Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические основы семейного воспитания




К психолого-педагогическим основам семейного воспитания можно отнести следующее:

1. Сущность семейного воспитания.

2. Особенности семейного воспитания.

3. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

1. Сущность семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого - педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых её особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

2. Особенности семейного воспитания:

1) органическая связь с жизнедеятельностью ребёнка;

2) непрерывность и длительность воздействия;

3) многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

4) интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

5) относительная замкнутость;

6) общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

7) взаимная направленность формирующих воздействий.

3. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания:

1) безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

2) авторитаризм или безграничный либерализм;

3) бездуховность родителей;

4) неразвитость родительских чувств;

5) отсутствие нормального психологического климата;

6) преобладание материальных ценностей;

7) фанатизм в любых его проявлениях;

8) противоправное (криминальное) поведение взрослых;

9) отсутствие психолого - педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Большое влияние на процесс воспитательного воздействия в семье оказывают:

Родительская установка - система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним.

Неверные установки в семейном воспитании: предпочтение женских (мужских, детских) качеств, амбиции родителей в отношении собственных детей; внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Принципы семейного воспитания - целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями; единство и согласованность общественного и семейного воспитания; учёт возможностей и особенностей развития личности ребёнка; единство требования и воспитательных позиций; включённость воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания - семейный быт, уклад; семейные традиции; семейные отношения, эмоциональный климат семьи; общение и совместная деятельность; понимание и принятие ребёнка; чувство долга и ответственности за воспитание детей; педагогическая культура родителей; умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологопедагогической грамотности; авторитет родителей; организация жизненного пространства ребёнка.

Принятие ребёнка – признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.

Несколько слов об авторитете родителей: А.С.Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. В статье о родительском авторитете он приводит виды ложных родительских авторитетов: дружбы, любви, чванства, резонёрства (один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса), подкупа и др.

 

5. Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

· степень протекции и контроля;

· удовлетворённость потребностей ребёнка;

· предъявляемые требования и способы общения с ним;

· степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей

Так же нельзя не оставлять без внимания факторы, влияющие на стиль семейного воспитания такие как:

Родительский контроль: родители с высоким баллом по этому параметру предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования: родительские требования при правильном их применение побуждают к формированию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в мыслительной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение, чтобы добиться послушания обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования, недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Можно выделить два стиля семейного воспитания.

Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом, их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Как правило, в семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность (чувствительность) и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

В психологии существует классификация детей по результатам семейного воспитания.

Компетентные дети - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие дети - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и напряженных ситуаций.

Незрелые дети - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях.

Комплекс качеств компетентных детей соответствует наличию всех четырех компонентов в родительском отношении - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка.

Оказалось, что родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень по всем компонентам, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей первых характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей вторых.

Исследователи выделили несколько аномальных стилей воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недо­статок внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение: побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетаются мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко это проявляется у дётей с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его Я, резко усиливает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности, усиливает истероидные акцентуации детей.

4. Эмоциональное отвержение: отсутствие материнской заботы и внимания (материнская депривация), грубое и нередко жестокое обращение с ребёнком. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например «недостаточно мужественный для своего возраста, всё и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях. На ребенке очень тяжело сказывается эмоциональное отвержение и безразличие - в виде общих нарушений психического развития, которые нередко бывают необратимыми. Дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за её изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например у старшего к младшему.

Учёные выделяют и некоторые другие типы неадекватного родительского отношения к ребёнку:

1. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ним в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей и возможностей ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить за него жизнь».

2. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что « такой он не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства им, недопустимости подобного поведения, не выказывают явно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говорят о нем в третьем лице - как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идёт на мировую из-за страха перед агрессией, или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного Я. Послушание достигается ценой обесценивания Я, сохранения примитивной привязанности.

3. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребёнок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный - «предавший родительскую любовь», доставляющей родителям одни огорчения», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитие самостоятельности ребенка сковывается отношениями зависимости и постоянным страхом, что он окажется виноватым в неблагополучии родителей.

 

6. Содержание семейного воспитания

Содержанием семейного воспитания является формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов.

В условиях семейного воспитания на первом месте с рождением ребёнка стоит его физическое развитие и воспитание, охрана физического и психического здоровья: создание нормальных санитарных и гигиенических условий. Закаливание, занятие с ним физическими упражнениями, а по мере роста приобщение его к занятиям физкультурой и спортом. Ребенок должен много гулять, находиться на свежем воздухе. Совместные прогулки и экологические экскурсии, походы объединяют всех членов семьи и способствуют укреплению здоровья детей.

В дружной, любящей семье, где все дорожат друг другом и оказывают внимание и поддержку, у ребенка, как правило, хорошее психическое здоровье.

