КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтагма и парадигма
Динамичность и занимательность сюжета настолько сильно привлекают внимание, что естественно воспринимать сюжетные события как исходный материал для реконструкции прошлого. Это так сказать информация in praesentiа (предъявленная). Но сюжет ценен и тем, что он позволяет восстановить информацию in absentiа (отсутствующую, но подразумеваемую)[61]. Чаще всего исследователь сталкивается с вариантами некоторого сюжета, которые сводятся к инварианту, имеющему глубокое, часто универсальное значение. Здесь можно осуществлять реконструкцию общего замысла (метасюжета) с опорой на расположение вариантов сюжета по двум осям: синтагматический (оси последовательности элементов и их сочетаемости) и парадигматической (оси эквивалентности). Приведу знаменитый отрывок из “Повести временных лет”: сообщения о комете под 1064 годом. “В те же времена было затменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми. С вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было семь дней. Знамение это было не к добру, после того были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю, ибо эта звезда была как бы кровавая, предвещая крови пролиье. В те же времена ребенок был брошен в Сетомль; этого ребенка вытащили рыбаки в неводе, и рассматривали мы его до вечера и опять бросили в воду. Был же он такой: на лице у него были срамные части, а иного нельзя и сказать срама ради. Перед тем временем и солнце изменилось и не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно объедено. Знамения эти бывают не к добру. Мы потому так думаем, что именно так случилось в древности, при Антиохе, в Иерусалиме. Внезапно по всему городу в течение сорока дней стали являться в воздухе всадники скачущие, с оружием, в золотых одеждах, полки обеих сторон являлись, потрясая оружием: и это предвещало нашествие Антиоха на Иерусалим. Потом при Нероне цесаре в том же Иерусалиме над городом воссияла звезда в виде копья; это предвещало нашествие римского войска. И снова так было при Юстиниане цесаре: звезда воссияла на западе, испускавшая лучи, и прозвали ее лампадой. И так блистала она дней двадцать; после же того было звездотечение на небе с вечера до утра, так что все думали, будто падают звезды, и вновь солнце сияло без лучей: это предвещало крамолы, болезни людям, смерти. Снова, уже при Маврикии цесаре, было так: жена родила ребенка без глаз и без рук, а к бедрам у него рыбий хвост прирос; и пес родился шестиногий; в Африке же двое детей родилось: один о четырех ногах, а другой о двух головах. Потом же было при царе Константине Иконоборце, сыне Леона, звездочтение на небе, звезды срывались на землю, так что видевшие думали, что конец мира; тогда же воздухочтение было сильное; в Сирии же было землятресение великое, так что земля разверзлась на три поприща и, дивно, из земли вышел мул, говоривший человеческим голосом и предсказывавший нашествие иноземцев, как и случилось потом: напали сарацины на Палестинскую землю. Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть”[62]. Отрывок этот более или менее ясен, если рассматривать его по частям. Но набор сюжетов складывается трудно в единое направление. В лучшем случае можно предположить, что все перечисленные события совершаются не к добру, ибо заканчиваются мором, нашествиями иноплеменников, голодом и проч. Но если расписать сюжеты по оси развития, а каждому элементу одного из них попытаться установить соответствие в других сюжетах, то получится таблица с пропусками, позволяющая их при этом заполнить. По горизонтали изложен сюжет как синагматическая последовательность событий. По вертикали события выстроены на основе эквивалентности. Это позволяет составить метасюжет.
Исходным летописным событием было достаточно точно зафиксированное появление кометы Галлея. В христианской картине мира звезды принадлежат миру вечному, а потому движутся в постоянном порядке. На земле же все подчинено закону тления[63]. Вторжение комет как явление нерегулярное (по мнению средневековых астрономов) означало лишь предвестье катаклизма: ибо комета (“с хвостом”) воспринималась как мужской источник акта зачатия. Женскую же роль выполняла “мать сыра земля” - лоно произрастания, полное детородной власти. Земля – самки - женщины как бы составляли ряд пересекающихся своей судьбой субъектов, производящих потомство. Но коль скоро кометное “зачатие” порочно, то и плодом должен быть уродец, отвратительные черты которого являются особым доказательством неправедности такого оплодотворения. Рассевшаяся земля Сирии с появлением длинного оврага - это космогонический эквивалент женских детородных органов. И из этой расщелины выходит мул - гибрид, не способный давать потомство; биологический тупик, уродец. Появление же уродца - это не конец события, а только его предвестье. Это знак, знамение, предрекающее беды “своим”, тем, с кем себя идентифицирует автор. Уродливое космическое зачатие должно обернуться катастрофой большого масштаба (мором, войной, голодом), и уродец - лишь промежуточное звено между этими крайними точками сюжетного ряда. Таким образом, синтагматически - парадигматический анализ сюжета позволяет восстанавливать те недостающие звенья, которые были понятны автору и его современникам в рамках метасюжета, а потому пропускались как само собой разумеющееся. Со временем же эти пропуски просто теряли свою осмысленность, и события передавались при переписывании текстов в своей механической последовательности с потерей связующего их метасюжета, игравшего роль контекста. Если же происходила замена контекста, то возможно было и повреждение исходного текста для его согласования с новым контекстом.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |