Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности муниципальных финансов




1. Особенности финансов муниципального образования рас­смотрим на примере г. Северодвинска.

Экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы, муниципальная собственность и другое имущество, служащее источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения г. Северодвинска.

В исключительной собственности г. Северодвинска находят­ся и не подлежат отчуждению объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потреб­ностей населения и муниципального хозяйства, и также сохра­нения историко-культурного наследия.

В целях удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, укрепления и развития инженерной и социальной ин­фраструктуры администрация создает муниципальные унитар­ные предприятия. Они наделяются имуществом на праве хозяй­ственного ведения.

Муниципальным учреждением является некоммерческая ор­ганизация, создаваемая администрацией для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций и фи­нансируемая полностью или частично за счет средств муници­пального бюджета. Муниципальное учреждение наделяется имуществом на праве оперативного управления.

Органы местного самоуправления предоставляют в соответст­вии с действующим законодательством налоговые и другие льготы и преимущества в пределах сумм налогов и других платежей, за­числяемых в доход муниципального бюджета. Хозяйственные от­ношения органов местного самоуправления с предприятиями, уч­реждениями, организациями, не входящими в состав муници­пальной собственности, строятся на договорной основе.

Органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) объединять на добровольной основе средства пред­приятий, организаций, граждан и муниципального бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры; 2) привлекать предприятия и организации к строительству и содержанию ме­стных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.

В части внешнеэкономической деятельности мэр г. Северо­двинска наделен следующими правами: 1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение про­дукции за счет имеющихся валютных средств; 2) участвовать в создании совместных предприятий по использованию природ­ных ресурсов, создавать предприятия по выпуску товаров народ­ного потребления и оказанию услуг; 3) принимать участие в создании совместных с зарубежными партнерами научных, куль­турных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития местного хозяйства; 4) создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных и импортных возможностей.

Администрация или уполномоченный орган формируют муниципальный заказ. Администрация выступает заказчиком на вы­полнение работ по благоустройству г. Северодвинска, комму­нальному обслуживанию населения, строительству и реконст­рукции объектов инженерной и социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.

В доходы муниципального бюджета города зачисляются: мест­ные налоги, сборы и штрафы; закрепленные законодательством отчисления от федеральных и областных налогов; финансовые средства, переданные муниципальным органам органами госу­дарственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий; поступления от продажи и сдачи в аренду муници­пального имущества, от муниципальных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий; дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления.

Превышение расходов над доходами, как правило, не допус­кается. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. По решению муни­ципального Совета может быть установлен предельный размер дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета г. Се­веродвинска происходит превышение предельного уровня дефи­цита или значительное снижение поступлений доходных источ­ников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Пере­чень защищенных статей бюджета устанавливается муниципаль­ным Советом.

Объекты и виды работ, не включенные в конкретную про­грамму социально-экономического развития той или иной от­расли муниципального хозяйства, не подлежат выполнению, если бюджет не гарантирует их финансирование.

В составе бюджета г. Северодвинска образуется резервный фонд для непредвиденных расходов, размер которого определяет муниципальный Совет ежегодно при утверждении бюджета. Резервный фонд используется администрацией для осуществления ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, покрытия дефицита бюджета, финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета г. Северодвинска.

Доходы бюджета, полученные дополнительно в ходе исполне­ния бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или эконо­мии в расходах, изъятию не подлежат, используются по усмотре­нию мэра г. Северодвинска в течение текущего финансового года и включаются в отчет об исполнении бюджета этого года.

Мэр г. Северодвинска и администрация распоряжаются средствами внебюджетных и валютных фондов в соответствии с направлениями их использования, утвержденными муниципаль­ным Советом. Отчет об использовании внебюджетных и валют­ных фондов ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета представляется муниципальному Совету.

Финансовые ресурсы органов территориального обществен­ного самоуправления образуются за счет средств, переданных му­ниципальным Советом, доходов от деятельности созданных ими предприятий, добровольных взносов и пожертвований других предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также про­водимых этими органами мероприятий, других поступлений.

Органы территориального общественного самоуправления са­мостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финан­совые ресурсы в соответствии с уставными целями своей деятель­ности, в том числе на содержание создаваемых ими органов.

Решение о проведении муниципальных займов и лотерей, создании муниципальных банков и, других кредитных организа­ций принимается муниципальным Советом.

Средства, направляемые на осуществление отдельных госу­дарственных полномочий, в доходах и расходах муниципального бюджета учитываются отдельно в пределах сумм, предусмотрен­ных на эти цели федеральным или областным бюджетом.

