КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XX в. начинает осознаваться российскими учеными медиками, некоторыми педагогами и даже отдельными представителями городских управ
За XIX столетие российское общество заметно изменилось, необходимость обучения «малоуспешных», «неспособных», «ненормальных», «умственно недоразвитых», «отсталых и нервных» детей к началу Накануне Первой мировой войны в России существовала сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, педагоги ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой, а главное — идея введения обязательного всеобщего бесплатного обучения детей с недостатками физического и умственного развития обрела немало сторонников. В России энтузиаст организации школьного обучения глухих или слепых детей (будь то монарх, подвижник-священнослужитель, просвещенный меценат, заинтересовавшийся проблемой врач или педагог, родитель, наконец, выпускник специальной школы), приступая к созданию учебного заведения, мало задумывался о том, что ждет глухого или слепого молодого человека, получившего образование. Церковно-приходские школы открыли свои двери для глухих детей. Специальное образование пришло в российскую глубинку, круг его сторонников пополнили представители православного духовенства, зажиточные мещане, т. е. выходцы из прежде пассивного в сфере благотворительности слоя россиян. Школа в селе Максимовичи Киевской губернии возникла благодаря заботе местного священника М.Яворского (1897), впоследствии и ее финансирование взял на себя Синод. Уникальна история появления специальной школы в селе Немда Макарьевского уезда, близ города Юрьевец Костромской губернии, устроенной по просьбе крестьянина Балабанова! Его глухой сын учился в церковно-приходской школе села Вязники, а отцу хотелось видеть сына подле себя, о чем он и поведал отцу Василию. Молодой священник воспринял слова прихожанина близко к сердцу и посвятил немало времени и душевных сил созданию особого учебного заведения в родном селе. Сеть специальных учебных заведений быстро разрасталась, чему способствуют и школы-первенцы, накопившие опыт успешного специального обучения. К концу XIX в. они добились стабильного финансирования, доверия местной и центральной власти и, что особенно важно, поддержки местного населения. Петербург и Москва оказались средоточием образовательных, лечебных и благотворительных учреждений, а впоследствии и профильных научных центров. В ведущих российских городах концентрировались лучшие сурдопедагогические силы, в столичные училища собирали воспитанников по всей империи. Достаточно сказать, что из 490 призреваемых1, обитавших в заведениях Петербурга и его пригородов, только 192 человека являлись уроженцами Петербургской губернии, остальные же съехались в столицу из 60 российских регионов. Попечительство заговорило о нецелевых тратах на содержание в подведомственных учреждениях иногородних, о необходимости скорейшего открытия профильных заведений во всех административных территориях империи. Осенью 1900 г. в Москве первого «детского сада — пансиона для глухонемых детей в возрасте от 2 до 6 лет». В 1903 г. детский сад переезжает в более просторную квартиру, а спустя еще два года занимает большой особняк, принадлежащий Московскому попечительству о слепых. К 1917 г. число воспитанников специального дошкольного учреждения превысит 50 человек.
Идеолог и создатель детского сада — пансиона Наталья Александровна Рау. Вплоть до 1917 г. детский сад Н. А. Рау являлся образцом и пропагандистом дошкольного воспитания глухих, из разных уголков империи приезжали в него энтузиасты обучения детей с нарушением слуха, дабы познакомиться с модельным учреждением. Примеру москвичей следуют Петербург (1902), Киев (1905), Александровск Екатеринославской губернии (1910). С 1913 г. при модельном учреждении открываются подготовительные курсы «с целью создать для детских садов и для домашнего воспитания глухонемых кадры подготовленных воспитательниц и дать матерям возможность ознакомиться с приемами воспитания глухонемых детей дошкольного возраста». Успешный практический опыт работы с глухими детьми школьного возраста навел сурдопедагогов на мысль о целесообразности переноса начала обучения на более ранний возраст. Подобная инициатива не могла исходить ни от родителей, ни от филантропов, ни от 15УИМ, ни тем более от Министерства народного просвещения, она стала возможной благодаря многолетней работе специальных школ. Сторонники идеи обучения глухих малышей легко нашли организационную форму — детский сад. Многие необходимые условия для открытия детского сада имелись, Н. А. и Ф. А. Рау удачно воспользовались ими ради практической реализации своей педагогической идеи. Модель специальной школы Россия хотя и творчески, но заимствовала, а вот модель специального дошкольного учреждения создана в нашей стране. Россия опередила многие европейские страны — лидеры в построении этого важнейшего компонента национальной системы специального образования. В 1902 году Москва, обгоняя Петербург, обзаводится детским садом. Количественные изменения постепенно переходили в качественные. Вокруг первых школ создавались некие силовые поля, втягивающие в проблему все большее число россиян. По стране распространялась информация о школах глухих, причем происходило это на фоне переосмысления и переоценки населением роли школьного обучения. Есть все основания полагать, что со временем Россия неминуемо пошла бы по европейскому пути создания государственных специальных учебных заведений. Число региональных отделений попечительства стремительно росло, ширились ряды состоящих в них активных членов, жертвователей на дело обучения неслышащих, появлялись школы нового типа, отвечающие духу либеральных реформ. Особого внимания заслуживает Мариинская Александровская школа-хутор (1903). Оригинальная модель учебного заведения «школа-хутор» возникла вблизи города Александровска1 Екатеринославской губернии благодаря энергии и душевной щедрости небольшой группы подвижников. Школа-хутор (сегодня она определялась бы как учебно-производственный комплекс) занимала 11 гектаров подаренной и 40 гектаров арендуемой земли, где разместились учебный, спальный и медицинский корпуса, церковь, хозяйственный блок с пекарней, баней и прачечной. Школа обустроила большое учебно-подсобное хозяйство, куда входили сады, огороды с парниками, пасека, молочная и свиная фермы, опытные поля и даже сельскохозяйственная метеорологическая станция, а кроме того, мастерские для обучения столярному, токарному, переплетному делу, вязанию и рукоделию. ВУИМ почти не помогал школе-хутору. Первоначально выделив пятитысячный кредит под процент, Попечительство пообещало школе 80 000 р., но слово не сдержало. рабочие Екатеринославской губернии обратились к собратьям с воззванием отчислить от своих заработков средства в пользу школы. Знакомство С финансовым отчетом (1907) позволяет понять, что школа-хутор выжила в трудные времена и продолжала крепнуть не только благодаря пожертвованиям, но и рачительному ведению хозяйства, грамотному использованию имеющейся недвижимости, земли, техники, а также труду учащихся и педагогов. В России складывалась незнакомая Европе демократическая традиция в организации обучения глухих: ни пол ребенка, ни его сословная, религиозная или национальная принадлежность не имели решающего значения при приеме в учебное заведение.
