Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика численности и оплаты труда отраслей социально-культурной сферы

Показатели, характери­зующие социально-культурную сферу 2001 г. 2002 г. 2003 г. В % к предыдущему году
        2002г. | 2003г.
Образование
Работники списочного состава (число ставок)   1339044,5 1340073,1 100,6 101,1
Средний размер ставки по отрасли (руб. в месяц) 682,8 1194,2 1296,7 174,9 108,6
Здравоохранение
Работники списочного состава (число ставок) 537891,95 458050,0 458123,0 85,2 100,02
Средний размер ставки по отрасли (руб. в месяц) 522,6 1005,9 1071,7 192,5 106,5
Культура, искусство и кинематография
Работники списочного состава (число ставок)   52030,5 53227,5 99,3 102,3
Средний размер ставки по отрасли (руб. в месяц) 661,6 1343,3 1316,7 203,0 98,0
Средства массовой информации
Работники списочного состава (число ставок) 3904,5 3326,5 3336,5 85,2 100,3
Средний размер ставки по отрасли (руб. в месяц) 671,8 1273,4 1378,6 189,6 108,3
Учреждения социального обеспечения и службы занятости
Работники списочного состава (число ставок) 38351,5 37432,5 37432,5 97,6 100,0
Средний размер ставки по отрасли (руб. в месяц) 842,9 1257,5 1362,7 149,2 108,3

 

Ключевое значение для жизни населения и экономики страны имеют уровень и рост доходов граждан. Расходы федерального бюджета на оплату труда работников учреждений социально-культурной сферы выросли с 1999 г. в среднем более чем в 3 раза. За этот период ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы была увеличена с 60 до 450 руб. в месяц. Поэтапное повышение минимального размера оплаты труда началось: с 1 июля 2000 г. — до 132 руб., с 1 января 2001 г. — до 200 руб., с 1 июля 2001 г. — до 300 руб., с 1 мая 2002 г. — до 450 руб. В 2002 г. произведена также индексация тарифной части фонда оплаты труда в среднем в 1,89 раза; предусматривается дальнейшее увеличение минимума заработной платы с 1 октября 2003 г. с 450 до 600 руб., в связи с чем средства на оплату труда проиндексированы с указанного периода в 1,33 раза, повышение в 3 раза надбавок к должностным окладам профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений за ученую степень и доведение их для кандидата наук до 900 руб., доктора наук до 1500 руб.

Дальнейшее повышение заработной платы работников организаций бюджетной сферы планируется производить с одновременным реформированием системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и переходом от Единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда.

Вместе с тем положительное влияние этих мероприятий в значительной степени обесценивается инфляционными процессами и все еще крайне низким исходным уровнем сложившейся заработной платы у большинства наемных работников. Так, повышение среднего размера ставок по отраслям "образование" и "здравоохранение" предусматривается в 2003 г. на 8,6% (92,5 руб.) и на 6,5% (65,5 руб.), а их уровень составит 1296,7 руб. и 1071,7 руб. соответственно.

Исходя из прогнозируемой величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения в 2003 г., равной 2253 руб., размер заработной платы работников образования и здравоохранения (который на 75—80% определяет тарифная ставка) составит 80—90% к ПМ.

При этом следует учесть и следующие принципиальные моменты.

Во-первых, предусмотренная индексация оплаты труда работников бюджетной сферы в 1,33 раза с 1 октября 2003 г. в пересчете на год означает, что в среднегодовом выражении такое повышение составит 108%. Это даже сколько ниже инфляционных ожиданий, размер которых Правительство России обещает удержать в течение года в диапазоне 9—12%.

Во-вторых, существенное увеличение в 2002 г. цен на лекарства, продовольствие, жилищно-коммунальные и транспортные услуги привело к значительному повышению прожиточного минимума, который, по экспертным оценкам, отличается от официального уже не в 2 раза, а в 2,5—3,0 раза.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что в 2003 г. не только не произойдет увеличения уровня жизни работников бюджетной сферы, а напротив, риск его снижения может составить 10—15% по покупательной способности заработной платы.

