Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. ЛИЧНОСТЬ




Немов Р. С.Психология. — М., 1995. — Т. 1.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Адаптивная роль психики в эволюции животных.

2. Основные особенности психики животных.

3. Гипотезы о происхождении сознания.

4. Качественные особенности психики человека.

5. Основные характеристики феномена "сознания".

Рекомендуемая литература

Выготский Л. С. Собрание сочинений.: В 6т. -М., 1983.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. -М" 1996.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведений 2 т. — М., 1983.

Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2т.-М, 1970.

Петровский А. В. Введение в психологию. — М, 1995.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. — М, 1994.

Психология: Словарь/Под общей ред. А. В. Петровского. -М., 1990.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Школа-Пресс, 1995.

 

 

1. Общее понятие о личности.

2. Основные теории развития личности.

3. Формирование личности в процессе социализации.

4. Самооценка и её роль для становления самосознания личности. Уровень притязаний.

 

Категория "личность" является объектом всестороннего изучения психологической науки. Реальность, которая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово личность (в переводе с английского "persona") первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сценических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" — лицо, обращенное к аудитории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.

Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психологии этот термин обозначает: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности. Иначе говоря, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смысле. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирующееся только в процессе деятельности и общения. Личность как система социально обусловленных качеств появляется только с возникновением сознания и самосознания. В узком, специфическом, смысле личностью является человек, как отмечает С. Л. Рубинштейн [15], у которого имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично.

В психологии наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее.

Человек — это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду, homo sapiens.

Индивид — это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом.

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Целостное понимание личности невозможно вне изучения ее структуры. В настоящее время в психологической литературе рассматриваются различные концепции психологической структуры личности. К. К. Платонов предлагает модель структуры личности, которая состоит из четырех блоков:

направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т.п.);

2) социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки);

3) психологические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, воля, чувства, эмоции и т.д.);

4) биологические свойства (пол, возраст, тип высшей нервной деятельности, темперамент) [14].

По С. Л. Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры:

- направленность (к чему стремится человек);

· способности (что может человек);

· темперамент и характер (что он есть);

· самосознание как внутренняя регуляция поведения [15].

Таким образом, изучение психологического облика личности включает три основных направления: а) чего он (а) хочет (интересы, потребности, желания и т.п.); б) что он (а) может (способности); в)что он (а) есть (характер).

Психологическая структура личности является внутренне противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в поведении человека. Человек рождается индивидом, имеет обусловленные природой особенности — генотип. Человек становится личностью лишь в качестве субъекта общественных отношений. Сущность человека как личности проявляется не в ее уникальности, а в социальном качестве.

Изучение личности — одна из самых сложных проблем психологической науки. Что формирует личность, почему существуют индивидуальные различия, как происходит развитие личности и каковы причины ее изменений на протяжении жизни человека? На эти и другие вопросы пытаются найти ответ авторы различных подходов и теорий личности. К ним относятся: глубинная психология, бихевиористская теория, гештальт-психологическая, гуманистическая, трансперсональная и др.

Сторонники глубинной психологии выдвинули идею о несводимости психики человека к сознанию и пытались исследовать бессознательную часть психики. Глубинная классическая психология включает в себя такие теории, как психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные положения теории глубинной психологам заключаются в следующем:

Ведущая роль в человеческом поведении принадлежит бессознательной сфере психики. Бессознательная сфера психики содержит в себе врожденные инстинкты. По Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос", или либидо) и агрессия, стремление к разрушению. Согласно Адлеру, основной человеческий инстинкт — стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.

Помимо инстинктов, в содержание бессознательного входят желания, вытесненные из сознания по причине их культурной неприемлемости или душевной травматичности, нежелательности для человека. Бессознательная часть психики человека энергетически заряжена. Инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся к удовлетворению. Их энергия является движущей силой человеческого поведения.

Желание бессознательного противоречит общественным и культурным нормам. Так, 3. Фрейд полагал, что человеческие инстинкты по своей природе асоциальны, низменны и эгоистичны. Социальные, нравственные, культурные нормы, которые человек усвоил в процессе воспитания, являются сдерживающим фактором для проявления бессознательных желаний и инстинктов.