3.7. обучение слепых набирает темп (1881 - 1917)
Подлинное развитие сети учебных заведений для слепых детей начинается со дня официального утверждения устава и состава Попечительства о слепых1 (13 февраля 1881 г.). По преимуществу училища для незрячих открывались в губернских и уездных городах Центральной России, Малороссии, по одной школе действовало на Урале (Пермь), в Сибири (Иркутск), Прибалтике (Ревель), на Кавказе (Тифлис) и в Минске. Открыв в 1881 г. частную и единственную на тот момент в России школу для слепых детей, К. К. Грот смог принять В нее десятерых. По прошествии тридцати лет число незрячих учащихся достигло в империи тысячи. Безусловно, для страны с многомиллионным населением показатель скромен, но нельзя не заметить темпа роста и неуклонную тенденцию развития сети специальных школ. Накануне Октябрьской революции в стране существовало 35 учебных заведений для слепых детей. Численностью педагогов и учеников учебные заведения отличались друг от друга, преобладали маленькие школы, где один-два учителя вели один-два класса (Вологда, Елабуга, Каменец-Подольский, Полтава, Ревель, Тула, Тифлис). Число учащихся в большинстве школ колебалось от 30 до 70 человек. Наиболее крупным и известным оставалось петербургское Александро-Мариинское училище, ни в чем не уступавшее европейским. К началу 1910 г. главное училище России насчитывало 112 учащихся, но только 29 из них были жителями столицы, прочих же интернов собрали из разных российских регионов. С конца XIX в. Александро-Мариинское училище структурно состояло из трех отделений. Подготовительное отделение делилось на младшие и старшие классы. Детей этого отделения обучали по фребелевской системе, применявшейся тогда в обычных детских садах. В двух классах дошкольного отделения основной задачей считалось воспитание детей, искоренение дурных привычек, привитие культурно-гигиенических навыков, формирование ориентировки, развитие манипулятивных способностей, органов чувств, а также навыков самообслуживания. Обучение грамоте не предусматривалось. Учебные часы включали так называемые фребелевские занятия (гимнастику и подвижные игры), церковное и светское пение, предметно-ознакомительные уроки, а также Закон Божий, русский язык (чтение учителем вслух, пересказ и заучивание текстов), арифметика (знакомство с цифрами, двузначным числом, счет в пределах двух десятков). Школьное отделение (образовательное) имело три класса, продолжая два класса дошкольных. Здесь преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, географию, историю, естествознание и геометрию. (В отличие от Петербургского училища дошкольное и школьное отделения Московского училища с 1885 г. были трехлетними.) Ученик третьего класса (5—6-й год обучения) писал рельефно-линейным или рельефно-точечным шрифтом Брайля сочинения на несложные темы, владел техникой чтения, мог ответить на вопросы по тексту и пересказать его. Он также знал таблицу умножения, решал простые задачи устно и письменно, владел всеми арифметическими действиями, знал дроби, изучал отношения и пропорции, знал нумерацию чисел до миллиона, умел считать на счетах. Ученику преподавались основы планиметрии и стереометрии, ему также давались понятия о плане и масштабе, горизонте, поверхности Земли. Кроме того, ученики получали общие сведения о географии Земли и Российской империи (в объеме учебника, рекомендованного сельской школе-двухлетке), краткие сведения об истории Древних и Средних веков и русской истории. Ученик также приобретал элементарные знания по естествознанию и зоологии. Ремесленное отделение (один класс). Мастерские училища предлагали сверх традиционного набора видов труда для незрячих (изготовление щеток, корзин, плетение и женское рукоделие) обучение настройке музыкальных инструментов и массажу. Обретая хорошие трудовые навыки, воспитанники могли рассчитывать на самостоятельные заработки после школы. Почти все воспитанники осваивали светское и церковное пение. Выпускники пели в пяти хорах столичных храмов, руководили хорами незрячие регенты. Дети, обнаружившие музыкальные способности, обучались игре на рояле, наиболее успешные получала подготовку настройщика роялей. Старшеклассники регулярно посещали оперные спектакли в Мариинском театре. Организация самостоятельной жизни выпускников по завершении обучения оказалась для администрации, пожалуй, наиболее сложной задачей, но благодаря особому статусу училища удалось получить от попечительства согласие и деньги на постройку общежития и мастерских. Эпистолярное наследие одного из выдающихся филантропов-тифлопедагогов Анны Адлер1 хранит свидетельства драматических противоречий между содержанием образования слепых детей и реалиями жизни общества, войти в которое им предстояло. Пройдя стажировку в Венском и Дрезденском институтах слепых (1884), Адлер, прежде всего организует издание книг для незрячих по Брайлю, первым выходит в свет «Сборник статей для детского чтения» (1885). Вновь открываемые училища остро нуждались в тифлопедагогах, и Александро-Мариинское училище по мере сил принялось исполнять функцию учебно-методического центра, выращивающего педагогические кадры. Отсутствие достаточного числа квалифицированных педагогов, нехватка учебников, художественной литературы и пособий, напечатанных брайлевским шрифтом, в известной мере осложняют работу специальных школ. Истает вопрос об организации издания книг шрифтом Брайля, одной из первых за его разрешение берется уже Анна Адлер. Отсутствие книг, напечатанных рельефным шрифтом, более не сдерживало рост сети учебных заведений для слепых, главным тормозом оставались незаинтересованность государства и общества в открытии специальных школ и, как следствие, скудное финансирование. И все же позитивные перемены происходили, на российской карте последовательно возникали очередные «оазисы» специального обучения, и, что особенно важно, они рождались за пределами европейской части империи — в Сибири и на Урале. Сначала открылась школа в Перми. Так, если с 1848 по 1880 г. в Пермской губернии действовало всего шесть благотворительных обществ, то за следующие девять лет к ним добавился еще десяток. По решению Пермского отделения Попечительства о слепых создается городское училище в целях «обучения призреваемых детей ремеслам» (1889). К осени 1902 г. полный курс уже завершили 24 человека, 36 человек посещали заведение, в том числе 19 — ремесленный класс. Как и везде, большинство слепых трудилось в корзинной, сапожной и ткацкой мастерских. Попечение слепых становится для пермяков делом понятным, богоугодным и близким. Училище открывается и в Сибири, т. е. за пределами европейской части империи (Иркутск, 1894 г.). На необъятных российских просторах Уральские горы долгое время являлись границей, через которую не могли пройти никакие инициативы в сфере обучения детей-инвалидов, местное население не испытывало потребности в специальных школах. Помогло, как это не раз случалось в истории специального образования, несчастье. Эпидемии трахомы и оспы, свирепствовавшие в Сибири, способствовали высокой распространенности глазных болезней. В 1909 г. в училище впервые состоялся экзамен по музыке. И здесь устраивали спектакли, а школьный хор несколько раз успешно выступал в общественных собраниях. Пел этот хор и в церкви Святой Троицы. Вроде бы все складывалось удачно, но со временем и здесь столкнулись с известной проблемой, как обеспечить выпускников жильем и работой. Местные филантропы пытались помогать, как умели. Так, в 1912 г. удачливый лесопромышленник, занимавшийся строительством доходных домов, П. Р. Кравец возводит на территории училища общежитие для взрослых слепых. По окончании учебного заведения незрячие люди зарабатывали на жизнь пением II игрой на музыкальных инструментах. Более талантливые выпускники играли в ресторанах, некоторые становились кустарями-надомниками. Во всех российских училищах слепых начиная с первого класса в параллель с общеобразовательными уроками шли практические занятия. Девочек учили вязать на спицах, вышивать и шить, мальчиков — плести из соломы, лоскута, веревок, лозы. С третьего класса девочек начинали учить вязанию крючком, филейной иглой, на спицах, плетению ковров, а мальчиков — корзиночному, щеточному и переплетному ремеслам. В 14—15 лет воспитанник переходил в ремесленное отделение, где в течение года совершенствовался в ранее приобретенных навыках ремесленного труда, одновременно имея возможность продолжать обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Срок обучения слепых детей, то и в столице, и в провинции он по началу не превышал пяти лет. За это время ученику давался элементарный общеобразовательный курс в объеме программы двухлетней сельской школы. Попечительство ВУИМ не узаконило единую программу, поэтому и структура губернских училищ, и объем школьного курса в них заметно различались. В XIX в. и Россия взялась за дело организации призрения слепых и бедных. И вскоре свершился перепорот! Образованные и овладевшие исполнительским искусством слепые подростки провели концерт в пользу бедных в Евпатории. Слепые исполнители изначально не искали заработка, а жертвовали деньги в пользу зрячих! Воспитанники Киевского училища доказали, что слепой человек может претендовать на статус независимого полноправного гражданина! На протяжении столетия под влиянием либеральных реформ и изменения уклада жизни развивалась и крепла деятельная светская благотворительность, обретая формы подлинного общественного движения. Одним из его направлений становится призрение слепых, в том числе организация обучения слепых детей. Выстроилась цепочка причин и следствий, приведших к эволюционной смене отношения соотечественников к незрячим людям, изменению их социального положения в российском обществе. 3.8. Ряды сторонников специального образования множатся, их усилия начинают консолидироваться. Открывая в России опытные училища для глухих и слепых детей, наши соотечественники преподавателями вынужденно приглашал и исключительно иностранцев. Выписанные из-за границы учителя в своей практической работе строго следовали тем педагогическим концепциям, тем представлениям о целях, организационных формах и содержании обучения, которые на соответствующий исторический момент главенствовали на их родине. Спустя столетие, к концу XIX в., российские училища уже более походили друг па друга, чем на своих зарубежных прародителей. Пришло понимание, что учебные заведения разных регионов империи сталкиваются с похожими проблемами и что для их решения необходимо объединять усилия, а из опыта первопроходцев следует извлечь уроки. Постепенно между специальными школами одного типа стали возникать связи, а столичные училища начали выполнять функцию методических центров, куда за советом и помощью либо на стажировку приезжали посланцы провинциальных учебных заведений. Западный учитель, приступая к работе, имел программу и учебники, за его спиной стояли десятки, если не сотни ученых, повлеченных в решение проблемы медицинской и педагогической помощи детям-инвалидам. Российские же учителя часто были вынуждены самостоятельно составлять программы, придумывать и изготавливать учебные пособия. Постепенно опыт педагогических наблюдений за глухими, слепыми, умственно отсталыми детьми накапливался и обогащался, формировались представления о способности этих детей к воспитанию, школьному обучению. Наиболее пытливые наставники старались понять закономерности развития своих воспитанников, все острее ощущая потребность в сотрудничестве с психологами, физиологами, психиатрами, офтальмологами, отоларингологами, представителями других медицинских профессий. Многие практикующие врачи, в числе пациентов которых нередко оказывались и дети с отклонениями в умственном или физическом развитии, не ограничивались исполнением лечебных функций. Их интересом становились этиология и патогенез заболевания, медицинская статистика, вопросы наследственности, психический статус глухих, слепых и умственно отсталых детей. . В начале XX в. просвещенная часть населения России уже не отторгала предложений о расширении числа специальных учебных заведений, а поддерживала их, что объясняется и сменой взглядов общества на школьное образование. До 70-х гг. XIX столетия население империи оставалось равнодушным к образованию, затем пришел интерес, а вскоре и осознание необходимости просвещения. Попытки городских властей Санкт-Петербурга, Москвы и Киева организовать всеобщее обучение детей закономерно повысили интерес научной общественности к вопросам специального обучения. Медики и педагоги ведут экспериментальные исследования, интенсивно переводят иностранную научную литературу, изучают зарубежный опыт, предлагают собственные оригинальные подходы и методики обучения глухих, слепых, умственно отсталых детей. Число переводных и отечественных научных, научно-методических, научно-публицистических изданий множится. В России, как и на Западе, появляются специализированные периодические издания. В конце XIX в. состоялась первая в России научная конференция, посвященная вопросу специального обучения. Речь на съезде шла и о профилактике заболеваний, приводящих 1С глухоте или к слепоте, о важности просветительской работы. А. А. Адлер настаивала на том, что, определяя цели и содержание обучения слепых детей, необходимо принимать во внимание их социальную принадлежность и заботиться о том, чтобы по окончании школы они могли жить достойно и, насколько возможно, независимо. Первой публичную библиотеку для слепых откроет Москва (1885), разместив ее в только что построенном Румянцевском музее. И здесь не обошлось без А. А. Адлер, сумевшей подвигнуть на этот шаг директора музея В. А. Дашкова и профессора И. В. Цветаева, с дочерью которого, Мариной, тифлопедагог поддерживала знакомство. Во исполнение настойчивых просьб Адлер и распоряжения члена совета Попечительства о слепых барона Мирбаха библиотека регулярно пополнялась книгами, издаваемыми Петербургским училищем. Российский опыт школьного обучения глухих превосходил тифлопедагический. На съезде впервые обсуждается вопрос «о призрении и обучении детей, отсталых в умственном и нравственном отношении». Но словам двадцатипятилетнего приват-доцента Московского университета Г. И. Россолимо (сегодня его чтят как одного из основоположников детской неврологии в России), названная проблема и стране «еще ни разу не являлась предметом специального, всестороннего исследования». Участники съезда просят правительство: * обязать владельцев фабрик и мастерских «принимать на себя лечение рабочих, получивших повреждение глаз при работе; в случае неисполнения этого обязательства они должны быть привлекаемы к строгой ответственности»; * способствовать скорейшему «введению страхования рабочих от несчастных случаев, так как эта мера будет иметь существенно великое значение для предупреждения слепоты среди рабочего населения»; • создать систему патронажа «для слепых, глухонемых и других ненормальных детей с целью устройства мастерских на артельных началах, сбыта изделий, устройства общежитий, библиотек, выдачи пособий и приискания работы». Одновременно делегаты просят высшее руководство ВУИМ:» увеличить число специальных учебных заведений и организовать подготовку педагогов для них; * обеспечивать трудоустройство выпускников по завершении ими школьного курса; • попытаться ввести в программу учебных заведений, готовящих учителей народных школ, «как необязательный предмет методику обучения грамоте слепых». Отечественные тифлопедагоги появились в стране лишь на исходе XIX столетия, но очень скоро они сумели объединиться и профессиональное сообщество и провести Всероссийский съезд (1885). К тому моменту в училищах для глухонемых работало второе, если не третье поколение сурдопедагогов, однако они объединяться не торопились. Первая совместная конференция учителей школ глухих, как это ни странно, явилась результатом энергичных усилий тифлопедагогов, Анны Адлер более других. 3.9. обучение умственно отсталых детей становится возможным (1895 - 1917)