2. Отдельные особенности организации местного самоуправ­ления рассмотрим на примере Волгоградской области. Местное самоуправление в Волгоградской области представляет систему организации и деятельности граждан, образующих в границах городских, сельских поселений и других территорий местные сообщества; для самостоятельного, под свою ответственность и в соответствии с законодательством, решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных функций, возложенных на органы местного самоуправления законами РФ и Волгоградской области.

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территорий местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципаль­ной собственности, а также государственная собственность, пе­реданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, и другая собствен­ность, служащая удовлетворению потребностей местного насе­ления.

Муниципальная собственность выступает в виде собственно­сти городских, сельских поселений и других территорий мест­ного самоуправления.

В муниципальной собственности могут находиться: земля, недра, леса, воды, растительный и животный мир; имущество органов местного самоуправления; средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов; муниципальный жилищный фонд;

нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда; имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетво­рения коммунально-бытовых и социально-культурных потреб­ностей населения;

• имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;

• имущество, переданное органам местного самоуправления без­возмездно на основе соглашений и договоров.

Средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, другое муниципальное имущество, незакрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну. Города и сельские поселения владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью через органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или по­стоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, опре­делять в договорах и соглашениях условия использования про­даваемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы, местного самоуправления определяют условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты об их деятельно­сти. Право по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления от­дельным юридическим лицам и гражданам с обязательным уста­новлением контроля за пользованием этими правами. Отноше­ния между органами местного самоуправления и руководителя­ми предприятий, учреждений, организаций, находящимися в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе. Органы местного самоуправления имеют право координиро­вать участие предприятий, учреждений, организаций в ком­плексном социально-экономическом развитии территории, объ­единять на добровольной основе средства предприятий, учреж­дений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоуст­ройстве, содержании объектов на соответствующей территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.

Орган местного самоуправления на подведомственной им территории выступает заказчиком на выполнение работ по бла­гоустройству территории, коммунальному обслуживанию насе­ления, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ, произ­водство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетво­рения коммунально-бытовых и социально-культурных потреб­ностей населения соответствующей территории, с использовани­ем предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникаю­щих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитов.

Самостоятельность местного бюджета гарантируется: нали­чием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; запретом на изъятие свободных остатков средств ^местного бюджета, полученных. в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов; возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, других местных сообществ.

В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и областных налогов в соот­ветствии с нормативами, установленными федеральным и обла­стным законодательством, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муни­ципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муници­пальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции и другие поступления в соответствии с зако­нодательством и решениями органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно определя­ют направления использования средств местного бюджета, уста­навливают исходя из имеющихся средств нормы расходов на со­держание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений со­циальной сферы, органов охраны правопорядка и на другие це­ли, устанавливают за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждаю­щихся в социальной защите.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природны­ми ресурсами, которые разрабатываются и добываются на их территории; получают часть валютной выручки от продажи до­бываемых на их территории природных ресурсов.

Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов и несут ответственность перед местным населением за их со­блюдение.

3. Порядок регулирования взаимоотношений между област­ным бюджетом и местными бюджетами рассмотрим на примере Свердловской области.

Взаимоотношения между областным и местными бюджетами возникают в процессе установления органами государственной I власти Свердловской области и доведения ими до органов мест­ного самоуправления нормативов и других показателей, в соот­ветствии с которыми средства областных и федеральных налогов распределяются между областным и местными бюджетами либо средства областного бюджета направляются в местные бюджеты.

В области образуется ряд фондов денежных средств, обеспе­чивающих реализацию межбюджетных отношений.

1) Областной фонд финансирования муниципальных образова­ний, в котором аккумулируется часть средств областного бюдже­та, направляемая в местные бюджеты в виде трансфертов, суб­венций, дотаций и других выплат, которая формируется за счет доходов от регулирующих федеральных налогов, поступающих в областной бюджет.

2) Областной трансфертный фонд финансовой поддержки ис­пользуется в целях постепенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Муниципальным образованием, нуждающимся в поддержке, признается муници­пальное образование, в котором средняя бюджетная обеспечен­ность по расходам ниже, чем средняя бюджетная обеспечен­ность по расходам бюджетного района области, в состав кото­рого входит данное муниципальное образование.