Психологическое развитие человека осуществляется через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Иначе говоря, в процессе развития внутреннее "Я" (эго) человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Это приводит к душевному, психологическому равновесию.

Возможность установления психического равновесия достигается посредством действия защитных механизмов психики. Таким образом, психологическая защита представляет собой механизм, направленный на предупреждение расстройств в поведении в рамках конфликта между сознанием и бессознательным.

Рассмотрим некоторые из психологических механизмов защиты:

· забывание как психологический механизм защиты не позволяет травмирующим мыслям проникнуть в сознание;

· отрицание — информация, которая тревожит и может привести к внутриличностному конфликту, не воспринимается, вследствие чего происходит искажение восприятия реальности;

· вытеснение — представляет собой активное выключение из сознания неприятной информации;

· проекция — перенос, приписывание собственных чувств, желаний, в которых человек не хочет себе сознаваться, другому лицу. Например, если человек сам агрессивен, он и других считает таковыми;

· идентификация — перенос на себя чувств или качеств, присущих другому человеку, но недоступных, хотя и желательных для себя;

-рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванное причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, не достигнув желаемой цели, человек убеждает себя, что она для него не очень то и значима;

· катарсис (включение) — если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому. Таким образом, сопереживая, помогая другим, человек тем самым укрепляет и свою психику;

· замещение — перевод реальной активности в мир фантазии, перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, жизни человек срывает свое раздражение, вызванное одним лицом, на другом;

- изоляция (отчуждение) — деперсонализация личности, в результате которой происходит нарушение эмоциональной связи с другими людьми, значимыми событиями. Таким образом, неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание;

-репрессия (подавление) — сущность этой защиты заключается в удалении чего-либо из сознания и удержание на расстоянии от сознания. Подавление отрицательных эмоций проявляется в истериках, фобиях (страхах), фригидности, астме, язве желудка и т.п.

регрессия — это возвращение на более ранний уровень развития, более примитивный способ справиться с ситуацией. Человек пытается избавиться от отрицательных эмоций с помощью курения, алкоголя, переедания и т.п. Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости оттого, удается ли человеку справиться с энергией бессознательного без патологических симптомов). Согласно Фрейду, главным защитным механизмом при развитии личности является сублимация (возгонка) — перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло [18]. Так, агрессия может сублимировать через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.

Причина невротических нарушений, аномалий поведения — в нарушении баланса между бессознательными влечениями человека и культурно-нормативными требованиями общества. Это случается при неэффективных защитных механизмах. Основной задачей психоаналитической терапии является то, чтобы сделать неосознаваемое осознаваемым. Осознание, признание человеком подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой его исчезновение. Способы, которыми пользуются психоаналитики, включают в себя различные интерпретации проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (оговорки, ошибки памяти).

В начале нынешнего века в США возникло такое психологическое направление в изучении личности, как бихевиоризм (в пер. с английского behavior — поведение). Основателем поведенческой теории считается Джон Уотсон. Современными представителями этого направления являются Беррес Скиннер, Альберт Бандура. Своим теоретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова.

Основные положения бихевиоризма таковы:

· Изучать можно и нужно только то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение трактуется бихевиористами в расширенном смысле — это мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез.

· Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При этом, по мнению сторонников бихевиоризма, формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.

· Социальная среда (через обучение и воспитание) формирует поведение индивида путем стимулов и подкреплений. Стимулы — это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление — это последствие поведения. В том случае, если последствия нежелательны для человека, его поведение затормаживается, если благоприятны, поведение воспроизводится вновь.

Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи.

В лаборатории Дж. Уотсона был проведен эксперимент, призванный доказать, что страхи (фобии) являются результатом условной связи и что путем угашения условной связи можно фобию излечить. Шестимесячный малыш Альберт любил играть с белым пушистым зверьком — лабораторной крысой. В ходе эксперимента в моменты, когда ребенок видел крысу, экспериментатор стал производить громкий звук с помощью металлических предметов, который пугал ребенка. Вскоре один только вид зверька стал вызывать у Альберта страх. Затем этот страх распространился на другие предметы, по своему виду похожие на белого пушистого зверька — вату, воротник, бороду Деда Мороза. Экспериментаторам удалось угасить этот страх: крысу показывали ребенку издалека в моменты, когда он был спокоен и весел. Как только ребенок привыкал к виду зверька, его подносили чуть поближе. Постепенно страх перед белой крысой, а также и другими пушистыми предметами исчез.