Инициатива организации обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а на манер Франции — со стороны врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей. В 1908 г. Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей. Латентный период оказался долгим из-за того, что сперва дело тормозилось традиционной неторопливостью ответственных чиновников, потом наступил военно-политический кризис, проигранная Русско-японская война ослабила экономику, а революция 1905 г. напугала правительство. Благотворительные общества вошли в полосу финансовых затруднений, государство же в очередной раз ужесточило внутреннюю политику, в силу чего частные инициативы в сфере образования стали почти невозможными. Перейти от мечтаний к делу подвижникам удастся после принятия Государственной думой проекта введения всеобщего начального обучения (1908), рассчитанного на 10 лет. Вплоть до начала XX столетия российское общество оставалось не готовым к организации учреждений социального призрения, тем более учебных заведений для умственно отсталых детей. На Руси люди с интеллектуальными нарушениями испокон веку занимали особую социальную нишу, нищелюбивое население вело себя по отношению к ним достаточно терпимо, власти же обходили их своим вниманием. Открытие сумасшедших домов в Новгороде (1776), Петербурге (1779) и Москве (1785) даже формально нельзя считать началом государственной заботы о людях, страдающих психическими заболеваниями или тяжелыми формами умственной отсталости. Ни Церковь, ни престол, ни городская власть, ни родители, ни специалисты (юристы, врачи, педагоги) до второй половины XIX столетия не имели поводов размышлять об умственно отсталых детях. Реформа системы подведомственных учебных заведений (1863) сделала очевидным для Военного министерства неспособность ряда учащихся военных гимназий усвоить предложенную программу. Действующие нормативы не позволяли Главному управлению военными учебными заведениями (ГУВУЗ) отчислять малоспособных воспитанников, но также не разрешали долго держать их в обычных классах. В 1865 г. в структуре военных гимназий между III и IV классом создаются так называемые «промежуточные» или «повторительные» классы. Предполагалось, что в ходе дополнительного года обучения воспитанники ликвидируют пробелы в знаниях и через год смогут войти в «общий поток». Неэффективность и дороговизну повторительных классов осознало и ГУВУЗ, вследствие чего приняло решение (1867) переводить малоуспешных учеников военных гимназий в учебные заведения более низкого уровня — в военные начальные школы. Открыла список военно-учебных заведений (с 4-летним элементарным курсом) «для менее способных учащихся» прогимназия города Вольска (Саратовская губерния). Прогимназия «удерживала воспитанников в своих стенах, пока не была достигнута основная цель умственного развития и нравственного исправления». Призрение и воспитание слабоумных могло заботить исключительно филантропов-западников. Долгое время в империи существовало лишь одно профильное учреждение — частное платное лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов, открытое доктором Фридрихом Платцем в собственном доме в Риге. После смерти уникального врача-сурдопедагога учреждение возглавила его вдова — Тереза Платц. Под ее руководством маленькое частное заведение значительно расширилось и преобразовалось в популярный пансион для эпилептиков и слабоумных. Продолжает список благотворительных учреждений Евангелический приют во имя Эммануила для одержимых падучей болезнью и слабоумных детей, основанный пастором петербургского собора Святого Петра Александром Ферманом на средства потомственного почетного гражданина Ф. В. Вальца.. Сначала приют размещался в наемном доме, затем переехал в стоявшие па краю елового леса деревянные здания в Удельной. В момент своего рождения приют принял 20 детей из протестантских семей, к началу XX в. он расширился и располагал, по одним данным, шестьюдесятью, по другим — сотней мест. Неподалеку от приюта (пригород Петербурга, станция Удельная при Александре) некой больнице решением столичных властей открывается отделение для идиотов на 50 коек (1885), которое из-за отсутствия средств и незаинтересованности горожан вскоре закрылось. Настоящая русская история призрения слабоумных детей начинается с уникального события — внезапного исцеления от эпилепсии подростка Коли Грачева и беспримерного подвижничества его старшей сестры Екатерины. «В ночь с 3 на 4 декабря ребенку стало особенно худо, припадок длился более пяти часов, и к рассвету изнуренный муками подросток в яви увидал Богородицу, святителя Николая и ангелов. Матерь Божья обратилась к мальчику с научением: «Николай, поезжай в часовню2, шестого декабря ты исцелишься, но ранее никому не говори». Наутро подросток попросил сестру отвезти его в указанный день, а то был его день ангела, в названную часовню, но был так слаб, что сестра долго не соглашалась, предлагая пригласить священника на дом. Коля же был настойчив в своей просьбе и добился ее исполнения. Расслабленного мальчика с трудом одели, кое-как доставили до нужной часовни, где старшая сестра на руках едва дотащила его до чудотворной иконы и положила перед ней на пол. Ни ходить, ни стоять мальчик не мог. При чтении Евангелия он пришел в сознание, а после того, как его поднесли к чудотворной иконе, смог встать на ноги, осенил себя крестным знаменем и отчетливо произнес: «Нет, Катя, я могу стоять!» Трепет объял присутствующих...» Священный синод провел специальное заседание, в ходе которого Е. К. Грачева клятвенно заверила церковных иерархов в правдивости случившегося2. Синод отреагировал на чудо согласно церковным канонам: в комнате, где мальчик пережил видение, решили установить иконостас, а на месте дома Грачевых, переданного Екатериной Константиновной церкви (1890), выстроить храм Во имя Царицы Небесной. Отроку же рекомендовали принять постриг и посвятить жизнь Богу.. Грачева становится волонтером Императорского человеколюбивого общества и занимается выявлением детей, нуждающихся в призрении. Во время одного из посещений петербургских трущоб Екатерина Константиновна нашла слабоумную сироту, которую не смогла определить ни в одно столичное учреждение. Пройдя несколько раз по замкнутому кругу, подвижница решила устроить девочку в собственной небольшой квартирке, сохранившейся в купленном церковью родительском доме. Она покупает одежду, еду, игрушки и начинает в своей квартире выхаживать двух девочек — Таню и Шуру, а уже в декабре 1895 г. состоялось торжественное открытие приюта. Через полтора года тяжелой работы Екатерина Константиновна приходит к выводу, что нельзя сводить помощь исключительно к уходу, она свято верит в то, что воспитанников, несмотря на тяжесть недуга, можно и нужно обучать, но предстояло понять, чему их учить и как. Методом проб и ошибок Грачева создает программу воспитания и обучения, придумывает пособия для занятий и собственноручно изготавливает их.
Чудесное исцеление Коли Грачева и беззаветное подвижничество во благо больных детей его верующей сестры Екатерины привело к неожиданным последствиям. За кратчайший срок сложилась некая структура, объединившая приют, благотворительное общество, школу для отсталых и припадочных детей (1898) и, наконец, созданное по благословению митрополита Антония попечительство—Братство во имя Царицы Небесной (1900).