3) Областной трансфертный фонд стимулирования образуется в целях обеспечения заинтересованности муниципальных обра­зований — доноров областного бюджета в увеличении собствен­ных доходных источников и укрепления доходной базы как соб­ственного, так и областного бюджета. Стимулируемым муници­пальным образованием считается муниципальное образование — донор областного бюджета, если его средние расходы ниже, чем среднеобластной расход муниципальных образований при усло­вии превышения их доходов над расходами.

4) Трансфертный фонд областного центра создается в целях выполнения г. Екатеринбургом функций областного центра. Сум­ма ассигнований городу, обусловленная его статусом областного центра, рассчитывается по специальной методике, утверждаемой областным законом об областном бюджете на очередной год.

5) Областной фонд субвенций обеспечивает выполнение органами местного самоуправления функций, связанных с реализа­цией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти. Он устанавливается в фиксированной сумме, рассчитанной на основе государственных минимальных социальных стандартов.

6) Областной фонд развития создается в целях обеспечения развития территорий местного самоуправления и определяется ежегодно в суммарном или долевом выражении исходя из возможностей областного бюджета.

7) Областной фонд поддержки особо нуждающихся муниципальных образований — фонд определяемый абсолютной суммой

в пределах разницы между общими расходами местного бюджета предстоящего финансового года и суммой доходной части из всех источников.

8) Фонд финансирования областных программ — сумма ассигно­ваний из областного бюджета на финансирование областных про­грамм, реализуемых на территориях муниципальных образований, не входящая в областной фонд финансирования муниципальных образований и не являющаяся частью местных бюджетов.

С целью бюджетного регулирования выделяется бюджетный район области — часть территории области, включающая не­сколько муниципальных образований, имеющих близкие природно-географические условия, ресурсный потенциал, уровень социальной инфраструктуры, транспортной доступности до об­ластного центра финансовых возможностей и численности на­селения.

В бюджеты муниципальных образований на цели социальной поддержки населения и территории при реализации муници­пальным образованием федеральных и областных правовых ак­тов из областного фонда субвенций передается социальная суб­венция.

Средства, передаваемые из областного фонда развития област­ного бюджета на капитальное строительство в бюджет развития муниципального образования, относятся к субвенции развития., На цели сбалансирования местных бюджетов выделяется до­тация особо нуждающемуся муниципальному образованию — сумма выплат из областного -фонда поддержки особо нуждаю­щихся муниципальных образований.

На основе исполнения доходной части бюджета муници­пального образования в текущем финансовом году, скорректи­рованного на планируемый общефедеральный индекс-дефлятор бюджетных доходов, определяются минимальные доходы местного бюджета. В доходы минимальных местных бюджетов не вклю­чаются суммы финансовых средств, переданных органам мест­ного самоуправления на осуществление ими функций государст­венного управления, на исполнение федеральных и областных правовых актов после базового финансового года, а также ассиг­нования в бюджеты развития.

Минимально необходимые расходы местных бюджетов представляют собой расходы на обеспечение государственных минимальных стандартов с гарантированным уровнем финансирования бюджетных статей расходов муниципальных образований.

К общим доходам местного бюджета относится сумма доход­ной части минимального местного бюджета, социальных суб­венций, субвенций развития, дотаций особо нуждающимся му­ниципальным образованиям и других безвозмездных поступле­ний. Текущие расходы местного бюджета включают часть расхо­дов местного бюджета, предусмотренных бюджетной классифи­кацией на текущее содержание и капитальный ремонт жилищ­но-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей природной среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и другие расходы, не вклю­ченные в расходы развития,

К расходам развития местного бюджета относится часть рас­ходов местного бюджета, включающая ассигнования на иннова­ционную и инвестиционную деятельность, связанную с капи­тальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, другие расходы на расширенное воспроизводство.

Средняя бюджетная обеспеченность

1) по доходам минимального местного бюджета означает сумму доходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;

2) по расходам минимального местного бюджета — это сумма расходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;

3) по расходам минимального бюджета по бюджетному рай­ону области — это сумма расходной части минимального бюд­жета бюджетного района области в расчете на одного жителя бюджетного района;

4) по расходам всех минимальных местных бюджетов — это сумма расходной части минимального бюджета всех муниципальных образований области в расчете на одного жителя области;

5) по общим доходам местного бюджета — сумма доходной части общих доходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;

6) по общим расходам местного бюджета — сумма общих расходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования.

Субъектом межбюджетных отношений областного бюджет выступает город, район или другое муниципальное образования Свердловской области, доходы и расходы которого непосредственно включаются в состав доходов и расходов консолидированного бюджета области.

Муниципальное образование может быть донором областного бюджета в случае, если оно перечисляет в областной фонд фи­нансирования муниципальных образований финансовых средств больше, чем получает из него.