Цель бихевиориальной терапии заключается в устранении патологического симптома. Постепенное угасание нежелательного поведения — основной способ для достижения этой цели.

Примерно в одно и то же время с возникновением бихевиористской теории возникло такое научное направление в изучении личности, как гуманистическая психология. Это направление психологии связано прежде всего с именами А. Маслоу и К. Роджерса. Суть гуманистического направления в изучении личности заключается в следующем:

Основной мотив всякого человека — стремление к самоактуализации. Самоактуализация-непрерывный процесс развития, полного использования своих талантов, способностей и т.д. Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи такие черты, как:

· открытость опыту, знание себя;

· доверие к себе, уверенность в своих силах;

· самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь;

· искренность, открытость в выражении чувств;

· доброжелательность к другим, терпимость к чужим недостаткам.

Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (первоначально отношений с близкими, значимыми людьми), которые характеризуются такими чертами, как:

· положительное отношение друг к другу;

· искренность в общении;

· эмпатия (сопереживание) к партнерам по общению.

Неврозы, отклонения в поведении, по мнению сторонников гуманистической психологии, вызваны нарушением контакта со своей самостью (т.е. невозможностью раскрыть свой внутренний потенциал), утрата и ощущение самоценности. Поэтому цель гуманистической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить контакт со своей сущностью, повысить самоценность. Методом этой терапии является "эмпатическое слушание".

Особый вклад в изучение и понимание личности внесен сторонниками гештальт-психологического направления (в пер. с нем. gestalt — образ, форма). Гештальт-психология впервые возникла в Германии при изучении познавательных процессов личности. Ее представители -Курт Кофка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер. Основателем гештальт-терапии является Фредерик Перлз. Основные положения гештальт-психологии заключаются в следующих тезисах:

· Психической деятельности свойственно стремление к целостному, завершенному образу или действию (например, вокруг себя человек видит не сумму качеств, а именно целостные предметы).

· Стремление психической деятельности к завершенности проявляется в том, что неоконченное действие или неосуществленное намерение оставляет след в виде энергетических сгустков, напряжения в системе психики. Это энергия стремится к разрядке (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, так называемый, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем оконченное действие или реализованное желание. Согласно этой же закономерности взрослый человек вдруг может, например, купить себе игрушку, которую ему хотелось купить в детстве.

Систематическое отсутствие целостности, завершен ности в системе психики человека, по мнению гештальтпсихологов, порождает внутренние конфликты, невроз.

Так, например, человек, потерявший кого-то из близких, часто испытывает чувство вины по отношению к умершему, подавленность или отчаяние от того, что ничего нельзя вернуть и исправить. Дело в том, что во взаимоотношениях близких людей всегда достаточно чего-то недосказанного, невыясненного, отложенного "на потом". С точки зрения гештальт-психологии все эти намерения, которые вдруг теряют возможность быть выполненными, играют значительную роль в раз-витии депрессии.

Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь человеку осознать имеющийся внутриличностный конфликт и восстановить утраченную целостность, завершить действие реально или символически.

В отечественной психологии было разработано теоретическое направление, обладающее большим объяснительным потенциалом поведения личности. Это направление получило название деятельностного подхода в изучении личности. Его основоположниками считаются Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

Рассмотрим основные тезисы данного подхода: Развитие психики осуществляется через посредство деятельности, активного взаимодействия со средой, Особенности психологических свойств и процессов человека не определяются непосредственно только наследственным фактором или воздействиями социальной среды. Характер взаимоотношений с окружающим миром, то место, которое человек занимает в системе общественных отношений, как бы преломляют влияние биологического и социального факторов.