В мае 1898 г. Екатерина Константиновна приглашает в приют нескольких городских учительниц и в их присутствии устраивает детям экзамен. Увиденное поразило гостей, до того не веривших даже в минимальные успехи подопечных Грачевой. Еще в 1896 г. неутомимой подвижнице удалось организовать квалифицированную медицинскую помощь, воспитанниц регулярно осматривал доктор Э. А. Гизе, который в случае тяжелых заболеваний приезжал дважды в день, а при необходимости и среди ночи. В июле 1897 г. Екатерина Константиновна получает в подарок французскую книжку о судьбе слепоглухонемой девушки, сумевшей не просто овладеть грамотой, но и получить университетское образование. Воодушевившись, Грачева решает посетить петербургское учебное заведение для слепых и ознакомиться с трудами по тифлопедагогике. Сурдопедагогические учебники ею уже проштудированы, в Мариинском училище она частый гость. Успех подопечных на упомянутых показательных «экзаменах» 1898 г. натолкнул Грачеву на мысль о необходимости организации школы для отстающих и припадочных детей. Глубоко религиозная и изначально не приемлющая естественнонаучного взгляда на природу несостоятельности ребенка-инвалида, Екатерина Константиновна Грачева сыграла важную роль в изменении отношения россиян к умственно отсталым детям. Воспитанная в канонах православной этики, Е. К. Грачева за короткий срок сумела от милосердия (готовности делать добро) перейти к попечению (деятельной заботе, опеке) тех детей, от коих другие открещивались. Взявшись за воспитание умственно отсталых детей, Екатерина Константиновна остро ощутила недостаток в знаниях и смогла приобрести их. К началу XX в. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации практики обучения умственно отсталых детей, с момента принятия правительством решения о введении всеобщего начального обучения (1908) начинает стремительно развиваться сеть вспомогательных классов и школ. Динамика развития специальных лечебно-педагогических учреждений в период с 1908 по 1917 г. свидетельствует о том, что Россия твердо встала на путь создания сети для обучения детей с умственной отсталостью. 3.11. канун Первой мировой войны: предпосылки к оформлению национальной системы специального образования сложились Накануне Первой мировой войны в Российской империи сложились все предпосылки оформления национальной системы специального образования. Монархическая Россия признала необходимость введения всеобщего начального обучения, полагая реализовать задуманное за десять лет (с 1908 по 1918 г.). Члены императорской фамилии прямо или косвенно участвовали в работе попечительств глухонемых, слепых и умственно отсталых детей. Петербургские училища ВУИМ для глухих и слепых находились под патронатом первых лиц империи. На рубеже XIX—XX вв. бок о бок с протестантами и католиками призрением нуждающихся в особой помощи детей активно занялась Русская православная церковь. Отдельные ее служители настолько прониклись идеей воспитания и обучения глухонемых и слепых детей, что лично взялись за устроительство специальных церковно-приходских школ, подчас выступая даже в роли педагогов. Общественная атмосфера заметно менялась. Православная традиция милостыни и сострадания к убогим хотя и иссякала, но все еще оставалась достаточно сильной. На фундаменте глубинного христианского милосердия формировалась и крепла деятельная благотворительность, культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Стремительно растет число специальных учебных, лечебных и лечебно-воспитательных заведений в разных регионах империи. Развивайся события эволюционно, Россия, несомненно, завершила бы первый этап строительства национальной системы специального образования одновременно с западными странами-лидерами, поскольку сложились все необходимые к тому предпосылки, но в 1917 г. произошло событие, коренным образом изменившее устройство страны, путь ее развития, весь уклад жизни людей
Глава 4 Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Создание отечественной системы специального образования (1917 - 1936) Хронологические ориентиры (1917—1936 гг.) 1917 г. Октябрьская социалистическая революция (25 октября). Провозглашён курс на обеспечение всеобщей грамотности, на введение всеобщего обязательного и бесплатного обуче- 1918 г. I Всероссийский съезд по просвещению определил стратегию развития народного образования в стране. Борьба с детской дефективностью провозглашается задачей государства (январь). Вспомогательные школы Москвы возобновили свою работу. Инспектором специальных школ Москвы назначена М. П. По-стовская (май). Создан Народный комиссариат просвещения РСФСР (Нар-компрос), которому поручено руководство сферой образования и культуры (июнь). I Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обсудил проект мероприятий по борьбе с детской дефективностью. Опубликованы декреты СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской республике», «О передаче всех учебных заведений Наркомсобеса в ведение Наркомпроса». Совещание учителей вспомогательных школ Москвы. Санаторий-школа для малоуспешных детей (Москва, В. П. Кащенко) передан в ведение Наркомпроса РСФСР и преобразован в Дом изучения ребёнка. Основан Детский обследовательский институт (при Государственной психоневрологической академии) (Петроград, А. С. Грибоедов). Декретом СНК РСФСР опека над слабоумными возложена на Наркомсобес РСФСР (октябрь). Школьно-санитарный отдел выведен из структуры Наркомпроса РСФСР и передан в Наркомздрав РСФСР, переименован в Отдел школьной санитарии. Взамен Школьно-санитарного отдела Наркомпрос РСФСР учреждает Подотдел социального воспитания (ноябрь). 1919 г. В структуре Наркомпроса РСФСР при Отделе охраны детства создаётся Медико-педагогическая консультация. Коллегия Наркомпроса РСФСР предлагает создать школьно-санитарные отделы при Наркомздраве РСФСР и Наркомпро-се РСФСР, подчинив их единому руководителю (август). Постановление СНК РСФСР разграничивает функции Наркомпроса РСФСР и Наркомздрава РСФСР «в деле воспитания и здоровья дефективных детей» (декабрь). 1920 г I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, безнадзорностью и преступностью (24 июня — 2 июля). Открываются институты по подготовке учителей-дефектоло-гов (при Наркомпросе РСФСР и Наркомздраве РСФСР). В 2990 детских домах находится 203 830 детей. 1921г Московский Дом изучения ребёнка преобразован в Медико-педагогическую клинику (станцию), которая становится научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР. Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью. 1922г. Образование Союза ССР. Принят план ликвидации неграмотности среди взрослого населения (от 18 до 35 лет) к 1927 г. 1924 г II Всероссийский съезд по психоневрологии (Петроград, 3—10 января), доклад Л. С. Выготского. II съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) Москва, 26 ноября — 1 декабря). На съезде официально заложено новое направление в развитии советской специальной педагогики. Опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей». 1926 г. Первая перепись населения СССР (147 млн, в том числе городское население — 18%, сельское — 82%). Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков» (декабрь). 1927 г. Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (ноябрь). I Всесоюзный педологический съезд (Москва, 28 декабря 1927 г.— 4 января 1928 г.). 1925—1928 гг. Решение ВЦИК и СНК РСФСР о разрешении местным советским органам вводить обязательное начальное обучение при достаточной обеспеченности всех детей школьного возраста сетью школ. 1930 г. Всероссийское совещание работников просвещения Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» (25 июля). Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении всеобщего обязательного обучения» (10 августа). Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (14 августа). 1931 г. I Всероссийский съезд по всеобучу (февраль). Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (август). Отчёт Наркомпроса РСФСР «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (28 декабря). IX съезд профсоюзов, практически утерявших право предъявлять требования работодателю. Следующий съезд состоится только в 1949 г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», предоставившее большие полномочия директорам школ (август). Введена система внутренних паспортов (отменённая после революции), которая позволяет контролировать и ограничивать миграцию городского населения. Колхозникам паспорта не выдаются. 1933г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» (февраль). 1934г. Всероссийское совещание работников педагогических институтов (январь). Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (май). Повсеместное введение всеобуча. 1935г. Распространение циркуляров об изъятии из всех библиотек сочинений неблагонадёжных авторов, в том числе А. В. Луначарского (март). Уголовная ответственность распространяется на детей старше 12 лет, они могут быть приговорены к смертной казни (апрель). Приказы Наркомпроса РСФСР «О включении проектов строительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства» (август), «Об охвате всеобучем дефективных детей в 1936 году». Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» (сентябрь). Новый закон о школе, усиливающий власть учителя и ужесточающий дисциплину. 1936 г. Запрещение абортов (разрешённых декретом 1920 г.). Политика усиления охраны материнства и препятствия при разводе: всё большее значение придаётся роли семьи в советском обществе (июнь). Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль). На VIII чрезвычайном съезде Советов принята новая Конституция (основной закон) СССР. Упразднены ограничения всеобщего избирательного права, гарантируется свобода личности. В статье 126 ВКП(б) провозглашается «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. ВКП(б) не упоминалась). Конституция подтверждает плановый характер экономики и коллективизацию сельского хозяйства (5 декабря).