К показателям взаимоотношений между областным и мест­ными бюджетами в Свердловской области относятся:

• нормативы отчислений от регулирующих федеральных доходов в местные бюджеты;

• доля трансфертных платежей всем муниципальным образовани­ям и каждому из них в областном фонде финансирования му­ниципальных образований;

• доля минимального бюджета в общих доходах муниципального образования;

• суммы субвенций, дотаций и других безвозмездных перечисле­ний во все местные бюджеты и в каждый из них на текущие расходы;

• ассигнования из областного фонда развития на капитальные вложения в социально-экономическое развитие всех муници­пальных образований и каждого из них;

• нормативы отчислений от регулирующих федеральных налогов в бюджеты муниципальных образований и сумма областного фонда финансирования муниципальных образований;

• ассигнования на областные целевые программы в составе обла­стного бюджета, предусматривающие развитие муниципальных образований.

Приведем критерии и принципы образования бюджетных районов Свердловской области. К критериям относятся:

• целостность развития хозяйства и рациональное использование местных ресурсов и условий;

• перспективность развития на основе экономико-географического, природно-ресурсного, научно-технического, социально-экономичес­кого, финансового, экологического потенциалов муниципаль­ных образований;

• равномерность тяготения территорий к центрам промышленно­сти, транспорта, расселения, инфраструктурного развития;

• специализация и эффективность развития территориальных систем.

Основными принципами образования бюджетных районов являются:

• достаточная степень инерционности социально-экономических систем, обеспечивающих необходимую длительность сроков существования бюджетных районов в установленных границах;

• равномерность потенциалов, в том числе площадь, численность, доходы, расходы, бюджетных районов, обеспечивающих опреде­ленную устойчивость их границ;

• оптимизация границ бюджетных районов путем сравнения не­скольких вариантов выделения бюджетных районов по показа­телям качества, гармоничности и эффективности объединения муниципальных образований в рамках бюджетных районов.

Состав бюджетных районов Свердловской области определя­ется Правительством Свердловской области в базовом финансо­вом году и утверждается областным законом об областном бюд­жете. Изменение экономико-географических и финансовых ус­ловий, выравнивание бюджетной обеспеченности, появление новых муниципальных образований в границах бюджетных рай­онов может повлечь досрочный пересмотр состава и границ бюджетных районов.

Закрепленными собственными доходами местных бюджетов яв­ляются: местные налоги, сборы и неналоговые доходы; регули­рующие областные налоги; трансфертные платежи из областного фонда финансирования муниципальных образований; другие до­ходы в соответствии с областным законом об областном бюджете на предстоящий год, областными и федеральными законами.

Для сокращения встречных финансовых потоков и своевре­менного зачисления средств в бюджеты муниципальных образо­ваний не менее 30% исчисленных трансфертных платежей из об­ластных фондов замещаются повышением нормативов отчисле­ний от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

В Целях обеспечения функций местного самоуправления в местные бюджеты муниципальных образований передаются со­циальные субвенции, субвенции развития и другие безвозмезд­ные перечисления, образующие вместе с закрепленными дохо­дами минимальных местных бюджетов общие доходы местных бюджетов.

В областном бюджете образуется областной фонд финанси­рования муниципальных образований в фиксированной доле доходов областного бюджета, определяемой областным законом об областном бюджете на предстоящий год, который включает: областной трансфертный фонд финансовой поддержки; област­ной трансфертный фонд стимулирования; трансфертный фонд областного центра; областной фонд субвенций; областной фонд развития; областной фонд поддержки особо нуждающихся му­ниципальных образований.

Для обеспечения функций местного самоуправления, свя­занных с реализацией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, в областном бюджете образуется фонд социальных субвенций, устанавливаемый в фиксируемой сумме, рассчитываемой исходя из финансовой потребности на планируемый финансовый год. В целях обеспечения развития территорий местного самоуправления в областном бюджете об­разуется фонд субвенций развития, определяемый ежегодно в суммарном выражении.

Расходы по бюджетам на предстоящий финансовый год оп­ределяются исходя из сумм планируемых расходов по годовому отчету об исполнении местных бюджетов за базовый финансо­вый год. В уточненной сумме расходов выделяются доли на за­работную плату с начислениями на нее и материальные затраты.

Сумма расходной части местного бюджета базового финан­сового года пересчитывается в условия предстоящего финансо­вого года. Они определяются путем умножения сумм заработной платы и материальных затрат базового финансового года на со­ответствующие общефедеральные индексы — дефляторы, уста­навливаемые Правительством РФ.

