КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и практика обучения лиц с нарушением зрения
Школа для детей с нарушением зрения от принятия постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов» скорее выиграла, нежели проиграла. Важным шагом вперёд стало рождение неполной средней школы слепых с восьмилетним сроком обучения (1937). Во исполнение приказа Наркомпроса РСФСР № 181 (1931) растёт число школ слепых II ступени, в 1933 г. открываются первые классы для слабовидящих детей. Как мы знаем, до революции главенствующую позицию в деле организации школьного обучения слепых прочно занимала Северная столица, неудивительно, что и в советские времена Ленинград сохранял своё лидерство. В 1933 г. в городе открылись экспериментальные классы для слабовидящих, впоследствии эстафету у ленинградцев примут Москва, Киев, Горький и Смоленск. Вероятно, в Москве не нашлось подвижников, равных Анне Адлер. Ходить по чиновничьим кабинетам, отстаивая права незрячих детей на образование, оказалось некому, поэтому столичным бюрократам потребовалось 8 лет на исполнение наркомпросовского приказа. Школа для слабовидящих будет открыта лишь в 1940 г., в 1939 г. в Москве появятся специализированные ясли на 19 мест. В лице ВОС Наркомпрос РСФСР обрёл деятельного и настойчивого партнёра. Члены общественной организации без устали искали способы организации курсов по ликвидации неграмотности взрослых слепых, их профессионального обучения, создания рабочих мест для незрячих, требовали от местного руководства охватить слепых детей всеобучем. Во многом благодаря неустанной деятельности активистов ВОС к моменту выхода постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов» школа слепых доказала государству значимость своей работы и избежала удара карающего меча. Результаты деятельности ВОС в обеспечении образования незрячих, организации их трудовой и профессиональной подготовки оказались столь высоки, что в 1940 г. правительство разрешает общественной организации создавать собственные учебно-производственные мастерские и комбинаты. Трудоспособные инвалиды по зрению перестали быть иждивенцами, напротив, многие из них, молодёжь в первую очередь, по своей активности мало в чём уступали зрячим сверстникам. Они жили теми же интересами и заботами, что и вся советская молодёжь. Трудовой энтузиазм членов ВОС сочетался с чувством патриотического долга. На средства незрячих было построено два самолёта им. Всероссийского общества слепых». Эффективность труда незрячих, их «социальная ценность» стали для государства очевидными, вкладывать бюджетные средства в общее и профессиональное образование слепых имело смысл. Вне всякого сомнения, начиная с 1930-х гг. специальные школы открывались там, где члены ВОС оказывались наиболее настойчивыми. Наркомпрос Украинской ССР в дополнение к действующим создаёт шесть новых школ. Успехи Наркомпроса Белорусской ССР много скромнее. Минская школа слепых, открытая в 1897 г., после эвакуации времён Первой мировой войны вернулась в белорусскую столицу в 1920 г. Вплоть до начала 1960-х годов республика будет довольствоваться этим единственным учебным заведением. В 1932 г. начинает работать первая в Казахской ССР Алма-атинская начальная школа-интернат для слепых детей, в 1938 г. её преобразуют в неполную среднюю, затем в среднюю школу (1941). Принимает решение открыть профильное учреждение руководство Армянской ССР, благодаря чему в Ереване появляется республиканская школа-интернат для слепых детей (1938). Несколько слов следует сказать о том, как и чему, учила специальная школа. Во-первых, специальной она, строго говоря, не являлась, скорее её следовало называть общеобразовательной школой для слепых детей. Во-вторых, учиться детям приходилось на пределе физических возможностей: предложенная учебная нагрузка значительно превосходила нагрузку учащихся массовой школы, недельная разница составила 7 уроков. В-третьих, в школьных библиотеках, как правило, отсутствовала учебная и художественная литература, изданная шрифтом Брайля. Книги, которые до революции вручную создавали педагоги и члены Попечительства о слепых были изъяты и уничтожены по идеологическим соображениям. Не станем строго судить советских цензоров, признававших опасными произведения русских классиков, которые широко издавались обычным шрифтом. Вспомним муки Анны Адлер, доказывавшей старорежимным цензорам, что Евангелие, напечатанное по Брайлю, нет оснований признавать крамолой. Беда заключалась в том, что среди советской интеллигенции не оказалось подвижников ранга А. А. Адлер, А. И. Скребицкого, И. В. Цветаева, некогда приложивших немалые усилия, добиваясь того, чтобы незрячий читатель мог получить доступ к настоящей литературе. В-четвёртых, учебный план специальной школы «являлся слепком с учебного плана массовой школы», строился он в согласии не столько с природой слепого ребёнка, сколько с буквой партийно-административных решений. Многие квалифицированные тифлопедагоги признавали несоответствие