Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы административно-территориального устройства

Поселка городского типа.

Города,

Сельсовета,

Района,

Области,

В Республике Беларусь административно-территориальное устройство базируется на ряде конституционных принципов, основными из которых являются принцип единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь и принцип централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти. Эти принципы конкретизируются и развиваются в ст. 4 Закона об административно-территориальном устройстве.

Административно-территориальное устройство основывается на принципах:

1. единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

2. сочетания общегосударственных интересов и интересов граждан;

3. сочетания единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

4. равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц;

5. планирования развития административно-территориальных единиц на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий;

6. включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

7. многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

8. гласности и учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

9. Виды территориальных и административно-территориальных единиц.

Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь и их характеристика

Действующая система административно-территориальных единиц сложилась в годы Советской власти и не претерпела каких-либо изменений.

Характерными признаками административно-территориальных единиц являются четко очерченные границы, компактность, наименование, административный центр, в котором располагаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Административно-территориальные единицы – структурные части административно-территориального устройства, которые не обладают самостоятельной политической властью и находятся в определенном соподчинении между собой и с центральной властью.

Закон устанавливает порядок, при котором нижестоящие административно-территориальные единицы входят в состав более крупных административно-территориальных единиц.

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как администра­тивно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов об­ластного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

В центре административно-территориальных единиц всегда располагаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Те населенные пункты, в которых нет органов государственного управления и самоуправления, являются территориальными единицами, но и они входят в состав административно-территориальных единиц. К территориальным единицам относятся также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Населенный пункт – компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

Согласно ст. 8. Закона об административно-территоиальном устройстве населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от:

численности населения;

уровня развития и специализации производственной и социальной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск - столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к городам областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 6 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, имеющие промышленные, коммунальные, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации. В отдельных случаях к курортным поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 2 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, объектах строительства, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки - благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни - населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

хутора - населенные пункты, не отнесенные к агрогородкам, деревням или поселкам.

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр, как правило, размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается, как правило, в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

Область – наиболее крупная административно-территориаль­ная единица. В экономическом отношении область представляет собой сложный хозяйственный механизм, включающий в себя промышленные центры и сельскохозяйственные районы.

В Республике Беларусь 6 областей. Через области осуществляются директивы Совета Министров Республики Беларусь. Городу Минску придан статус области.

Район – административно-территориальная единица, часть области. В экономическом отношении район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные, промышленные и коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Через районы осуществляется непосредственное руководство политической, социальной, хозяйственной и культурной жизнью в сельских местностях.

В Республике Беларусь 118 районов.

Город – административно-территориальная единица, представляющая собой крупный индустриальный центр. Он отделяется от сельской местности городской чертой. Город играет важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни.

В Республике Беларусь 112 городов.

Наличие в наиболее крупных городах большого количества населения и сложного хозяйства обусловило необходимость их деления на районы, не являющиеся самостоятельными административно-терри­ториальными единицами. Городские районы являются составными частями городов.

В Республике Беларусь имеется 24 района в городе в нескольких городах.

Городской поселок – административно-территориальная единица. Он отличается от города меньшими размерами территории и численностью населения.

В Республике Беларусь 93 поселки городского типа.

Города районного подчинения и городские поселки, в которых отсутствуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются территориальными единицами.

Сельсоветы – это низовые административно-территориальные единицы.

 

 


В Республике Беларусь часть административно-территориаль­ных и территориальных единиц в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок их объявления закрытыми и особенности управления ими определяются законодательством Республики Беларусь.

Территория Беларуси протянулась на 650 км с запада на восток и на 560 км – с севера на юг. Республика Беларусь расположена в лесной средне-широтной зоне в центре Европы на площади 207,6 тыс. км2. На западе она граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой и Латвией, на севере, северо-востоке и востоке – с Россией, на юге и юго-востоке – с Украиной.

10.(ВШ) Порядок решения вопросов административно-территориального устройства.

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения граждан и местных Советов депутатов:

1. образует и упраздняет области, районы, районы в городах;

2. устанавливает и изменяет границы областей, районов, города Минска, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах, если иное не предусмотрено частью второй статьи 13 и частью третьей статьи 15 настоящего Закона;

3. устанавливает и изменяет границы городов областного подчинения, не являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

4. относит города областного подчинения к городам районного подчинения и города районного подчинения к городам областного подчинения;

5. устанавливает и переносит административные центры областей и районов;

6. принимает решения по спорам между областными (Минским городским) Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

Согласно ст. 12 Закона об административно-территориальном устройстве

Совет Министров Республики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

согласовывает отнесение поселков городского типа к городам районного подчинения и городов районного подчинения к поселкам городского типа;

устанавливает порядок учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение сельских населенных пунктов к городам районного подчинения и городов районного подчинения к сельским населенным пунктам.

Согласно ст. 13. Закона об административно-территориальном устройстве

Областные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют и упраздняют сельсоветы;

устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) поселки городского типа к городам районного подчинения и города районного подчинения к поселкам городского типа;

относят сельские населенные пункты к поселкам городского типа и поселки городского типа к сельским населенным пунктам;

относят городские поселки к курортным поселкам или рабочим поселкам, курортные поселки к городским поселкам или рабочим поселкам, рабочие поселки к городским поселкам или курортным поселкам;

согласовывают отнесение поселков, деревень, хуторов к агрогородкам и агрогородков к поселкам, деревням или хуторам.

Согласно ст. 14 Закона об административно-территориальном устройстве

Районные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют и упраздняют сельские населенные пункты;

устанавливают и изменяют границы сельских населенных пунктов;

относят (по согласованию с областными Советами депутатов) поселки, деревни, хутора к агрогородкам и агрогородки к поселкам, деревням или хуторам;

относят поселки, деревни к хуторам, хутора к поселкам или деревням, поселки к деревням, деревни к поселкам;

устанавливают и переносят административные центры сельсоветов.

Согласно ст. 16 Закона об административно-территориальном устройстве

Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в рамках своей компетенции:

подготавливают предложения и проекты решений по вопросам административно-территориального устройства для их последующего рассмотрения соответствующими Советами депутатов;

в установленном порядке обеспечивают регистрацию и учет соответствующих административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, территориальных единиц, являющихся районами в городах, и изменений административно-территориального устройства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие территориальных основ местного самоуправления | Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.