Задача приведения минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, что относится к числу базовых государственных социальных обязательств, по оценкам Правительства РФ, может быть решена только через 7 - 8 лет. Учитывая значительную инерционность социальных процессов жизнедеятельности общества, предлагаемый алгоритм решения данного вопроса в указанном временном интервале (до 2010 г.) на практике означает, что одна треть россиян в период жизни своего генерационного поколения (25—30 лет) не сможет решить проблему достойного уровня жизни, так как низкая заработная плата не позволяет формировать достойную пенсию для большинства (до 60%) населения, а поэтому период низких доходов (с учетом периода ­выплат заработанных пенсий) растягивается по крайней мере на 25—30 лет.

Вместе с тем необходимо отметить, что доля расходов федерального бюджета на цели образования, здравоохранения, культуры возрастает.

В сравнении с предыдущим годом (в сопоставимых условиях) расходы на социально-культурную сферу (образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации, социальную политику) выросли в 2000 г. на 56,3%, 2001 г. — на 61,6%, 2002 г. — на 39,3%.

Причем увеличивается не только абсолютная величина этих расходов, но и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета, удельный вес в ВВП. Так, если в 1999 г. доля этих расходов в общем объеме расходов федерального бюджета составляла 10,3%, в 2000 г. — 10,4%, то в 2002 г. по ожидаемой оценке она достигнет 12,35%. Удельный вес расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу в ВВП по ожидаемой оценке за 2002 г. составит 2,20 % против 1,44% в 1999 г.

Однако анализ показывает, что относительная доля расходов на здравоохранение и физическую культуру за прошедший период выросла крайне незначительно (1,7% в 2000 г., 1,9% в 2001 г., 1,9% в 2002 г., 2,0% в 2003 г.). Для сравнения заметим, что в 1997 году доля соответствующих расходов составляла 2,2%. В то же время доля расходов на образование выросла с 3,7% в 2000 г. до 4,9% в 2003 г., в котором предусмотрен наиболее высокий относительный уровень соответствующих расходов за все годы, начиная с 1995 г. (табл.).

Определяющим фактором роста расходов послужило выделение, исходя из финансовых возможностей федерального бюджета, средств на:

 

 

Динамика расходов федерального бюджета на социальную сферу (без учета расходов, осуществляемых за счет доходов от арендной платы)

Наименование разделов расходной части федерального бюджета          
Образование
-в % к ВВП 0,45 0,52 0,59 0,72 0,75
-удельный вес в расходах федерального бюджета 3,20 3,66 4,05 4,07 4,18
Культура, искусство и кинематография
-в % к ВВП 0,06 0,07 0,07 0,09 0,11
-удельный вес в расходах федерального бюджета 0,46 0,50 0,51 0,52 0,60
Средства массовой информации    
-в % к ВВП 0,04 0,08 0,08 0,09 0,09
-удельный вес в расходах федерального бюджета 0,31 0,59 0,57 0,52 0,51
Здравоохранение и физическая культура      
-в % к ВВП 0,22 0,23 0,26 0,29 0,30
-удельный вес в расходах федерального бюджета 1,54 1,65 1,75 1,61 1,66  
Социальная политика    
-в % к ВВП 0,67 0,56 0,90 1,00 1,16
-удельный вес в расходах федерального бюджета 4,77 3,98 6,17 5,63 6,49  
Итого расходов на социально-культурную сферу      
-в % к ВВП 1,44 1,46 1,91 2,20 2,41  
-удельный вес в расходах федерального бюджета 10,29 10,39 13,05 12,33 13,45  

 

· решение назревавшей годами проблемы с накопленной задолженностью по оплате обязательств главных распорядителей и находящихся в их ведении учреждении;

· восстановление сокращенных до минимума, а в ряде случаев и полностью не производимых в предыдущие годы расходов федерального бюджета на приобретение бюджетными учреждениями оборудования, осуществление капитального и текущего ремонта, оплату потребленных коммунальных услуг, индексацию по инфляции материальных затрат бюджетных учреждений в 1,2 раза;

· значительное, в среднем в 2 раза против уровня 2000 г., увеличение расходов на оплату коммунальных услуг; индексацию расходов по оплате коммунальных услуг в связи с ростом тарифов на топливно-энергетические ресурсы в 1,6 раза;

· индексацию с 1 января 2001 г. в 1,2 раза по сравнению с уровнем, действовавшим в 2000 г., стипендий, пособий и ­других обязательных социальных выплат, включая компенсацию удорожания стоимости питания, а также физкультурно-оздоровительную работу, санаторно-курортное лечение и отдых учащейся молодежи, доплаты преподавателям на приобретение книг и издательской продукции и периодических изданий.