учебных планов возможностям незрячих учеников, однако встречались и понятливые работники, находившие тому разумные объяснения. Конечно, в стане тифлопедагогов было немало талантливых, хорошо образованных, наконец, трезво мыслящих людей, но их мнением руководители отрасли редко интересовались. Голод на учебную и художественную литературу, напечатанную шрифтом Брайля, отчасти удаётся утолить. Ленинградская и Московская типографии ВОС, издававшие книги рельефным шрифтом, объединив усилия с профильным Отделом Учпедгиза, выпускают четыре типа продукции: учебники для начальных школ (тиражом 500—1000 экземпляров), учебники для средних школ (500), политическую (500—1000) и художественную литературу (500). Несмотря на высокую стоимость издания малотиражной книжки, исполненной рельефным шрифтом, продажная цена не превышает стоимости обычных учебников, все дополнительные расходы государство взяло на себя. Решая задачу ликвидации политической неграмотности незрячих, Наркомпрос РСФСР способствует изданию книг по Брайлю, укреплению школьных библиотек, организации библиотечного обслуживания взрослых слепых. Благодаря усилиям ВОС к 1939 г. число библиотек для слепых достигло 203, ещё через пару лет их станет 268. Одновременно растёт количество изданий и их тиражи. Улучшается качество печати и внешний вид книг, которые, кроме всего прочего, теперь выходят в прочном переплёте. Специально для библиотек школ слепых с 1938 г. шрифтом Брайля начинает печататься журнал «Советский школьник». Благодаря работе редакции литературы для слепых совершенствуется учебно-методическое обеспечение специальных школ, их комплектуют рельефными географическими картами, таблицами, чертежами, а также столь необходимыми ученикам брайлевскими приборами. Школьные кабинеты пополняются разнообразными макетами и пособиями по естествознанию, приборами для занятий по физике. Приобретя необходимое оборудование, базовые учреждения (Воронеж, Киев, Ленинград, Москва) начинают самостоятельно изготавливать муляжи, глобусы, географические карты. Накануне Великой Отечественной войны обучением в специальных школах и классах удалось охватить тех детей с нарушенным зрением, кто был способен усвоить программу общеобразовательной школы 1—11 ступени. Эти особенности развития советской практики обучения детей с нарушением зрения дадут себя знать на следующем этапе.
5.2 Возможность получения специального образования зависит от региона проживания ребенка-инвалида
Первые российские специальные учебные заведения, как и во всём мире, открылись в столице, но далее процесс шёл особым образом. Специальные школы появлялись преимущественно в европейской части империи, где лидерство по этому показателю захватили Санкт-Петербург, Москва, Украина, земли Прибалтики, Царство Польское, а также регионы, заселённые немцами-колонистами. Право ребёнка-инвалида на школьное образование, по сути, зависело от места его проживания. Понять, сколь существенны были эти различия, позволит даже краткое знакомство с положением дел в Украинской ССР, Молдавской ССР и Узбекской ССР.
5.2.1 Ситуация в Украинской ССР В 1925 г. правительство Украинской ССР все существующие в регионе заведения для детей-инвалидов преобразует в государственные учреждения, подчинив их Главсоцвосу Наркомпроса УССР. По данным ведомства, на тот момент физически, умственно и морально дефективные составляли 5% от детской популяции. Первая мировая, затем Гражданская войны привели экономику Украины к упадку, почти 10 лет население испытывало тяготы военного лихолетья, оккупации, частой смены верховной власти. По понятным причинам край, некогда давший жизнь немалому числу отечественных специальных школ, не смог их сохранить. Согласно статистике, в 1925 г. из 25 000 официально учтённых глухих и слепых детей школу посещало менее 2000. В 1927 г. сеть специальных школ УССР включала всего 36 учебных заведений — 7 школ для глухих детей, 11 школ для слепых детей, 18 вспомогательных школ. Наркомпрос УССР усердно и добросовестно исполнял все указания и распоряжения ЦК ВКП(б) и СНК СССР, направленные на вовлечение во всеобуч детей с недостатками физического и умственного развития, благодаря чему всего через 3 года число учебных заведений для детей с нарушением слуха достигает 17 (7 школ и 10 школ-интернатов) с общим количеством учащихся 955 человек (1930). В трех украинских городах специальные классы для детей с нарушением слуха (на 10 учеников каждый) будут открыты при общеобразовательных школах. В 1937/38 учебном году сеть школ для глухих расширится до 49 учебных заведений (5281 ученик). Накануне Великой Отечественной войны система специального образования УССР включала 129 специальных школ, в том числе для глухих — 84, для слепых — 18, для умственно отсталых — 27. На Украине действовали 3 детских дома для глухих дошкольников (около 200 детей), 93 специальных учебных заведения для взрослых глухих (около 3 тысяч обучающихся) и 36 специальных учебных заведений для взрослых слепых (632 обучающихся).
