Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К концу XIX столетия идея о необходимости обучения слепых детей обрела в обеих столицах империи достаточное число сторонников


В России, как в свое время и на Западе, христианское призрение обогащается и усиливается за счет светской благотворительности. Как и на Западе, забота фи­лантропов, адресованная поначалу исключительно ослепшим вои­нам, со временем распространяется на слепых детей. Открытие училищ для незрячих явилось одним из закономерных следствий роста гражданского самосознания российского общества. Получе­ние слепым ребенком образования начало пониматься просвещен­ной частью населения как гражданское право. Вторая (после Гаюи) попытка организации обучения слепых в России оказалась успешной, поскольку к тому моменту сложились все необходимые предпосылки. Деятельность Попечительства о слепых ВУИМ бы­стро распространилась на всю страну, при поддержке местных вла­стей и населения за короткий срок (1881—1898) в России удается открыть 23 специальных учебных заведения.

 

3.6. Рост числа специальных учреждений для глухих на рубеже XIX и XX вв.

 

Конец XIX в. ознаменовался не только увеличением количест­ва учреждений для слепых, одновременно ширилась сеть заведе­ний для лиц с нарушением слуха.

В последней четверти XIX в. устроители школ для глухих словно обретают второе дыхание. Усилиями бывших педагогов Петербургского училища да нескольких протестантских пасторов и католических ксендзов за пределами российской столицы воз­никло более полутора десятков школ для глухонемых. Часть из них, просуществовав совсем недолго, исчезла навсегда, но стара­ния энтузиастов не пропали, организаторы первых частных школ показали окружающим, что глухих детей учить можно.

Число учебных заведений для глухих стремительно растет, с 1884 г. их список пополняется практически ежегодно. Рождаются новые типы учреждений, как для детей (школы-приюты, детские сады), так и для взрослых (мастерские, дом призрения престаре­лых, сельскохозяйственная колония). В последнее десятилетие XIX в. предпринимаются попытки орга­низовать обучение глухих детей и в сельской местности, для чего организуются специальные церковно-приходские школы.

В 1907 г. обучение глухих детей велось в Российской империи па семи языках: русском, немецком, польском, финском, швед­ском, латышском и эстонском. В ряде школ преподавание шло на двух языках, например в Варшавском институте на польском и русском, Закон Божий преподавался польским детям католиче­ским ксендзом, а русским детям православным священником.

В пореформенной России открываются перспективы расшире­ния сети, о которых прежде и мечтать было нельзя. Частные шко­лы открывают образованные глухие: Р. Бухмейстер учреждает приют в Петербурге (1888), Л. С. Вознесенская — школу в Туле (1894), А. А. Бурменский — школу в Царицыне (1911), открывают их и родители глухих детей.

Попечительница новочеркасских детских приютов княгиня К. М. Святополк-Мирская1 основала при Мариинском детском приюте (1886) Донское попечительство о бедных с особым «отделением для обучения и нравственного воспитания глухонемых детей обоего пола».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К концу XIX столетия набрало силу государст­венное и общественное призрение и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение | XX в. начинает осознаваться российскими учеными ме­диками, некоторыми педагогами и даже отдельными представителями городских управ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.