Расходы по местным бюджетам в условиях предстоящего финансового года могут быть увеличены на сумму дополнитель­ных средств, передаваемых муниципальным образованиям в ви­де целевых социальных субвенций на мероприятия, устанавли­ваемые Правительством Свердловской области.

В расходную часть местных бюджетов могут быть дополни­тельно включены суммы средств, передаваемых муниципальным образованиям в виде субвенций развития в качестве ассигнова­ний на капитальные вложения.

В случае дефицита областного бюджета в планируемом фи­нансовом году сумма выплат из областного фонда субвенций развития местным бюджетам может быть уменьшена на стадии планирования бюджета на единый для всех муниципальных об­разований коэффициент, устанавливаемый ежегодно.

Затраты на реализацию функций муниципальных образова­ний в планируемом финансовом году, не выполнявшихся и не финансировавшихся в базовом финансовом году, но дополни­тельно передаваемых муниципальным образованиям, учитыва­ются при согласовании нормативов отчислений от регулирую­щих доходных источников либо передаются как целевые средст­ва бюджету муниципального образования в расчетных объемах.

4. Особенности местных финансов рассмотрим на примере Московской области. Местный бюджет является частью финан­совых ресурсов местного самоуправления.

В состав местного бюджета органы местного самоуправления включают целевые и резервные фонды, а также сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий. В доход­ной и расходной частях местного бюджета раздельно указывают­ся средства, направляемые на финансирование решения мест­ных вопросов, и средства, предназначенные для реализации ор­ганами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Составной частью местных бюджетов являются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и тер­риторий, не являющихся муниципальными образованиями.

Для населенных пунктов и территорий, имеющих зарегист­рированные органы территориального общественного само­управления, которые являются юридическими лицами, состав­ление смет в составе местных бюджетов обязательно.

Расходы населенных пунктов и территорий осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов. В случае делегиро­вания органом местного самоуправления части своих полномо­чий по решению вопросов местного значения органам террито­риального общественного самоуправления средства на эти цели включаются в сметы доходов и расходов.

Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении ре­сурсы, не вошедшие в состав сметы; кооперируют на доброволь­ной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных про­грамм отдельных населенных пунктов и территорий.

Минимальный местный бюджет формируется с учетом со­хранения обеспеченности средствами расходов по каждому из вопросов местного значения в местном бюджете в предыдущем финансовом году с учетом увеличения расходов, вызванных ре­шениями органов государственной власти Московской области и увеличением социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Минимально необходимые расходы местного бюджета уста­навливаются на основе социальных норм и нормативов мини­мальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования.

Нормативы отчислений по регулирующим источникам в ме­стные бюджеты, дотации и субвенции устанавливаются законом

Московской области исходя из необходимости покрытия мини­мально необходимых расходов местных бюджетов.

При определении доходных источников для покрытия ми­нимально необходимых расходов местных бюджетов местные налоги и сборы учитываются по каждому муниципальному обра­зованию в полном объеме по максимально возможным в соот­ветствии с законодательством ставкам.

В состав показателей бюджетного регулирования местных бюджетов входят:

• нормативы отчислений от регулирующих доходов;

• субвенции и их целевое назначение, дотации и трансферты;

• доля муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований;

• средства, поступающие по взаимным расчетам из феде­рального и областного бюджетов;

• нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и социальные нормы.

Органы местного самоуправления могут включать в состав показателей бюджетного регулирования на территории соответ­ствующего муниципального образования перечень и размер смет доходов и расходов территориального общественного самоуправ­ления.

Социальным нормы и нормативы минимальной бюджетной обес­печенности устанавливаются законом Московской области для формирования минимально необходимых расходов местных бюд­жетов. Они могут быть едиными для всей области или групповы­ми. Установление индивидуальных социальных норм и нормати­вов бюджетной обеспеченности запрещается. Групповыми явля­ются нормы и нормативы, устанавливаемые не менее чем для трех муниципальных образований.

Социальные нормы и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются по каждому вопросу местного значения в интегрированном или дифференцированном виде.

Приведем нормативы минимальной бюджетной обеспечен­ности..