5.2.2 Ситуация в Молдавской ССР Молдавская ССР, образованная незадолго до Великой Отечественной войны (2 августа 1940 г.), объединила шесть районов Молдавской АССР и шесть уездов Бессарабии. Вновь созданной советской республике, в которую влились уезды, ранее управлявшиеся правительством Королевства Румыния, предстояло реорганизовать школьную систему, а сеть специальных школ разворачивать с нуля. Первенцем уже в Советской Молдове окажется школа-интернат для глухих детей, её учредят в 1936 г. в городе Балта». Территории, вошедшие в состав Молдавской ССР, не имели традиций школьного обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей. Правительство союзной республики не могло считать эту проблему первоочередной, население инициативы не проявляло, и упомянутая школа глухих получила «молдавскую прописку» ненадолго и исключительно в результате изменения административных границ с Украинской ССР.
5.2.3 Ситуация в Узбекской ССР
Для республик Средней Азии организация обучения детей с недостатками физического и умственного развития оказалась делом совсем новым. Ислам, который веками исповедовало коренное население, как мы знаем, имеет отличную от христианства традицию отношения к нищим, убогим и калекам. Царское правительство России не сочло нужным насаждать в Средней Азии христианские модели призрения глухонемых и слепых детей, а благотворительное Ведомство учреждений императрицы Марии не успело распространить свою заботу на этот край. Дело обучения детей с недостатками физического и умственного развития пришлось начинать с чистого листа. До установления в Средней Азии советской власти обучения детей-инвалидов в крае не велось. Правда, при некоторых медресе Бухары, Самарканда и Ташкента существовали приюты для слепых, где дети получали религиозное обучение, заучивая святые суры Корана. Первой светской специальной школой на территории Узбекской ССР станет Ташкентское «убежище для слепых и глухонемых», открытое в 1920 г. стараниями учительницы Л. И. Новосёловой. Энтузиастке удастся собрать И слепых и 7 глухих детей. Через короткий промежуток времени убежище будет реорганизовано и получит официальный статус школы для дефективных детей (1921). Во исполнение решений ЦК ВКП(б) и правительства СССР Наркомпрос Узбекской ССР приступает к массовому открытию начальных школ, в общем числе учащихся по республике доля учеников классов I ступени достигает 75%! Акция невиданного масштаба среди почти поголовно неграмотного населения закономерно привела к тому, что организаторы всеобуча столкнулись с проблемой школьной неуспеваемости. Не вдаваясь в изучение причин болезни, для её преодоления нашли простой способ: для стойко неуспевающих детей открыли специальные классы. В 1929/30 учебному году в упомянутых классах училось 50 детей. В том же 1929 г. столичную школу для дефективных детей разделят на три самостоятельных специальных учреждения — для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. Одновременно для слепых детей в Бухаре учредят инвалидный дом. Мотивы, по которым центральное партийное руководство страны приняло постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», а чиновничество из Наркомпроса Узбекской ССР рьяно приступило к его исполнению, различны, а убеждённость в ненужности вспомогательных школ едина. Население к действиям власти отнеслось равнодушно, ибо потребности в подобном учебном заведении не испытывало. В 1936 г. Наркомпрос Узбекской ССР издаст приказ о немедленном закрытии всех вспомогательных школ, но реализовать собственное решение полностью не сумеет! Завуч ташкентской специальной школы № 66 К. В. Климова не согласится с высоким решением, более того, вступит в полемику с наркомпросовским начальством и, как это ни удивительно, сумеет отстоять родное учебное заведение. Благодаря самоотверженности и личному мужеству одного человека — педагога К. В. Климовой ташкентскую вспомогательную школу удастся сохранить, на момент описываемых событий в ней обучалось 224 ученика. За последующие 50 лет государственная политика в сфере образования детей-инвалидов претерпит позитивные изменения, сеть специальных учебных заведений — в первую очередь за счёт открытия всё новых и новых вспомогательных школ — станет неуклонно расширяться. Обучение же слепых, начатое в ряде городов Узбекистана муфтиями отдельных медресе задолго до установления советской власти, духу Корана и культурным установкам народа не противоречило, вследствие чего его судьба в Узбекской ССР складывалась много успешнее. Долгое время республика не располагала ни тифлопедагогическими кадрами, ни полиграфической базой для издания учебно-методической продукции на узбекском языке, а потому обучение велось на русском языке. Но уже в 1930/31 учебном году ташкентская школа набирает в 1 класс слепых детей, чьё обучение пойдёт на узбекском языке. Оценивать качество обучения детей с нарушением слуха по бюрократическим реляциям бессмысленно, так как вплоть до конца 1930-х гг. республика не имела