4.1 1917 год: коренное изменение социальногокультурного контекста жизни страны – беспощадная ломка вековых ценностей Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». С этого времени рабоче-крестьянское государство — РСФСР, а затем с 1922 по 1991 г. — СССР — станет строиться по замыслу и воле ВКП(б) — партии большевиков (коммунистов), в чьих руках сконцентрируется вся полнота политической власти. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила путь развития России, страна вступила в эпоху беспощадной ломки вековых ценностей. Прежде освящаемые церковью моральные ценности, правила и нормы христианского поведения официально предаются осмеянию и осуждению. Все вероисповедания попадут под запрет, наиболее яростную борьбу советская власть поведёт против христианства. Система ценностей и картина мира гражданина РСФСР не должна была иметь ничего общего ни с ценностями Российской империи, ни с ценностями западного мира. Что касается традиции, общественной морали и нормы, то в формах, сложившихся к февралю 1917 г., они представлялись рабоче-крестьянскому государству не просто ненужными, но вредными. Христианское вероучение предписывало сопереживать другому, считая милосердие не просто добродетелью, но обязанностью крещёного человека. Право на жизнь даруется Богом, и лишать кого бы то ни было этого права по причине его социальной принадлежности, финансового положения, образа мыслей, физического или психического состояния — грех! Христианство заложило фундамент толерантного отношения к разного рода инаким людям, в частности к инвалидам. Благодаря христианству в Европе, а затем и во всём мире получит распространение деятельная благотворительность, возникнет специальная школа. Отвергнувшая религию советская власть сделала единственным мерилом ценности человека его полезность правящей партии большевиков, государству рабочих и крестьян. Моральным признавалось то, что действует во благо политическому строю, государству, лишь такое поведение отныне становится социально приемлемым. Сопереживать и проявлять милосердие уместно лишь к тем, кто в данный исторический момент официально признан полезным. К людям же, с точки зрения ВКП(б), «бесполезным», тем паче «вредным», надлежит относиться не просто безжалостно, но беспощадно! Правящая партия, государство негласно решают, что право на жизнь даруется властью и может быть ею отобрано. Притеснение и физическое истребление государством собственных граждан по идеологическим мотивам, как «чуждых», неминуемо отрицательно отразится на судьбах инвалидов. Специальная школа, взращённая в культуре призрения, сострадании, милосердия, существовать в предложенных обстоятельствах не способна. Произошедшая смена ценностных ориентиров, тотальное изменение социокультурного контекста жизни страны обусловят кардинальное переустройство отечественной системы специального образования. Советская власть христианское сострадание, милосердие и человеколюбие признает рудиментами старой, «упразднённой» жизни, деятельная благотворительность, как церковная, так и светская, окажется вне закона. Гражданские права резко ограничиваются, а частная собственность признаётся анахронизмом. Ценность грамотности и школьного обучения оставалась всё ещё не воспринятой большей частью населения аграрной страны.
4.2 Школа превращается в орудие коммунистического перерождения общества Мечту о создании «нового» человека, человека, руководствующегося нормами коммунистической морали, человека, способного преодолевать любые преграды и даже жертвовать собой во имя достижения целей, поставленных ВКП(б), государство попытается реализовать на практике с помощью марксистской педагогики. Её основной идеей становится «социальное воспитание». Успех грандиозного замысла могла обеспечить только школа, а потому государство делает ее орудием коммунистического перерождения общества и планирует немедленное введение всеобуча. Накануне Первой мировой войны, деятельной благотворительностью активно занималось духовенство всех ветвей христианства. Почётными и действительными попечителями, учредителями детских приютов, учебных заведений для глухих и слепых детей, подчас и педагогами в них состояло немалое число православных священнослужителей, в российской глубинке множились церковно-приходские школы для глухих. Успешно трудилось во благо умственно отсталых детей Братство во имя Царицы Небесной. С 1918 г. эта влиятельная и по-хорошему одержимая категория благотворителей отстраняется от дел призрения, а филантропическая деятельность квалифицируется деянием противоправным. Милосердие и человеколюбие объявляются вне закона! Начав с церковных учебных заведений, государство вскоре подчиняет Наркомпросу все виды образовательных учреждений. На первой ступени государственных трудовых школ преподавание покоится на процессах более или менее ремесленного характера, соответственно слабым силам детей и их естественным в этом возрасте наклонностям. На второй ступени, на первый план выдвигается промышленный и земледельческий труд в его современных машинных формах. Но вообще цель трудовой школы отнюдь не дрессировка для того или другого ремесла, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах. разрабатывая основные принципы единой трудовой школы, члены Государственной комиссии по просвещению о детях с недостатками умственного и физического развития не упомянули. Советская Республика,, подобно античному полису, условно разделила население по принципу полезности. Одни признаются полезными и наделяются гражданскими правами, другие зачисляются в стан чуждых и гражданских прав лишаются. Большую часть «лишенцев» ждала принудительная изоляция, а то и физическое истребление. Малолетних преступников и им подобных «общественно опасных» подростков государство признает «морально дефективными». Одних отправят в тюрьмы, других — в исправительно-трудовые колонии, целью изоляции ставится перековка. «Телесно» и «умственно дефективные» дети в случае получения образования обретали шанс перейти из категории «бесполезных» в разряд «отчасти полезных», а то и вполне «полезных» государству. Потенциальные возможности ребёнка к обучению, к овладению ремеслом, иначе говоря, его перспективу стать «полезным» гражданином определяла специальная комиссия. «Перспективных» детей-инвалидов, как и малолетних преступников, следовало направлять на перековку в систему специальных учебно-воспитательных учреждений, «бесперспективных» ждали детские дома, где воспитание и обучение не предусматривалось. Детям с тяжёлыми нарушениями развития государство обещало