1. Нормативы на содержание и использование муниципаль­ного жилищного фонда и нежилых помещений:

• социальная норма на строительство, текущий, капитальный ре­монт и содержание муниципального жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры — в рублях на 1 кв. м муници­пального жилья;

• социальная норма на отопление и горячее водоснабжение му­ниципального жилья и нежилых помещений — в рублях на 1 кв. м муниципального жилья и нежилых помещений;

• социальная норма на водоснабжение холодной водой — в руб­лях на 1 куб. м недопотребления. При протяженности сетей выше среднего по муниципальным образованиям норма на во­доснабжение умножается на коэффициент, равный превыше­нию фактической протяженности сетей над средней по области;

• социальная норма на канализирование сточных вод — в рублях на 1 куб. м сточных вод;

• социальная, норма на организацию утилизации, переработки и захоронение бытовых отходов — в рублях на 1 т мусора и быто­вых отходов;

• социальная норма на обеспечение населения и муниципальных учреждений твердым топливом — в рублях на 1 единицу услов­ного твердого топлива;

• социальная норма на благоустройство, озеленение и текущее содержание территории — в рублях на 1 га территории населен­ных пунктов муниципального образования;

• социальная норма на организацию, содержание и развитие му­ниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канали­зации — в рублях на 1 км сети.

2. Нормативы на организацию, содержание и развитие му­ниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования:

• на содержание детей в дошкольных образовательных учрежде­ниях — в рублях на одного ребенка;

• на содержание обучающихся в общеобразовательных школах — в рублях на одного обучающегося;

• на содержание детей в детских домах — в рублях на одного ре­бенка;

• на содержание детей с физическими недостатками и умственно отсталых детей в домах-интернатах — в рублях на одного ребенка;

• на содержание детей с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях — в рублях на одного ре­бенка;

• на содержание местных детских и юношеских спортивных школ — в рублях на одного жителя муниципального образования;

• на содержание обучающихся в детских музыкальных школах — в рублях на одного обучающегося;

• на содержание обучающихся во внешкольных учреждениях — в рублях на одного обучающегося;

• на обеспечение повышения квалификации муниципальных служащих — в рублях на одного муниципального служащего;

• на строительство и содержание учреждений муниципального образования — в рублях на одного жителя муниципального об­разования.

3. Нормативы на организацию, содержание и развитие му­ниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение сани­тарного благополучия населения:

• на строительство и содержание объектов и учреждений муни­ципального здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулато­рий, фельдшерских и акушерских пунктов и иных объектов) — в рублях на одного жителя муниципального образования;

• на содержание психоневрологических интернатов;

• на охрану общественного порядка, организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осу­ществление контроля за их деятельностью.

4. Устанавливаются также нормативы в следующих областях:

• норматив на создание и финансирование милиции обществен­ной безопасности — муниципальной милиции;

• норматив на содействие деятельности добровольных общест­венных формирований по охране общественного порядка;

• социальная норма на регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

• норматив на создание условий для жилищного и социально-культурнрго строительства;

• норматив на осуществление контроля за использованием и ох­раной земель на территории муниципального образования; вла­дением, пользованием и распоряжением землями, находящими­ся в муниципальной собственности;

• социальная норма на регулирование использования- водных объектов местного значения, месторождений общераспростра­ненных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

• норматив на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

• норматив на организацию и содержание муниципальных архивов;

• нормативы на организацию транспортного обслуживания насе­ления и муниципальных учреждений и обеспечение населения услугами связи;

• норматив на создание условий для обеспечения населения ус­лугами торговли, общественного питания и бытового обслужи­вания;

• норматив на создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

• норматив на сохранение памятников истории и культуры, нахо­дящихся в муниципальной собственности;

• норматив на организацию и содержание муниципальной ин­формационной службы;

• норматив на создание условий для деятельности средств массо­вой информации муниципального образования;

• норматив на создание условий для организации зрелищных, культурных мероприятий;

• норматив на создание условий для развития физической куль­туры и спорта в муниципальном образовании;

• норматив на обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

• нормативы на участие в охране окружающей среды на террито­рии муниципального образования;

• норматив на обеспечение противопожарной безопасности в му­ниципальном образовании;

• норматив на содержание органов муниципального управления.

Местные бюджеты считаются недотационными, если по регу­лирующим источникам муниципальное образование зачисляет в областной бюджет более 2% налога на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.

Недотационные бюджеты муниципальных образований сти­мулируются сверх минимального бюджета путем выделения средств из областного бюджета и их распределения с учетом до­ли доходов, вносимой каждым недотационным муниципальным образованием в областной бюджет.

Стимулирование недотационных местных бюджетов, внося­щих в областной бюджет более 20% его Доходов, осуществляется индивидуально, и в распределении фонда стимулирования они не участвуют.