квалифицированных сурдопедагогов, многие из тех, кто вставал к учительскому столу, не получили даже среднего образования. Целенаправленная подготовка сурдопедагогов начнется в Узбекистане с 1939 г. В Туркменской ССР первая школа для детей с нарушением слуха появится только в 1955 г. 5.3 Специальная школа в эвакуации С первых дней Великой Отечественной войны начинается масштабное перемещение огромных масс гражданского населения из районов, внезапно ставших зоной боевых действий, на восток. Всего за 7 месяцев, прошедших с 22 июня 1941 г., около 17 млн. человек, оставив родные места, оказались в глубоком тылу. Среди многомиллионной армии эвакуированных значительную часть составляли дети и подростки. Внезапность нападения и стремительность, с которой наступал враг, застали жителей западных регионов страны врасплох, спровоцировав стихийное бегство мирного населения. Но даже в этих тяжелейших условиях в ряде регионов местные советские и партийные органы сумели обеспечить организованный вывоз части детей и учебных заведений. Пережили эвакуацию и многие специальные школы Москвы. Старейшее столичное учебное заведение для слепых детей наряду с пятью детскими домами и несколькими госпиталями принял небольшой городок Мензелинск (Татарская АССР). На прежнее место школа сможет вернуться в 1943 г., но её предвоенные выпускники даже в самые грозные дни осени 1941 г. Москву не покидали, помогая фронту своим трудом на учебно-производственных предприятиях ВОС. Незрячие рабочие собирали коробки для противотанковых мин и столь нужные морозной зимой 41-го железные печки для обогрева солдат в окопах и блиндажах. 30 ноября 1941 г. смерть настигла семерых вчерашних школьников на рабочих местах. Прямое попадание бомбы превратило Лефортовскую щетинно-щёточную фабрику ВОС в руины. К счастью, в большинстве своём местные жители проявляли сострадание к прибывшим детям-беженцам. Немалое число эвакуированных учебных заведений и их воспитанников приняла Узбекская ССР. Как мы помним, специальные школы, действовавшие на тот момент в республике, можно было пересчитать по пальцам одной руки, да и те существовали в весьма стеснённых обстоятельствах. Тем не менее ташкентская школа слепых им. Ю. Ахунбабаева сумела принять и разместить около сотни незрячих ребятишек, школа глухих — более 200 детей. К счастью, в 1936 г. завуч ташкентской вспомогательной школы № 66 К. В. Климова1*, проявив гражданское мужество, сумела убедить работников Наркомпроса Узбекской ССР не закрывать учреждение. Оно продолжит работу и в войну сможет приютить эвакуированных глухих детей и вечернюю школу молодёжи. Узбекистан военной поры прославит себя возникшим среди местного населения общественным движением за усыновление детей-сирот, эвакуированных из Западного и Центрального регионов СССР. Однако с началом войны в республику стали прибывать школы для умственно отсталых детей, эвакуированные из Западного региона страны. Работникам Наркомпроса Узбекской ССР, вероятно, непросто было осмыслить происходящее — согласно известному постановлению вспомогательные школы 5 лет как не должны были существовать, но, оказывается, их сохранили в РСФСР и на Украине. В край приехали ученики, не посещавшие обычную школу, и педагоги, которые знали, как их учить! Массовый приезд в республику учителей с высшим дефектологическим образованием и опытом работы в специальных школах, появление людей, не понаслышке знакомых с практикой обучения аномальных детей, подготовили перемены в системе специального образования Узбекистана, которые случатся в недалёком будущем. Оказавшиеся в глубинке энергичные и хорошо образованные дефектологи нередко коренным образом меняли уклад жизни местных специальных школ. Предвидя, что перемещение огромного числа детей, в том числе оставшихся без родителей и близких, может привести к масштабному беспризорничеству, СНК СССР издаёт распоряжение «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» (июль 1942 г.). Война и её тяготы вынуждают Наркомпрос пересмотреть содержание образования умственно отсталых детей. «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе были преобразованы в соответствии с нуждами фронта и тыла. С 1942/43 учебного года в этих школах ввели новые учебные планы. Чтобы ускорить подготовку квалифицированных рабочих из учащихся вспомогательной школы, количество часов на профессионально-трудовое обучение увеличилось на 2 часа в неделю. Начиная с четвёртых классов сверх учебного плана стали изучаться основы сельского хозяйства (4 часа в неделю). При многих вспомогательных школах создали подсобные хозяйства, которые в значительной степени, а в некоторых случаях полностью обеспечивали воспитанников овощами. Не менее интенсивно работали на колхозных полях и пришкольных участках учащиеся с нарушением слуха и зрения. Имеющиеся в специальных школах столярные, слесарные, швейные мастерские перешли к производству продукции, нужной на фронте и в тылу. Выпускники трудоустраивались по полученным во время учёбы профессиям.