Психика не только формируется в деятельности, но и проявляется через нее. Поэтому изучение процесса и результатов деятельности человека является существенным источником информации для психологии.

в Все психические функции человека, обладающего сознанием, носят опосредованный характер. Подобно тому, как воздействие человека на материальный мир опосредуется орудием труда, использование человеком собственных психических функций (памяти, мышления, восприятия и др.) опосредуется понятиями, значениями, логическими операциями. С помощью психических орудий — значений, понятий — человек способен к овладению собственной психикой, к саморегуляции своего поведения.

На основании деятельностного подхода были разработаны концепции обучения и восприятия, в том числе учение о смене ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин), методика поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).

Психотерапия в русле деятельностного подхода преследует следующие цели:

- для того, чтобы психотерапевтическое воздействие было эффективным, требуются активность самого человека, его желание, собственные усилия по решению своей проблемы;

-успеху такой психотерапии способствует обучающее воздействие, т.е. снабжение человека понятиями, схемами, которые позволили бы ему ориентироваться в своем внутреннем мире, научиться овладевать им.

Одним из сравнительно новых научных направлений в изучении личности является трансперсональная психо логия. Современным представителем этого направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений этой концепции такова:

· Источники, причины человеческого поведения и источники психологических проблем личности находятся за пределами индивидуального, прижизненно го опыта.

· Человек с его прижизненно сформированной психикой обозначается в трансперсональной психологии как "persona". Но кроме этого, как считают трансперсоналы, в человеке существует нечто, находящееся вне его индивидуального опыта, вне "персоны", т.е. транс­ персональное. Этим нечто, согласно С. Грофу, является перинатальный опыт человека (опыт процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии — это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев лежит через измененные состояния сознания, трансовые медитативные техники.

Все выше перечисленные психологические теории вносят свою лепту в понимание личности, в частности, процесса ее социализации.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. -Этот процесс включения и называется социализацией.

Она осуществляется путем усвоения человеком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки. Социализация осуществляется в процессе обучения и воспитания, а также в результате случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Основными инструментами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, неформальные объединения, вуз, трудовой коллектив. К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации.

Социально-психологические механизмы социализации:

· идентификация — отождествление человека с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им нормы, отношения и формы поведения;

· подражание- сознательное или бессознательное вос­ произведение человеком поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.);

· внушение — процесс несознательного воспроизведения человеком внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимо­ действует;

· социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее;

· конформность — податливость влиянию группы, про­ являющаяся в изменении поведения и установок человека в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Выделяют следующие стадии социализации личности:

· Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода) — ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, при­спосабливается, подражает.

· Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как подростковый период — время перемен и изменений для человека. Уже ранний юношеский возраст характеризуется как устойчивая концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (юношеский возраст и период молодости). Человек испытывает потребность найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются другими людьми, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивности во взаимодействии с людьми и обществом;

· изменение себя;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации — охватывает период

зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человека воспроизводит социальный опыт.

Послетрудовая стадия социализации — охватывает пожилой возраст, когда человеком вносится существенный вклад в процесс передачи своего социального опыта последующим поколениям. Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность.

В качестве существенного показателя развития личности выступает ее самооценка. Это одна из основных характеристик личности. Самооценка включает в себя оценку человеком самого себя, своей деятельности, своего положения в обществе и отношения к другим людям.

Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности человека. При этом оценка окружающими людьми этих результатов также влияет на уровень самооценки личности. Если в процессе воспитания взрослые относятся к ребенку с уважением, то и он начинает испытывать к себе это чувство. И, наоборот, если окружающие постоянно фиксируют внимание на неудачах ребенка, то это приводит к неуверенности его в себе.

Когда у ребенка сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению, что относится как к завышенной, так и заниженной самооценке.

Самооценка бывает трех видов: завышенной, заниженной и адекватной. Самооценка играет решающую роль в становлении самосознания личности, формировании уровня ее притязаний. Уровень притязаний — это характеристика личности, определяемая мерой трудностей целей и задач, которые человек выбирает и ставит перед собой в той или иной деятельности. В зависимости от вида самооценки уровень притязаний также бывает завышенным, заниженным и адекватным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.