За местными бюджетами закрепляются на постоянной основе следующие федеральные и областные налоги и сборы в части средств, зачисляемых в бюджет Московской области:

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и да­рения, — 100%;

в налог на имущество предприятий — 50%;

• платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

• доходы от приватизации и реализации муниципального имуще­ства в полном объеме, а также часть доходов от приватизации государственного имущества;

• государственная пошлина;

• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель, — 100%;

• плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, — 100%;

• подоходный налог с физических лиц — не менее 50% в среднем по области в случае его закрепления за областью федеральным законодательством.

Заемные средства используются для решения экономических проблем на соответствующих территориях муниципальных обра­зований. Они могут быть в форме: процентных и беспроцентных ссуд, получаемых из областного бюджета; кредитов коммерческих банков; муниципальных займов; других заемных средств, гаранти­рованных органами местного самоуправления или Правительст­вом Московской области от имени Московской области.

Органы государственной власти Московской области оказы­вают финансовую помощь местным бюджетам, которая предостав­ляется путем дотаций, субвенций и трансфертов, а также выде­лением средств, предусмотренных областными целевыми про­граммами социально-экономического развития территорий.

Финансовая помощь муниципальным образованиям оказы­вается в виде дотаций и трансфертов только в случае, когда для финансирования расходов минимального местного бюджета не­достаточно собственных источников, а по регулирующим источ­никам установлены максимальные нормативы зачислений в бюджет муниципального образования.

Дотации муниципальным образованиям выдаются только на текущие расходы, обеспечивающие минимальный местный бюджет.

Субвенции местным бюджетам выделяются на определенный срок и подлежат возврату в случае нарушения их целевого ис­пользования. Они предоставляются для реализации инвестици­онных проектов и целевых программ. Инвестиционные проекты и целевые программы развития муниципальных образований подлежат обязательному рассмотрению и утверждению Советами в установленном порядке. Основой для предоставления субвен­ций из областного бюджета являются целевые программы соци­ально-экономического развития Московской области или муни­ципальных образований, согласованные с администрацией Мос­ковской Области, с экономическим обоснованием и разбивкой затрат по годам реализации.

Объемы расходов по каждой целевой программе в областном бюджете предусматриваются отдельной строкой с выделением текущих расходов и расходов развития.

Трансферты являются формой предоставления местным бюджетам финансовой помощи из фонда финансовой поддержки территории. Величины трансфертов устанавливаются в виде доли муниципального образования в фонде финансовой под­держки муниципальных образований в областном бюджете.

Расходы местных бюджетов делятся на две части: бюджет те­кущих расходов и бюджет развития муниципальных образований.

В бюджет текущих расходов муниципальных образований включаются расходы на текущее содержание и капитальный ре­монт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здраво­охранения и социального обеспечения, образования, культуры, физической культуры, спорта и другие расходы, не включенные в бюджет развития.

В бюджет развития территорий муниципальных образований включаются расходы на финансирование инвестиционной и ин­новационной деятельности, связанной с капитальными вложе­ниями в социально-экономическое развитие территорий, и другие затраты, связанные с расширением воспроизводства.

В расходную часть бюджетов включаются расходы по мини­мальному местному бюджету не ниже расходов, предусмотренных социальными нормами и нормативами минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения.

Если отдельные вопросы местного значения по договору вы­полняются одним муниципальным образованием на территории другого муниципального образования, расходы по обеспечению каждого вопроса местного значения включаются в состав расхо­дов муниципального образования, фактически выполняющего работы на основании социальных норм и нормативов мини­мальной бюджетной обеспеченности с учетом суммирования контингентов по каждому вопросу.

Бюджетное регулирование осуществляется путем передачи ме­стным бюджетам финансовых средств, к которым относятся: часть федеральных налогов и налогов Московской области в со­ответствии с утвержденными нормативами; дотации, субвенции и средства, выделяемые из федерального и областного бюдже­тов, а также фонда финансовой поддержки муниципальных об­разований; средства по взаимным расчетам из федерального и Областного бюджетов.

Разграничение полномочий по вопросам введения, установле­ния и порядка зачисления собственных налогов устанавливается договором между муниципальными образованиями, содержащим: перечень полномочий, передаваемых в договорном порядке одним муниципальным образованием другому; нормативы отчислений от собственных источников доходов местного бюджета, передавае­мые одним муниципальным образованием другому.

Договоры включают взаимные обязательства сторон по харак­теру, срокам и качеству выполняемых работ, этапам и размерам финансирования, размерам и срокам предоставления кредитов, льгот, индексации платежей из-за инфляции и другие условия.