5.4 Специальная школа после Великой Отечественной войны Директивы Наркомпроса, напрямую не касавшиеся учебных заведений для детей с недостатками физического и умственного развития, обеспечили сохранение сети на довоенном уровне. Уже к концу 1943 г. удалось восстановить 24 школы для детей с нарушением слуха. В условиях военного времени специальной школе пришлось решать те же задачи, что и школе общеобразовательной: усиливается роль физической и агротехнической подготовки учащихся к труду и обороне, патриотического воспитания. Родители не могли влиять на решение отборочных комиссий, отстаивать право своего ребёнка на образование. Государство диктатуры пролетариата не снисходило до признания за населением гражданских прав и свобод.. В глазах государства, крайне заинтересованного в возрождении полноценного человеческого ресурса, «инвалиды с детства» выглядят досадной ошибкой природы. Словно во времена правления Петра I правительство пытается регулировать процесс деторождения, в 1944 г. принято новое законодательство о семье: развод ещё более затрудняется, восстанавливается понятие «незаконнорождённый», увеличиваются пособия на семью, вводится налог на бездетность. В 1947 г. запретят браки между советскими гражданами и иностранцами. На восстановление, новое строительство и содержание специальных школ-интернатов требовались немалые средства. В СССР их единственным источником оставался государственный бюджет, денег в котором перманентно не хватало. Недоставало средств на содержание инвалидов войны, счёт которым шёл на сотни тысяч человек. Усугубили положение пришедшиеся на 1946 г. спад промышленного производства и катастрофически низкий урожай зерновых из-за засухи. За годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) сеть массовых школ была не только восстановлена, но и расширена. Что касается школ для глухих, то их восстановление шло значительно медленнее, чем массовых. В первые послевоенные годы главным образом восстанавливались и открывались новые начальные школы. Практика специального обучения в Киргизской ССР формировалась столь же неторопливо. Республика довольствовалась двумя учебными заведениями: школой для детей с нарушением слуха, чья история началась с 1934 г., и открытой в 1939 г. школой-интернатом для слепых детей, которая долгое время не располагала методической литературой и учебниками, напечатанными брайлевским шрифтом. Необходимые учебники и наглядные пособия школа начнёт получать из Москвы с 1948 г. Что касается обучения умственно отсталых детей, то первый опыт приходится на 1953 г., именно тогда при одной из начальных школ города Фрунзе — столицы Киргизии — будет организован класс для умственно отсталых детей. В 1955 г. учебное заведение преобразуют во вспомогательную школу с семилетним обучением, и только тогда дети получат необходимые учебники, а педагоги — методическую литературу.
5.5 Теория и практика специального образования. Научные достижения НИИ дефектологии АПН РСФСР Научно-исследовательский Институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР (НИИД АПН) действительно становится в 1940—1950-е гг. ведущим научным учреждением страны. В лихолетье Великой Отечественной войны часть сотрудников, педагоги и учащиеся экспериментальной школы были эвакуированы из столицы, мужчины призывного возраста ушли на фронт, были и те, кто остался работать в институте. И в эвакуации и в столице научный поиск, как свидетельствуют сохранившиеся протоколы заседаний Учёных советов НИИДа, не прерывался ни на один день. Согласно проспекту, изданному в 1962 г., НИИД объединял 24 лаборатории, исследования которых охватывали широкий спектр нарушений, а именно: глухоту и тугоухость, слепоту и слабовидение, умственную отсталость и временные задержки психического развития, нарушения речи, двигательные нарушения, комбинированные дефекты (слепоглухонемота). В поле зрения учёных находились дети не только школьного, но и дошкольного возраста, а также взрослые с дефектами слуха и зрения. Институт развивал отечественную научную школу дефектологии, в полной мере реализуя идеи комплексного подхода к изучению аномального ребёнка, провозглашённые Л. С. Выготским. К середине 1960-х гг. были сформулированы и экспериментально про верены фундаментальные положения отечественной научной школы дефектологии — не потерявшие значения до настоящего времени идеи в области понимания природы и механизмов отклоняющегося развития, основ специального обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. М. С. Певзнер, С. С. Ляпидевский, Л. В. Нейман и А. И. Каплан представляют результаты многолетнего изучения первичных нарушений и дают подробную клиническую характеристику разных категорий детей по этим критериям: время наступления, степень выраженности, характер нарушения, его стойкость. Клиническая картина подкрепляется исследованиями физиологов и психологов, им удалось прояснить физиологические механизмы нарушений некоторых сфер деятельности детей с недостатками физического и умственного развития. Чтобы выявить психологические особенности, характерные для определённой категории детей, учёные исследуют, «как под влиянием воспитания и обучения развивается аномальный ребёнок, как корригируются вызванные дефектом особенности и формируются положительные стороны его личности». С этих позиций рассматриваются закономерности и особенности развития детей с поражённым органом чувств (Ж. И. Шиф), речь и её влияние на психическое развитие разных категорий аномальных детей (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина), познавательная