Были увеличены в бюджете 2002 г. средства на реализацию федеральных целевых программ в социальной сфере.

Исходя из решаемых в рамках федерального бюджета социальных задач, претерпела изменения и структура расходов федерального бюджета.

Так, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" был предусмотрен переход на финансирование государственной политики содействия занятости населения за счет ассигнований из федерального бюджета, в связи с чем в бюджете на 2001 г. учтены средства на содержание территориальных органов Минтруда России по вопросам службы занятости населения, выплату пособий по безработице и прочих выплат безработным гражданам, реализацию мероприятий по содействию занятости населения.

В целях реализации пенсионной реформы, направлен­ной на дальнейшее повышение уровня пенсионного обеспечения, с 1 января 2002 г. в федеральном бюджете предусматривались расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, которые должны были осуществляться независимо от поступления единого социального налога.

В бюджете на 2003 г. расходы по осуществлению социально-культурных мероприятий определены в сумме 312,7 млрд. руб., или 2,41% к ВВП (в сопоставимых условиях). Доля этих расходов в общем объеме расходов федерального бюджета составляет 13,44%.

Однако положительные тенденции бюджетного регулирования социальной сферы за последние три года и бюджетные проектировки на 2003 г. позволяют только стабилизировать сложившуюся сложную ситуацию в этой важной области жизнедеятельности общества, но недостаточны для качественного ее улучшения. Это связано с крупным масштабом накопившихся в этой сфере проблем:

· асимметрией в расходах, связанной с крайне незначительной долей средств, выделяемых на социальные нужды (16—18% к ВВП вместо оптимальной пропорции по международным меркам, равной 25-30% к ВВП);

· низкими объемами производимого ВВП на душу населения (около 4,4 тыс. долл. по сравнению с достигнутыми средними показателями в европейских странах около 20 - 25 тыс. долл.);

· недостаточными размерами социальных расходов для расширенного воспроизводства населения (которые в абсолютном выражении составляют всего 400 долл. на душу населения), что в несколько раз меньше необходимых объёмов для обеспечения необходимых параметров процессов воспроизводства.

Несмотря на некоторые положительные тенденции в бюджетном финансировании социальной сферы, необходимо все-таки отметить, что до настоящего времени социальная политика нашего государства носит остаточный и пассивный характер. Происходит хроническое недофинансирование социальных статей бюджета и федеральных целевых программ социальной направленности. За счет заранее закладываемых в проект бюджета более низких уровней инфляции на социальные нужды выделяется в реальном исчислении меньше средств, чем запланировано, расходы на эти цели не индексируются.

Для социальной сферы ключевое значение имеет государственное финансирование. От него зависит предотвращение ее развала, а на следующем этапе — ее возрождение на качественно новой основе. В этих целях следовало бы довести финансирование образования и здравоохранения до уровня 1989 г., а затем постепенно повысить его до 10% ВВП на образование и 8% — на здравоохранение.

Для этого потребуется создать правовые и организационные условия для эффективной реализации многоканального механизма финансирования — за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц. При этом необходимо четко определить систему финансовой поддержки регионов, исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры, поставив под контроль целевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Невыплата в срок заработной платы является по существу беспроцентным кредитом, который нищие работники предоставляют работодателям, в том числе и государству. Данный процесс свидетельствует о повышении социальной цены реформ, о недопустимо высокой плате за финансовую стабилизацию. Платить ее приходится тем, для кого заработная плата является практически единственным источником дохода.

Состояние социальной сферы при ограниченности бюджетных ресурсов и изменение функций государства в новых условиях диктуют необходимость четкого поэтапного разграничения задач уточнения приоритетов социальной политики в целях усиления обоснованности ранжирования мероприятий по социальной защите и поддержке населения, выделения среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Федеральный бюджет — важнейший инструмент социально-экономической политики государства | Понятие и характерные признаки внебюджетных фондов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.