Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция7. Общение и деятельность




1. Психологическая характеристика общения.

2. Невербальные средства общения.

3. Деятельность, ее структура и психологические особенности.

 

Развитие человека как личности в значительной степени проявляется в общении между людьми.

Общение представляет процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают, например, как жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители кинозала. В ситуации такого общения люди встречаются, вступают в контакты друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной Деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, педагог-учащийся.

В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, например, на производстве мастер выполняет распоряжение начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях отец — дети он занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

В структуре обшения исследователи выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны (рис.2). Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивная — в организации взаимодействия, то есть не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения означает процесс восприятия Друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Результатом общения является не материальный предмет, а те или иные изменения в сознании, поведении, психических качествах общающихся людей.

В качестве основных аспектов общения выделяются цель, содержание и средства.

Цель общения — это то, ради чего человек вступает в общение. Побудителями к общению при этом могут стать следующие факторы:

· завоевание авторитета;

· избегание психически опасных ситуаций;

· снятие психического напряжения;

· сохранение психического равновесия.

Содержание общения — это информация, которая передается друг другу между партнерами по общению.

Средства общения — это то, с помощью чего передается информация в процессе общения, достигается взаимопонимание между общающимися людьми.

Л. Б. Ительсон приводит следующую последовательность передачи

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, в которой используются различные неречевые знаковые системы. Психологами установлено, что в 60-80% коммуникации осуществляются за счет невербальных средств. Даже если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, рекомендуется предпочтение отдавать невербальным, так как эта информация более правдива. Поэтому именно невербальным средствам исследователи уделяют большее внимание при анализе общения.

К основным источникам невербальной информации относятся:

а) мимика;

б) жесты и позы;

в) взгляд;

г) расположение собеседников в пространстве;

д) голос;

е) интонации;

ж) паузы.

Итак, общение представляет взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При помощи общения осуществляется организация совместной деятельности.

Деятельность как общественная историческая категория изучается философией, социологией, историей, экономикой, наукой управления. Предметом психологического изучения является изучение индивидуальной или групповой деятельности, исследование ее структуры, механизмов, выявление основных мотивов и целей.

Объектом психологического изучения является человек как субъект деятельности, поскольку в деятельности формируются психические свойства личности: характер, эмоции, волевые качества, установки, отношения. Психологический аспект связан с изучением субъективного плана деятельности: мотивов, механизмов целеобразования. Один из первых отечественных психологов, который стал изучать деятельность, — Л. С. Выготский. Он считал, что деятельность — это инструмент познания психики человека, формирования у него высших психических функций.

Изучение индивидуальной деятельности осуществляется в системе общественных отношений. Развитие видов человеческой деятельности (преобразующей, познавательной, коммуникативной) осуществляется в неразрывном единстве с развитием потребностей. Ведущую роль в организации деятельности играет отношение мотив — цель ~ способ действий.

В психологии исследователи выделяют три основных вида деятельности — игра, учение, труд.

Игра является первым видом деятельности, в которую включается ребенок. Основное значение этой деятельности заключается в том, что в игре формируются и проявляются потребности ребенка.

Учение — это деятельность, объектом которой является человек, целенаправленно овладевающий знаниями, умениями и навыками.

Труд — это сознательная целенаправленная деятельность, которая определяется продуктивностью.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность и общение представляют собой взаимосвязанные явления. В процессе общения формируется план совместной деятельности, осуществляются взаимный обмен информацией, контроль и коррекция действий. Общение влияет на выбор цели и выступает как фактор организации совместной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.