деятельность (И. М. Соловьёв). Доказывается, что «возрастное развитие психики аномальных детей отличается от возрастного развития их нормальных сверстников, а общим для всех случаев аномального развития является… изменение развития личности аномального ребёнка в целом». Отправным признаётся положение о ведущей роли правильно поставленного обучения в развитии аномального ребёнка. Экспериментально доказывается, что при благоприятных условиях обучения для детей характерен компенсаторный путь развития, различно проявляющийся у разных категорий учеников. Исследователи видят задачу в том, «чтобы создать для аномального ребёнка такие условия, при которых могла бы происходить компенсация дефекта», сближение аномального развития с нормой под влиянием обучения. Отечественная научная школа не мыслит комплексного подхода без всестороннего педагогического изучения ребёнка. По убеждению А. М. Гольдберг, «ни один, даже самый совершенный приём не даст желаемых результатов, если он не отвечает возможностям именно тех детей, к которым он применяется». Уже в середине 1960-х исследователи доказывали особую роль семьи в воспитании аномального дошкольника, взаимодействия специалистов с родителями, дабы помочь им понять сущность нарушения и особенности развития ребёнка, научиться различать причины и следствия желая добиться продвижения ребенка по пути нормального развития, опираться на имеющиеся у него сохранные возможности.
5.6. Политическая «оттепель» обеспечивает развитие и дифференциацию системы специального образования Во второй половине 1950-х гг. советская система образования лиц с недостатками физического и умственного развития переживает период стремительного подъёма, чему главной причиной мы считаем XX съезд Коммунистической партии Советского Союза (февраль 1956 г.). В марте 1953 г. (вскоре после смерти И. В. Сталина) правительство объявляет амнистию, по которой несовершеннолетние, пожилые и больные люди освобождаются из мест заключения. Закон об основах уголовного законодательства СССР (1958) меняет меры применения уголовного наказания к подросткам, расширяются возможности воспитательного и общественного воздействия на них, с 12 до 16 лет повышается возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, упразднено понятие «враг народа». Летом 1954 г. Совет министров СССР принимает постановление «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов», отменяя постановление СНК РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек». В 1958 году вводится обязательное восьмилетнее образование требуется связь школы с производством. Реформы, происходившие в общем образовании, повлияли на деятельность специальных школ. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об организации школ-интернатов» (1956), полагаем, неожиданно для его разработчиков обеспечит стремительный рост числа вспомогательных школ. По замыслу правительства, школам интернатам надлежало принимать детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, детей сирот т детей, для воспитания которых отсутствовали необходимые условия в семье. В тоже время переход к восьмилетнему образованию выявил среди учеников большое число тех, кому государственная программа оказалась не под силу. История европейской и российской специальной школы учит, что «потепление» политического климата, обретение населением большей степени свободы через какое-то время неминуемо приводит к позитивным переменам в жизни детей-инвалидов. «Оттепель», начавшая после XX съезда, должна была вывести советскую систему специального образования на новый уровень развития. Проверим это утверждение на примере четырех республик СССР – Грузии, Белоруссии, Украины и Туркмении. 5.6.1 Ситуация в Грузинской ССР Отсчёт истории организации специального обучения в Грузии ведётся с момента открытия Попечительством о слепых Ведомства учреждений императрицы Марии Тифлисской школы слепых (1893). С установлением советской власти её преобразуют в Школьный детский дом для слепых детей (1921). Из-за отсутствия квалифицированных тифлопедагогов и специальной учебно-методической литературы качество обучения долгое время оставалось низким. Обучение детей с нарушением слуха, вплоть до Великой Отечественной войны в Грузинской ССР действовала одна-единственная школа, но и та в сентябре 1941 г. к работе не приступила. Занятия возобновились в год Победы. В 1959 г. вводится «13-летний срок обучения, за который детям давались знания в объёме программы восьмилетней школы». Незадолго до того в городе Кутаиси откроют вторую школу (1955), в 1968 г. в Тбилиси будет организована вечерняя школа для глухих, в 1969 г. также в столице появится школа для слабослышащих. 5.6.2 Ситуация в Туркменской ССР Первая вспомогательная школа найдёт своё пристани и в Тбилиси (1938), долгое время оставаясь единственной на республику, к началу 1970-х гг. число вспомогательных школ не растёт до восьми. Кадровое обеспечение специальных учебных заведений вплоть до начала 1970-х гг. нельзя признать удовлетворительным, достаточно сказать, что число педагогов высшим дефектологическим образованием едва достигало 1%. Система специального образования Туркмении на рубеже I960—1970-х гг. находилась в зачаточном состоянии. Республиканский детский дом для слепых, открытый в 1935 г. при активном участии незрячего тифлопедагога и общественного деятеля В. Я. Ерошенко. в 1954 г. происходит объединение двух детских домов (для слепых и для глухонемых детей). Понятно, что родители не хотели расставаться со своими детьми и отдавать их в детский дом, подобное действие было противно и канонам ислама, и человеческой природе. Да и образования многолетнее заточение в «учебном заведении» не обеспечивало! Обучение глухих начнётся в Туркменской ССР с 1955 г., именно тогда в Чарджоу откроется специальная школа, правда, в ней «первое время не было учебников, методических пособий. Не было и учителей-дефектологов». На начало 1970-х гг., кроме двух упомянутых учреждений для детей с нарушением зрения и слуха, республика успела открыть две вспомогательные школы-интерната. 