Интеллектуальное развитие детей, подготовка их к школе – очень серьёзный и ответственный момент в жизни семьи. С детьми надо много играть, читать книги, пока они маленькие, использовать развивающие компьютерные игры (но крайне осторожно в меру), много разговаривать и отвечать на все возникающие вопросы. Посещение театров, выставок, музеев расширяет детский кругозор, даёт пищу для ума.

Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научить детей читать и писать, речь идет о формировании положительной мотивации к учению в школе (а не о запугивании дошкольников школой, как это очень часто встречается), развитии мелкой мускулатуры рук, укреплении здоровья, воспитании усидчивости, трудолюбия, укреплении воли и обучении доводить начатое дело до конца. Когда ребенок начинает учиться, нужна постоянная поддерживающая помощь и контроль со стороны родителей.

Формирование самосознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентации в условиях семьи - сложный длительный и противоречивый процесс. Из-за обилия неверных и ошибочных представлений многих родителей о воспитании детей именно этот аспект семейного воспитания больше всего порождает проблемы. Понятие «ценностное отношение к жизни» сравнительно недавно стало входить в общий обиход и практику воспитания. Подавляющая часть родителей ни на сознательном, ни на интуитивном уровне не ставит таких задач перед собой в воспитании детей. Даже социальная и профессиональная ориентация, которые в первую очередь должны осуществляться в семье, не являются значимой проблемой для очень многих родителей, за исключением семей с другой крайностью, когда за маленького ребёнка решают, кем он будет, и вопреки его желаниям, способностям и интересам понуждают приобретать выбранную родителями профессию.

Нравственное и гражданское воспитание детей в семье осуществляются прежде всего на примере родителей и других членов семьи. В.А. Сухомлинский писал, что тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Нравственный багаж, с которым дети выйдут в жизнь, определяется поведением родителей, тем, о чем и как говорят, какую систему ценностей внушают своим детям.

Экономическое воспитание осуществляется всем хозяйственным укладом семьи, отношения к деньгам, их зарабатыванию, материальным ценностям и их месту в жизни человека.

Экологическое воспитание ведётся с помощью общения с природой, осознания места природы в жизни человека. Полезно держать в доме каких – нибудь животных, рыбок, птичек. Если есть участок, ребёнку надо показать все, что на нём растёт, объяснить, почему человеку интересно ухаживать за растениями, учить этому.

Трудовое воспитание осуществляется на протяжении всего детства ребенка. Он должен в меру своих сил и возможностей иметь определенные поручения, приобщаться к помощи взрослым членам семьи, овладевать всеми сторонами трудовой жизни семьи: учиться готовить, шить, стирать, убираться, делать мелкий ремонт в доме. При этом в зависимости от сил, интересов ребенка надо учитывать половые различия, но в то же время не стоит формировать стойкие установки только на женские или только мужские дела. Жизнь семьи сложна и многообразна, поэтому и девочке могут оказаться полезными в жизни элементарные умения держать молоток в руках, провести несложный ремонт мебели др., а мальчику - готовить, стирать, убираться. И конечно, родителям надо внимательно присматриваться, к чему более склонен ребенок, и чем он проявляет наибольший интерес и успешность, чтобы вместе с ним правильно выбрать будущую специальность.

Эстетическое воспитание начинается с игрушек, колыбельных песен матери, игр-потешек, поговорок-скороговорок, одежды ребёнка, интерьера помещения, где он находится, эстетики окружающего его жизненного пространства. В семье растут не просто дети, а мальчики и девочки. Воспитание сына и дочери также требует специального внимания и заботы родителей. Прежде всего, здесь важно, чтобы семья была полной. При этом наличие обоих родителей одинаково важно и для мальчика, и для девочки. Очевидно, что первым сознательным и бессознательным образцом для девочки служит мама и другие старшие родственники женского пола, но девочка, выросшая без отца, не имеет образцов (положительных или отрицательных) мужского поведения и общения, нередко ей трудно устанавливать контакты с представителями другого пола. Очень сложные и значимые отношения складываются между мамами и сыновьями, которые не только определяют взаимоотношения выросшего сына в будущем с другим полом, но и вообще являются определяющими и становлении личности и характера будущего мужчины.

Усиление в нашей стране деятельности всевозможных религиозных конфессий ставит вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то, скорее всего, ребёнок. С рождения приобщённый к религии, вырастет верующим человеком. Но этого может и не произойти: по мере взросления он отвернётся от внушаемой ему веры, изберёт другую или вообще откажется от веры. В неверующей семье, бывает, растёт верующий ребёнок. Во всех случаях родители в этом вопросе во-избежании конфликтов, ломки характера и сознания детей, могущих привести и к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.

Весь арсенал методов воспитания, описанный выше, используется в семейном воспитании. Плохо, когда в семье единственными из всего многообразия методов воспитания становятся методы наказания и поощрения с неправильной технологией их применения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 16704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.