минимальный уход и лечебную помощь. Влияло на судьбу телесно и умственно дефективных подростков и место их проживания. Дети-инвалиды из деревень, сёл, рабочих посёлков нередко зачислялись в местные начальные школы, которые по понятным причинам своим «ненормальным» воспитанникам необходимой им специальной педагогической и медицинской помощи обеспечить не могли. Чаще эти дети не учились вовсе, пребывая на иждивении родителей. Городским подросткам, столичным прежде всего, повезло больше. В большом городе ребёнок-инвалид из «классово близкой» семьи мог попасть и в специальную школу. По убеждению наркома просвещения, решающим фактором успеха педагогической деятельности является идеологическая подготовка учителя, его партийная принадлежность: «истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только революционный учитель-социалист». А. В. Луначарский мечтает создать «высшее педагогическое учебное заведение, которое окажется надёжным рассадником учителей-социалистов, преданных интересам трудовых масс». Принятая через полтора года Про грамма ВКП(б) ставила перед народным просвещением уже иные цели — уничтожение классового разделения общества, его коммунистическое перерождение. 4.3. Совет Народных комиссаров назначает ответственных за обучение, воспитание и охрану здоровья дефективных детей Реальное введение всеобуча неминуемо ставит перед властью вопрос о его распространении на «ненормальных» детей.. Чаще всего исполнение закона обеспечивалось силами местных органов самоуправления с привлечением благотворительных средств из светских и церковных источников. Для РСФСР подобное решение было неприемлемым. Известен другой путь: государство берёт всю полноту ответственности за школьное обучение глухих, слепых и умственно отсталых детей на себя, при этом обучение бедноты оплачивается из федерального и местного бюджетов, а с состоятельных родителей взимается плата. И это решение для Советской России оказалось невозможным — богатых искоренили, всем гарантировалось бесплатное обучение, но необходимых средств в казне недоставало. У государства, сосредоточившего всю полноту власти в своих руках, имелся и третий, отнюдь не демократический, но весьма экономный способ — вводя всеобуч, исключить из него некоторую часть подростков. Последний подход позволяет государству решать, кто имеет право на образование, а кого этого права можно лишить. Наша страна, к сожалению, предпочла именно этот путь. Прежде всего детей школьного возраста по политическим мотивам разделили на «своих» и «чужих». В немилость попали выходцы из семей дворянства, буржуазии, духовенства, купечества, кулачества, дети контрреволюционеров, врагов народа. Обновляется терминология, но, что тревожнее, меняется и отношение государства к «умственно и телесно дефективным». Народный комиссар по просвещению, обещавший равные права на школьное обучение всем детям и, казалось бы, несущий личную ответственность за судьбы учащихся специальных школ, изъятых из ведения ВУИМ и преданных под длань Наркомпроса, открещивается от них. Экспроприировать специальные учебные учреждения, лишить их источников моральной и материальной поддержки оказалось несложно, а вот продолжить деятельность национальной системы специального образования Наркомпрос не сумел. Госструктуры, в том числе Народные комиссариаты просвещения и здравоохранения, не желали брать на себя заботу об умственно и телесно дефективных детях. Межведомственная борьба шла столь упорно, что пришлось издать специальный документ (1919), юридически закрепивший ведомственную ответственность. Тех, кто по состоянию здоровья нуждался в лечении и не мог посещать обычные учебные заведения, предписывалось направлять в учреждения Наркомздрава. Частично дееспособных следовало воспитывать в школах-санаториях в целях излечения, недееспособных детей в силу тяжести дефекта ждали школы-лечебницы. В силу сугубо прагматических соображений любым властям казалось в этот период бессмысленным вкладывать бюджетные средства в воспитание детей, которые из-за тяжести дефекта не станут работоспособными гражданами и не компенсируют затраты, произведённые на их обучение. Нежелание государства тратить казённые деньги на достойную жизнь недееспособных подданных в известной мере компенсировалось заботой о них частных лиц, общественных движений, церкви. В РСФСР подобные механизмы были уничтожены, возражать государству диктатуры пролетариата оказалось не только бесполезно, но и опасно. Для многих регионов распавшейся Российской империи размышления об обновлении школы, введении всеобуча на какое-то время утрачивают актуальность. Под угрозой оказывается не то что благополучие — жизнь огромной массы детей, потерявших семью, детей, оставшихся без куска хлеба и крова. За всю предыдущую историю своего существования страна никогда не переживала столь громадной беды, преодолеть её в условиях Гражданской войны без добровольной помощи населения оказалось не под силу никакой политической власти. В 1918 г. на Украине создаётся Лига спасения детей, в работе её Полтавского отделения активно участвует писатель В. Г. Короленко. Лига оказывала немалую помощь российским детям, в Петроград, Москву и другие крупные города из Украины вагонами отправляют продукты питания, встречные составы везли в Крым и Новороссию истощённых, обессилевших от голода детей. Для эвакуированных на территории Украины создаются специальные детские колонии. К 1919 г. голод в РСФСР достиг масштаба катастрофы, и при всей нелюбви к негосударственным организациям СНК создаёт по примеру Украины Совет защиты детей. Встречающееся в действующих учебниках утверждение о том, что «уже в первые месяцы существования советской власти было сделано для детей, в том числе и для аномальных, больше, чем за все годы существования царской России», не имеет под собой достаточных, документально подтверждённых оснований. Государство диктатуры пролетариата определило мерилом человека его социальную полезность, следствием чего становится деление людей на «своих» и «чужих». Гражданская война, разруха, голод способствовали усилению беспощадного преследования классово чуждых. Втянутыми в этот процесс оказались и несовершеннолетние, в том числе дети-инвалиды. Рассматривая школу как орудие коммунистической перековки людей и укрепления нового строя, советская власть взяла курс на всеобуч. Де-юре приняв на себя ответственность за судьбы умственно и телесно дефективных детей и подростков, исключив из этого процесса частного человека, государство де-факто оказалось не в состоянии исполнить обязательства.