5.6.3 Ситуация в Белорусской ССР В 1950/51 учебном году в республике действовало 13 специальных школ (1626 учащихся), в том числе 10 школ для детей с нарушением слуха, 2 вспомогательные школы и 1 школа для слепых. За 10 последующих лет общее количество специальных школ почти утроится, достигнув 36 (1960/61 учебный год), но и после этого темп развёртывания сети учреждений не снизится. В 1968/69 учебном году в регионе будут работать 59 специальных школ (9500 учащихся), при этом количество учебных заведений для детей с нарушением слуха сохранится, их останется 10. Детей с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ждала уже одна, а 4 школы. В республике начали работу 2 школы для детей с тяжёлым нарушением речи и школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Наиболее же динамично шёл процесс открытия вспомогательных школ.. В 1953 г. в Минске открываются ясли для глухих детей, через пару лет их преобразуют в детский сад. В 1963 г. в белорусской столице создан Республиканский детский дом: для глухих детей (на 135 человек). Одновременно при школах глухих в городах Волковыск (Гродненская область) и Пинск (Брестская область), посёлке Копцевичи и городе Речица (Гомельская область) открывшие дошкольные отделения. Кадровый вопрос оставался крайне острым, к 1969 г. педагогический корпус специальных школ насчитывал свыше двух тысяч человек, высшее дефектологическое образование из них имели менее 9% работников. 5.6.4 Ситуация в Украинской ССР Накануне Великой Отечественной войны республика насчитывала 129 специальных школ (в том числе 84 для глухих детей, 18 для слепых детей и 27 вспомогательных). После освобождения Украины от оккупации правительство УССР принимает решение в кратчайшие сроки восстановить разрушенную войной сеть специальных школ, однако вплоть до середины 1950-х гг. выполнить намеченный план не удалось. Причину кардинальных перемен следует искать исключительно в событиях политической жизни страны. Вне всякого сомнения, количество умственно отсталых за 9 лет не могло утроиться (1959/60 учебный год — 12,8 тыс. учащихся, 1968/69 учебный год — 38,5 тыс. учащихся), просто прежде эти подростки безо всякой для себя пользы пребывали в общеобразовательных школах. Украина в дополнение к 105 вспомогательным школам открывает еще 119, и их общее количество возрастает до 224. Украина с дореволюционных времен хранила традицию заботы о глухих и слепых детях, а Постановление о «педологических извращениях в системе наркомпросов» сумела использовать во благо. Совет министров УССР ещё в начале 1950 г. принял Постановление «О мерах: обеспечения начального образования детей с нарушением слуха, речи, зрения и умственного развития», указав, что далеко не все из них охвачены всеобучем. Во исполнение правительственного решения республиканское Министерство просвещения издаёт приказ №91 (1950), устанавливающий типы учреждений для детей с нарушением речи и слуха: • дошкольные учреждения для детей с нарушением слух • школы-интернаты для глухонемых детей; • школы-интернаты для глухонемых переростков; • школы-интернаты для позднооглохших детей; • школы-интернаты для тугоухих детей (разной степей • школы-интернаты для детей с нарушением речи (для ал;' Для взрослых глухонемых министерство требует открывать школы грамоты, школы для малограмотных и школы рабочей молодёжи. Особенно ощутима динамика развития сети учебных заведений для детей с тяжёлым нарушением речи. Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с и следствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться права создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 учебном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удастся создать 11 специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. 5.7 Советская система специального образования соответсвовала требованиям государства Осознав необходимость дать начальное школьное образование детям с недостатками физического и умственного развития, каждая из европейских стран решала, казалось бы, единую задачу по-своему. Выбор пути определялся заказчиком специальной школы, а им в XX в. могли выступать государство, политические партии, религиозные и общественные объединения, в отдельных случаях даже родители. Подлинные учёные опережают время, смысл их работы состоит в том, чтобы доказать возможность преобразования доминирующей практики. Мощным импульсом к ощутимым переменам в интересующей нас сфере оказывается решение XXIV съезда КПСС (1971) о переходе к новому этапу всеобщего обучения. Во исполнение этого решения ЦК КПСС и Совмин СССР принимают постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972). Следует упомянуть, что годом раньше Президиум Верховного Совета СССР одобрил примерное положение «Права и обязанности городского, районного, сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся в области народного образования». Летом 1973 г. Верховный Совет СССР утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, фиксирующие