Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

Основная цель создания и деятельности органов местного самоуправления – это решение вопросов местного значения, создание условий для удовлетворения потребностей и нужд населения, обеспечение комфортного проживания граждан на соответствующей территории. Для их решения необходимы материально-финансовые ресурсы. Без обладания ими местное самоуправление не выполняло бы надлежащим образом свои функции.

Бюджет – это план поступления и расходования денежных средств.

Согласно статье 54 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» под экономической основой местного управления и самоуправления понимается «коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов и иные источники получения доходов местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, гражданским, налоговым, бюджетным законодательством».

Таким образом, содержание экономической основы местного самоуправления как института муниципального права может быть раскрыто в широком и узком смысле. В первом случае экономическая или финансово-экономическая основа местного самоуправления представляет систему установленных правовых норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в административно-территориальных единицах по поводу имущества, находящегося в коммунальной собственности, имущественных прав муниципальных образований, и норм, регулирующих бюджетные правоотношения административно-территориальных единиц (ст. ст. 54 – 57 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь). Во втором случае экономическая или материальная основа местного самоуправления охватывает совокупность правовых норм, регулирующих только отношения коммунальной собственности и имущественные права административно-территориальных единиц.

12. Коммунальная собственность: состав, порядок образования, управление коммунальной собственностью, коммунальные предприятия, приватизация коммунальной собственности.

На отношения, связанные с формированием, управлением и распоряжением коммунальной собственностью распространяются нормы гражданского законодательства. Согласно пункту 1 ст. 215 Гражданского Кодекса Республики Беларусь «Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц)» [4, п. 1 ст. 215]. Это положение можно трактовать следующим образом. Коммунальная собственность не является самостоятельной формой собственности, она тесно интегрирована с республиканской формой государственной собственности и четко не отграничивается от нее.

Коммунальную собственность в Республике Беларусь в настоящее время следует признать одним из видов децентрализованной государственной собственности. Особенность коммунальной собственности как государственной состоит в том, что она ограничена территорией соответствующей административно- территориальной единицы – областью, городом, районом, поселком, сельсоветом. Управление ею осуществляют местные органы исполнительной власти, созданные в этих административно-территориальных единицах, которые являются одними из органов государственной власти. Таким образом, государство, в лице органов местной исполнительной власти, фактически осуществляет управление ею. Поэтому, следует признать, что одним из субъектов права коммунальной собственности является также и государство в лице местных органов управления.

Кроме того, по законодательству Республики Беларусь коммунальной собственностью в административно-территориальных единицах управляют и распоряжаются и местные Советы депутатов. Они своими решениями определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью. В итоге коммунальной собственностью управляют и распоряжаются два самостоятельных и независимых друг от друга субъекта – местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы. Уже это обстоятельство свидетельствует о неэффективном управлении ею.

Так, согласно п. 3 ст. 215 ГК Республики Беларусь коммунальная собственность состоит из

1. казны административно-территориальной единицы

2. имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы [3, п. 3 ст. 215].

Согласно статье 216 ГК РБ. «Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Из вышеизложенного следует, что органы местного управления и самоуправления как государственные органы, не могут непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью. Эту деятельность они могут осуществлять только через создаваемые ими коммерческие юридические лица, а также, в известной степени через некоммерческие организации.

Для раскрытия содержания данного вопроса необходимо, прежде всего, провести анализ конституционных положений, норм кодексов и законов Республики Беларусь, регулирующих в той или иной степени данные вопросы.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК Республики Беларусь административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.

Согласно п. 2 и 3 ст. 125 ГК Республики Беларусь от имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, от имени административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, а также юридические лица и граждане.

Хозяйственная деятельность местных органов управления и самоуправления осуществляется через созданные ими предприятия. Созданное коммунальное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. В силу ряда причин, прежде всего, экономических, политических, предприятие коммунальные предприятия могут работать в убыток. Законодательство Республики Беларусь не содержит специального определения коммунального субъекта хозяйствования. Созданный коммунальный субъект хозяйствования не является полностью самостоятельным. Он создается по велению местных органов власти и своей хозяйственной деятельности должен руководствоваться их указаниями, хотя в определенной части, например, имеют организационную и юридическую самостоятельность.

В.К. Сидорчук дает следующее определение коммунального предприятия: «…выделенная из местного управления, организационно обособленная и структурно оформленная единица, имеющая целью долговременное выполнение определенных для нее публичных задач хозяйственно-коммерческого характера» [3, с. 211]. Получение прибыли не является главной целью коммунального предприятия. Главный для них критерий деятельности – это как можно более полное удовлетворение потребностей и нужд местного населения

Коммунальные предприятия и организации, как правило, выполняют те работы и оказывают те услуги, которые заранее являются убыточными и которые не выполняют коммерческие предприятия, но они нужны для населения. Например, сбор и вывоз мусора, водоснабжение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы административно-территориального устройства | Коммунальные предприятия могут создаваться также и в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.