4.4 подвижники специального образования продолжают воспитывать, учить, лечить и спасать «ненормальных» детей. Подвижничество педагогов, врачей, воспитателей, обслуживающего персонала, всех тех, кто не за страх, а за совесть работал во времена лихолетья, вызывает глубокое уважение. К сожалению, имена большинства из них забыты, архивы утрачены или сознательно уничтожены, но Россия обязана этим светлым людям тем, что в годы разрухи при отсутствии реальной государственной помощи они продолжали воспитывать, учить, лечить и спасать детей. Родители же, экономя на собственных детях, продолжают воспитывать чужую глухую девочку. Несмотря на все житейские тяготы, Фёдор Андреевич и Наталья Александровна Рау не оставляют своих глухих воспитанников, понятно, что одна из главных проблем — поиск для них пропитания. В пору Гражданской войны энтузиасты обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей оказались предоставленными сами себе, ни красных, ни белых они не интересовали. Не имея документальных подтверждений, опираясь исключительно на косвенные свидетельства (в частности, устные рассказы участников событий), мы можем полагать, что и на территориях, длительное время находившихся под белыми, осуществлялась практика индивидуального обучения глухих и слепых детей. 10 июня 1918 года публикуется правительственный декрет об основании Института мозга.. В мае 1918 г. академик В. М. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации научно-исследовательского учреждения и почти мгновенно получил положительное решение. Институт мозга, руководство которым поручается известному русскому учёному В. М. Бехтереву, объединил ряд учреждений, в том числе Детский обследовательский институт им. А. С. Грибоедова, Отофонетический институт, Институт социального воспитания, Воспитательно-клинический институт им. академика В. М. Бехтерева (позднее Психоневрологическая школа-санаторий для беспризорных), Институт глухонемых, Центральную вспомогательную школу, Педологический институт. Патриотическую позицию В. М. Бехтерева разделяли многие учителя специальных школ, искренне приняв коммунистические идеалы или просто надеясь спасти детей и уберечь от гибели свои учреждения, они присягнули на верность новой власти. Те, кто имел личные контакты с влиятельными партийцами, полагали, что без надзора упразднённых попечительств и при обещанной государством всемерной поддержке детства смогут в полной мере реализовывать самые дерзкие педагогические замыслы на практике. Воинствующий атеизм, поражение в правах, а то и физическое уничтожение известных филантропов, автоматически попавших в силу социальной принадлежности или по политическим мотивам в круг тех, кого большевики объявили врагами народа, запрет благотворительной деятельности далеко не всеми воспринимались трагическими предвестниками тотального разрушения всего ранее существовавшего контекста духовной и культурной жизни. Трудно заподозрить Е. К. Грачёву в симпатиях к Марксову учению, но и она на первых порах поверила в счастливую судьбу отечественной системы специального образования. Екатерина Константиновна — человек глубоко верующий, монахиня в миру — едва ли могла без боли воспринимать происходящее вокруг, скорее, во имя спасения детей она с христианским смирением терпела законы атеистического государства. И конечно, Е. К. Грачёва не могла вообразить масштаба безнравственности и жестокости новой власти. Притеснение и физическое истребление государством собственных граждан по идеологическим мотивам, как «чуждых», рано или поздно неминуемо затронет и инвалидов. Православная христианка Е. К. Грачёва и проводники новых начал социальной политики не могли выступать единомышленниками. Приступая к реорганизации «царской» специальной школы, её ликвидаторы прежде всего стремились истребить дух призрения, милосердия, добродеяния. Даже в самые тяжёлые годы Гражданской войны, разрухи и голода многие сотрудники специальных школ не оставили своих подопечных. На протяжении первых десяти лет советской власти при отсутствии реальной государственной помощи воспитание, учение, лечение и спасение детей с недостатками физического и умственного развития обеспечивали преимущественно педагоги, психологи, врачи с дореволюционным стажем.
4.5 «дефектологический квадрат» Грозным социальным бедствием начала XX в. становится детская беспризорность. Войны, революции, голод оставляли сиротами огромное число детей. Долгое время помощь им повсеместно обеспечивалась силами разного рода благотворительных обществ, церковных организаций и частных лиц, но масштабы, которых беспризорность достигла после Первой мировой войны, вынудили большинство европейских государств принять специальные законы об охране детства и защите военных сирот. Первые шаги Наркомпрос предпринял уже в ноябре 1917 г. Для осуществления мероприятий по охране детства при наркомате учреждается Школьно-санитарный совет. Через месяц по инициативе В. М. Бонч-Бруевич при Совете создаётся исполнительный орган — Школьно-санитарный отдел. Первоочередной задачей отдела его руководитель определяет «планомерную борьбу с детской преступностью», а так как умственно отсталые подростки способны легко подпадать под дурное влияние улицы и пополнять ряды малолетних преступников, то и они признаются объектом повышенного внимания исполнительного органа Наркомпроса. Смысл педагогического воздействия на «умственно ненормальных детей, не проникшихся противообщественными наклонностями» Бонч-Бруевич видела в перековке «безвредных» в «полезных» членов общества. Оценивать заботу государства о телесно и умственно дефективных детях в первое десятилетие советской власти можно с двух сторон. С одной стороны, правительство принимает прогрессивное решение, беря ответственность за всех дефективных детей на себя, с другой — оно исключает из этого процесса все негосударственные институты, с третьей — безраздельно присваивает право решать, кто именно нуждается в социальной помощи. Начинает формироваться особое пространство, замкнутый социум, который условно можно представить как «дефектологический квадрат». Тенденция к изоляции аномальных детей в особый социум, характерная для всех стран, переживающих третий период эволюции, оказалась в СССР доведённой до абсолюта в силу идеологических установок. Дефективные дети оказались не только отделёнными от нормально развивающихся сверстников, что закономерно для этапа становления системы специального образования, но и лишёнными поддержки общества, филантропов, благотворителей, церкви, более того, родителям отводилась в их судьбе меньшая роль, нежели государственным учреждениям. Взяв ответственность за дефективных детей на себя и исключив из процесса заботы о них все негосударственные институты, государство безраздельно присвоило право решать, кто нуждается в социальной помощи, и начало формировать особый образовательный ландшафт, который условно можно определить как «дефектологический квадрат». Сравнение с геометрической фигурой уместно, ибо советская модель образования «ненормального» ученика предполагала его отделение от семьи, от институтов деятельной благотворительности и церкви, от нормально развивающихся сверстников и от общества в целом. Получить необходимую педагогическую помощь ребёнок мог, только войдя в замкнутое перечисленными границами пространство. Сама по себе институализация (помещение детей с недостатками физического и умственного развития в образовательные учреждения интернатного типа), конечно, не советское изобретение. На начальном этапе создания национальных систем специального образования эта организационная форма присуща всем странам. Но западные учебные заведения никогда не отгораживались от церкви, не отталкивали меценатов, благотворителей и попечителей. Да и редко какое образовательное учреждение забирало ребёнка на круглосуточное содержание в течение недели, не говоря уж о семестре, а то и учебном годе. В СССР же эта организационная форма, начав складываться с первых лет, на многие десятилетия становится превалирующей. Формируется скрытая от общественного внимания сфера, особый социум, или «дефектологический квадрат». Получить необходимую медико-психолого-педагогическую помощь и качественное образование ребёнок мог при условии попадания внутрь «квадрата», но, входя в него, он оказывался в интернате, в изоляции от обычного мира. За пределами искусственно созданного социума оставалась даже семья, родителям в судьбе собственного ребёнка отводилась меньшая роль, нежели государству.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |