КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н.И. Новиков
Взаимодействие семьи, школы и социума. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. ЛЕКЦИЯ № 9. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. План: 1. Социальные проблемы современной семьи. 2. Функции семьи. 3. Психолого-педагогическая типология семьи. 5. Стили семейного воспитания. 6. Содержание семейного воспитания. Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не запечатлевается глубже и тверже примера родителей.
1. Социальные проблемы современной семьи Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей. Семья -малая, социально-психологическая группа, основанная на браке и /или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания, детей. В Конвенции о правах ребенка (1983) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Ф.М. Достоевский писал, что семья тоже созидается, а не дается готовой, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви. Социальные проблемы современной семьи: 1) резкое расслоение общества, 2) недостаточная помощь государства, 3) затрудненность социальной и географической мобильности, 4) миграция, 5) ухудшение состояния здоровья населения и семей, 6) демографическая ситуация убыли населения (малодетные - и бездетные семьи), 7) изменение традиционных ролей членов семьи (особенно женщины), 8) рост количества неполных семей (разводы, вдовство, внебрачные семьи), 9) повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы и т.п.), 10) насилие в семье, 11) социальное сиротство, 12) появление нетрадиционных видов семей. Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства. «Социальное» сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку. Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Семьи социального риска являются главным источником социального сиротства «Скрытое» социальное сиротство - характеристика, обнаруживаемая у «социального» сиротства в последнее время. Данная характеристика связана с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных условий и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Причины того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей трудной судьбой: 1) урбанизация современного общества, 2) социальные потрясения, 3) интенсивная миграция населения, 4) материальные и жилищные трудности родителей, 5) нездоровые отношения между родителями. 2. Функции семьи Функции семьи: 1) репродуктивная (продолжение рода), 2) хозяйственно - экономическая, 3) воспитательная (формирование личности ребенка и развитие его способностей; систематическое воспитательное воздействие семёйного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения («И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними»)); 4) социальная (являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта); 5) психотерапевтическая (отдушина), 6) рекреативная (восстановительная), 7) регулятивная - регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом; 8) фелицитологическая - создание условий для счастья каждого члена семьи, 9) коммуникативная. 3. Психолого-педагогическая типология семьи Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям): 1) по составу семьи: распространенный тип семьи - нуклеарная, состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной. Если в семье есть прародители, их дети и внуки, семья считается расширенной; 2) по количеству детей: однодетные, малодетные, многодетные; 3) по типу главенства в семье: эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная; 4) по качеству отношений: счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи (культ силы, страх, изолированность членов семьи и др.) или гармоничные, псевдосолидарные (семьи, в которых наблюдается наличие доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все, в такой семье отсутствует эмоциональная теплота и царствует деспотизм; ребёнок выступает в такой семье как опекаемый и долженствующий опекать), деструктивные (семья отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости) и др. Типология социального риска (девиантные семьи) - это выделение семей, где по объективным или субъективным причинам, социальное функционирование затруднено. K ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные, с избыточной иждивенческой нагрузкой: многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, детей-инвалидов, неполные; военнослужащих срочной службы, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных районах, а также семьи с неблагополучными условиями воспитания: алкоголиков, наркоманов, семьи с асоциальным поведением и установками родителей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |