиваемая организациями, зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в следующих размерах:

1) федеральный бюджет — 30% общей суммы единого налога;

2) бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты — 70% общей суммы единого налога.

2. Сумма единого социального налога, уплачиваемая предпринимателями, зачисляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты в размере 100% общей суммы единого налога.

Однако не весь новый единый социальный налог, выплачиваемый компаниями, показан в бюджете. Прежде существовавшая система внебюджетных фондов частично сохранилась. Все еще существуют платежи во внебюджетные фонды социального страхования и медицинского страхования, так же как и различные платежи трудовых пенсий во внебюджетный пенсионный фонд. Последние платежи представляют собой две верхние ступени в новой трех ступенчатой пенсионной системе. Компонент пенсии, который отныне идет в бюджет, это нижняя ступень в ново и системе, представляющая собой фиксированную базовую пенсию.

Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала — около процентов. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля и общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002 г. и 3,5% в 2003 г.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Так, в 2001 г. доля этих налоговых платежей составила около 70% от всех налоговых доходов, а в 2003 г. эти доля увеличится до 82,5%. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу, представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Косвенное налогообложение снижает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества.

Методология планирования доходов федерального бюджета

Налог на прибыль (доход) организаций

Прибыль является основным источником производственных инвестиций. Это обстоятельство активно используется при макроэкономическом регулировании. Налогообложение прибыли является тем регулятором, который позволяет активизировать или, наоборот, затормозить скорость развития экономики страны. При этом низкие ставки этого налога позволяют активизировать инвестиционный процесс объемов производства, а следовательно, и деловую направленность предпринимателей. Соответственно, обратная направленность этого регулятора приводит к противоположному результату.

На первоначальном этапе проведения российских экономических реформ, когда необходимо было прежде всего провести беспрецедентный структурный сдвиг в экономике, чрезмерно высокие ставки налога на прибыль оказали негативное влияние на динамику экономических процессов. При этом также не была достигнута цель максимальной концентрации финансовых ресурсов с помощью сбора этого налога в государственном бюджете. Несмотря на активный прессинг механизма налогообложения прибыли, доля этого налога в доходах федерального бюджета постоянно снижается. Этот факт достаточно наглядно иллюстрируют официальныестатистические данные.

Динамика изменения доли налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы приведена в табл. 4.

В основу расчета налога на прибыль организаций принимается прогноз по объему прибыли, предъявляемой налогоплателыциками в целях налогообложения исходя из отчетных данных Министерства РФ по налогам и сборам о налогооблагаемой базе за предыдущий год с учетом динамики прогнозируемых объемов валовою внутреннего продукта и других основных макроэкономических параметров развития экономики, оказывающих влияние на формирование финансового результата.

 

 

Таблица 4 «Динамика изменения доли налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы»

Годы Доля налога на прибыль в доходах федерального бюджета Доля налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ
А    
  21,4 28,7
  26,2 32,5
  19,6 37,2
  23,6 36,4
  13,3 28,5
  15,2 26,2
  13,6 26,4
  16,9 37,1
  11,8 32,9
  7,4 24,9

 

Ежегодные расчеты поступления налога на прибыль производятся с учетом изменений, вносимых в налоговое законодательство.

В 2002 г. прибыль, предъявляемая в целях налогообложения, прогнозировалась в объеме 2602,5 млрд. руб., что составляло 24,55% к ВВП при ожидаемой оценке за 2001 г.: 2366,5 млрд. руб., или 26,74% к ВВП. В федеральном бюджете на 2003 г. для расчета принимается налогооблагаемая прибыль в размере 2680,4 млрд. руб., или 20,5% к ВВП. Реально это означает не только существенное сокращение общей доходности субъектов экономической деятельности, но и тот факт, что в результате проведения налоговой реформы в стране возможности стимулирующей функции этого налога все больше утрачиваются.

Рассмотрим более подробно, какие именно механизмы налога на прибыль организаций изменены в связи с введением новой 25-й главы Налогового кодекса.

Следует отметить, что целый ряд нововведений несомненно носит положительный характер и нацелен на реализацию заявленных целей.

Так, существенные изменения, внесенные в порядок формирования налогооблагаемой базы, в частности реформирование налогообложения прибыли, предусматривает снятие ограничений на возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов. Происходит либерализация амортизационной политики и снятие ограничений по включению в расходы затрат на ремонт и техническое обслуживание основных фондов. Впервые закон фиксирует методы отнесения расходов на амортизацию, ранее регулируемые подзаконными актами. В соответствии со сроками использования основных средств закон выделяет 10 амортизационных групп. Правительству дано право определять "классификацию" основных средств, включаемых в эти группы (с учетом ее налогоплательщики самостоятельно определяют срок использования амортизируемого имущества). Важно, что налогоплательщику дано право выбора метода амортизации: линейного или так называемого "нелинейного" для большей части основных средств. Введенные нормы нелинейной амортизации — это новый способ первоначального ускорения возмещения капитальных затрат. Такая нелинейная амортизация заметно снижает потери при досрочной замене морально устаревшего оборудования. Наконец, разрешается повышать нормы амортизации при повышенной сменности оборудования (до двух раз) и при лизинге (до трех). Это ускоряет оборот капитала и, увеличивая капиталоотдачу повышает стимулы для инвестиций. Фиксация новых правил амортизации законом позволит предприятиям бо­лее уверенно планировать на перспективу свою экономическую политику.

Кроме того, предусмотрено включение в расходы всех затрат организаций на освоение природных ресурсов, что компенсирует ту часть отчислений на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы, которая в настоящее время оста­ется у предприятий.

Резко снижается суммарная ставка налога на прибыль (с 35 до 24%, с унификацией этой ставки для разных сфер деятельности). Закон изменяет не только общую ставку, но и пропорции распределения налога на прибыль между федеральным, региональными и местными бюджетами. Установлены ставки для зачисления в эти бюджеты в размере 7,5, 14,5 и 2% соответственно (первоначальный проект 10, 20 и 5%). От суммы доходов от налога на прибыль бюджеты субъектов Федерации получат 57,1% (вместо первоначальных 60,4%), местные бюджеты 8,3% (вместо 14,3%).

При этом отменяется большая часть федеральных налоговых льгот, что позволит продолжить курс налоговой реформы на снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране.

К положительным изменениям можно отнести и то, что коренным образом изменяется налоговый учет, ориентируясь на реалии современной экономики (включая фиксацию в законе норм амортизации, отмену кассового метода учета доходов, разрешение формирования резервов по сомнительным долгам и т. п.);

Однако в результате изменения налогооблагаемой базы налога на прибыль и снижения общей ставки налогообложения существенные потери несут и бюджеты субъектов Федерации и федеральный бюджет. Эти потери в процентах к налоговому потенциалу бюджетов субъектов Федерации составляют около 10% и распределяются по территории России неравномерно. И основной удар приходится на| наиболее развитые регионы страны.

Массовое сокращение льгот и налоговых вычетов, не связанных с основной деятельностью организаций (вплоть до полного исключения из Налогового кодекса РФ посвященных им статей), — крупное достижение. Однако нет данных, подтверждающих, что позитивный эффект льгот хотя бы покрывал потери от них. Кроме того, вычеты из налогооблагаемой базы (по существу своего экономического содержания это также льготируемые затраты) остались в «скрытой» форме прежде всего в составе расходов, обусловленных экономической деятельностью. Из них экономически наиболее оправдан перенос убытков на будущие периоды: колебания конъюнктуры часто превышают по длительности налоговый период. Более сомнительно отнесение к допустимым расходам затрат на социально-культурную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство. Их сохранение - это политический компромисс, частично оправданный угнетенным положением этих секторов, который смягчает их адаптацию к рыночным условиям.

Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в федеральный бюджет на 2002 г. прогнозировался на уровне ожидаемой оценки за 2001 г., или в размере 96,8%. На 2003 г. собираемость этого налога планируется в размере 97%.

Общий объем поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет в 2002 г. прогнозировался в сумме 187,3 млрд. руб., составляет 1,77% к ВВП, т. е. со снижением по сравнению ожидаемой оценкой на 0,67% к ВВП, в том числе за изменения налогового законодательства в связи с принятием соответствующей главы части второй Налогового кодекса РФ — 0,54% к ВВП.

В 2003 г. в оценке налогооблагаемой прибыли также были учтены существенные изменения, внесенные в порядок формирования налогооблагаемой базы, а также такие факторы, как снятие ограничений на возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых, документально подтвержденных производственных расходов, либерализация амортизационной политики, что снизило облагаемую прибыль 2002 г. по сравнению с отчетом за 2001 г. на 1,42% к ВВП, или н.1 154,8 млрд. руб.

Относительное увеличение (в % к ВВП) фонда оплат],I труда и других макроэкономических показателей, заложенных в основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 г., также привело к снижению облагаемой прибыли на 19,5 млрд. руб., или на 0,15% к ВВП.

Изменение налогового законодательства в части, оказывающей влияние на формирование финансового результата, по экспертной оценке Министерства экономическое, развития и торговли РФ (отмена налога на пользователем автомобильными дорогами и налога с владельцев транспортных средств, снижением амортизации, учитываемой в целях налогообложения, индексация земельного налога, введение транспортного налога) привело к увеличению налогооблагаемой прибыли в 2003 г. на сумму 114,7 млрд. руб. или 0,88% к ВВП, что увеличило доходы консолидированного бюджета Российской Федерации на 25,7 млрд. руб. или 0,2% к ВВП, и федерального бюджета (при ставке 7,5% на 8,2 млрд. руб., или 0,06% к ВВП.

Общее влияние макроэкономических факторов и изменения налогового законодательства увеличило налогооблагаемую прибыль на 0,73% к ВВП к ожидаемой оценю 2002 г. Рост доходов федерального бюджета по этой причине составил соответственно 0,05% к ВВП, или 6,8 млрд. руб.

Общий объем прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом указанных корректировок, прогнозируется на 2003 г. в сумме 2777,7 млрд. руб., что составляет 21,4% к ВВП.

Общая ставка налога на прибыль учтена в расчетах в размере 24%, федеральная ставка составила 6% против по утвержденному бюджету 2002 г. Передача 1,5 процентных пункта федеральной ставки в доходы бюджетов субъектов Федерации сократила доходы федерального бюджета на 39,6 млрд. руб. и с учетом собираемости 38,4 на млрд. руб.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методология планирования доходов и расходов бюджета | Сущность финансов субъектов РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.