5. Рассмотрим особенности финансов закрытого админист­ративно-территориального образования (ЗАТО), являющегося административно-территориальной единицей. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по во­просам:

1) установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;

2) определения полномочий органов государственной вла­сти субъектов РФ в отношении указанного образования;

3) обеспечения особого режима безопасного функциониро­вания предприятий и объектов, включающего специальные ус­ловия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Местная администрация ЗАТО выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфра­структуры, в том числе на основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.

Формирование бюджета ЗАТО осуществляется с учетом сле­дующих особенностей: 1) в доходы бюджета зачисляются все на­логи и другие поступления с его территории; 2) дефицит бюдже­та покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Прави­тельством РФ; 3) дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, соот­ветствующими органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделе­ние средств ЗАТО, являются защищенными статьями, то есть не подлежат секвестированию.

Решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами принимается по пред­ставлению Правительства РФ при принятии федерального зако­на о федеральном бюджете на очередной год с учетом установ­ленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его рас­ходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по пре­одолению последствий деятельности предприятий и объектов.

Перераспределению не подлежат средства превышения дохо­дов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии расходов.

Осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федераль­ного бюджета строительства предприятий и объектов, а также их реконструкции о сохранением оборонной направленности про­изводства влечет за собой обязательность отчисления части ас­сигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10% от затрат на производст­венное строительство сверх предусмотренных в сводных смет­ных затратах единовременно либо частями по срокам строитель­ства перечисляются предприятиями и объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и объекты, выполняющие государственный обо­ронный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для до­полнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

На производителей сельскохозяйственной продукции, снаб­жающих население ЗАТО, распространяются меры государст­венной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации. Она включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государствен­ном страховании и гарантии занятости.

К участию в приватизации недвижимого имущества, являю­щегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистри­рованные на данной территории. Участие других граждан и юридических лиц в совершении таких сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и феде­ральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и объекты, по роду деятельности кото­рых создано ЗАТО.

Создание на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями Допускается по решению органов местного само­управления, согласованному с Правительством РФ.

6. Особенности местных финансов особой экономической зоны рассмотрим на примере Калининградской области.

В особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и пред­принимательской деятельности, в том числе внешнеэкономиче­ской и инвестиционной деятельности.

Калининградская областная Дума как законодательный орган субъекта РФ и администрация Калининградской области осуще­ствляют полномочия по вопросам функционирования особой экономической зоны в соответствии с уставом Калининградской области. Администрация Калининградской области выполняет функции администрации особой экономической зоны. Она ко­ординирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществ­ление предпринимательской деятельности.

Администрация проводит торги, конкурсы, аукционы, а в исключительных случаях, в частности при инвестировании уни­кальных технологий и оборудования, — прямые переговоры с отдельными российскими и иностранными инвесторами и пред­принимателями для заключения договоров по реализации зо­нальных инвестиционных проектов.

Администрация может передавать в пользование на условиях договора аренды российским и иностранным предпринимателям имущество, находящееся в собственности Калининградской об­ласти как субъекта РФ, в том числе недвижимое имущество.

В отношении взимания таможенных пошлин и других пла­тежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны, имеющем следующие особенности:

• товары, произведенные в особой экономической зоне и выво­зимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, кроме таможенных сборов. К таким товарам не приме­няются меры экономической политики;

• товары, ввозимые из других стран в особую экономическую зо­ну, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, кроме таможенных сборов;

• товары, произведенные в особой экономической зоне и ввози­мые на остальную часть таможенной территории РФ, освобож­даются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, кроме тамо­женных сборов;

• товары, ввозимые из других стран в особую экономическую зо­ну и затем ввозимые на остальную часть таможенной террито­рии РФ, а также на территорию Таможенного союза, облагают­ся ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров;

• с товаров, ввозимых из других стран в особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны, как с переработ­кой, так и без переработки товаров, таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз этих товаров не применяются.

Российским и иностранным инвесторам и предпринимате­лям предоставляются отдельные налоговые льготы. На поступле­ния в иностранной валюте от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на тер­ритории особой экономической зоны, не распространяется по­рядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ.

Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории особой экономической зоны осуще­ствляются беспрепятственно.

Российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские или иностранные страхо­вые компании для всех видов страховых сделок в российской или иностранной валюте, включая страхование экспортных рис­ков. Все расчеты в особой экономической зоне осуществляются (только в валюте РФ.

Инвестиционная деятельность коммерческих организаций, созданных в особой экономической зоне, осуществляется в раз­решительном порядке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.