главные принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования СССР, из которых особый для нас интерес представляют следующие: •» равенство всех народов СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения; • обязательность образования для всех детей и подростков; * сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью. Заказчик в государственном документе определил и структуру системы народного образования СССР: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Последовавшее в 1958 г. введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования, как мы знаем, обернётся всплеском открытия вспомогательных школ, приведёт к созданию школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, заставит задуматься об организации дефектологической помощи на дошкольной ступени. второй этап строительства отечественной системы специального образования вёлся по чертежам и под строгим контролем Советского государства. О привлечении к грандиозному делу иных заказчиков — неправительственных общественных организаций, церкви, филантропов, родителей — не могло быть и речи. Максимум, на что в послевоенные времена снизошла власть, — это разрешение Всероссийскому обществу слепых и Всероссийскому обществу глухих внести материальную лепту в осуществление государственной программы строительства и оснащения школьных зданий. В СССР благополучие или неблагополучие специальной школы и как социального института, и как конкретного учреждения всецело зависело от государства. Средства на развитие сети учебных заведений выделялись волей верховного руководства страны: в зависимости от решаемых правительством глобальных задач финансирование могло сокращаться или возрастать. Не был принят Закон о специальном образовании — главному и единственному заказчику системы он не требовался, а другие движущие силы были исключены из процесса принятия решений. С точки зрения генерального заказчика (государства) к концу 1980-х гг. СССР добился значительных успехов в строительстве дифференцированной системы образования детей с недостатками физического и умственного развития, включающей 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 основных видах специальных школ с обеспечением соответствующего содержания, методов и форм организации. За исключением вспомогательной школы, специальные учебные заведения остальных типов давали цензовое образование, соответствующее определённой ступени массовой школы: неполное (в объёме 9 классов) или полное (в объёме 11 классов массовой школы) среднее образование. (В последнем случае с увеличение» срока обучения на год или более.) Шла дальнейшая дифференциация системы по вepтикaли в стране ширилась сеть дошкольных учреждений, крепли множились учреждения начального и среднего специального (профессионального) обучения. Государство совместно с обще ественными организациями инвалидов — ВОГ и ВОС — заботя лось о создании рабочих мест для выпускников специальных школ, благодаря налаженной работе учебно-производственных предприятий ВОГ и ВОС инвалиды по слуху и зрению не испытывали затруднений с трудоустройством. Сложилась система подготовки педагогических кадров дефектологов. В стране действовал крупный научный центр — НИИД АПН СССР, где велись фундаментальные и прикладные исследования в отношении изучения и обучения всех категорий аномальных детей, плодотворно развивалась отечественная научная школа дефектологии, разрабатывались и экспериментально проверялись учебные программы, методы, приёмы, организационные формы специального образования. Задачи по строительству системы, поставленные государством, в середине 1930-х гг. были не просто решены, но многократно перевыполнены. Вместе с тем созданная в СССР система имела целый ряд отличительных черт: • в стране отсутствовал закон о специальном образовании; • государство оставалось единоличным заказчиком системы специального образования; • действующая система охватывала специальным обучением не более трети нуждающихся детей; • из процесса специального обучения государство практически исключило родителей и семью ребёнка; • контакты учащихся специальных школ с нормально развивающимися сверстниками сводились к минимуму; • часть детей признавалась необучаемыми из-за их неспособности освоить ценз образования (аналогичные тенденции, имевшие место на этапе развития и дифференциации системы специального образования в других странах • подавляющее большинство учителей, работавших в специальных школах, не имело высшего дефектологического • практика специального обучения не была повсеместной, • частная благотворительность находилась под запретом, церковь была отделена от школы и не могла оказывать детям-инвалидам и их близким духовную помощь.
В 1991 г. руководство Российской Федерации подпишет международные документы о правах инвалидов (лиц с ограниченными возможностями здоровья), формально переводя страну в пятый период отношения государства и общества к интересующим нас детям. Оценивая действующую систему специального образования по новым критериям, её заказчики а с начала 1990-х гг. в этой роли наряду с государством стали выступать родители и неправительственные организации, начинают говорить о необходимости ревизии и модернизации этой системы. Не завершив пройденный западными страна (на чей опыт России предстояло равняться) этап дифференциации системы специального образования, отечественная специальная школа неожиданно для себя окажется «переведённой» на третий этап — интеграции и инклюзии.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |