Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольной группы




При наличии контрольной группы можно пойти двумя путями:

- можно сопоставлять значения «до» и «после» отдельно по экспериментальной и контрольной группам, используя для этого Т-критерий Вилкоксона,

- можно сопоставлять сдвиги в двух группах, используя критерии Q Розенбаума, U Манна-Уитни, φ* Фишера, сопоставляя между собой не абсолютные значения, а показатели сдвигов в экспериментальной и контрольной группах.

Покажу оба варианта на примерах.

Вариант 1.

Продолжу предыдущий пример. Мы посчитали достоверность сдвигов в умении снижать эмоциональное напряжение после прохождения тренинговой программы в экспериментальной группе, используя Т-критерий Вилкоксона. Посчитаем теперь достоверность сдвигов в контрольной группе.

Таблица 18.

№ п/п Код испытуемого (контрольная группа) Снижение эмоционального напряжения Разность (tпосле- tдо) Абсолютное значение разности Ранг
До (tдо) После (tпосле)
             
            ---
        -1    
             
        -1    
        -2   9,5
             
            9,5
            ---
            9,5
             
             
             
        -2   9,5
            ---
            ΣR =78

Исключим нулевые сдвиги. n = 12.

Типичный сдвиг – в сторону увеличения показателей.

Шаг 4. Проранжируем абсолютные величины сдвигов. Проверим совпадение суммы рангов с расчетной.

Шаг 5. Отметим нетипичные сдвиги в таблице цветом.

Шаг 6. Подсчитаем сумму рангов нетипичных сдвигов.

Шаг 7. Определим критические значения Т для данн о го n по Таблице 5 Приложения 3.

Ответ: Н0 принимается. Сдвиги в оценке умения снижать эмоциональное напряжение в контрольной группе недостоверны.

В целом, сопоставляя результаты экспериментальной (сдвиги достоверны) и контрольной групп (сдвиги не достоверны), можно предположить достоверные различия между группами. Однако это будут только предположения.

 

Вариант 2.

Продолжу все тот же пример про коммуникативные навыки и их формирование в тренинговой программе. Теперь мы пойдем другой дорогой, высчитывая достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами, сопоставляя величины сдвигов. Составим вспомогательную таблицу, перенеся сюда значения сдвигов в экспериментальной и контрольной группах, упорядочив значения (Табл. 19).

Давайте порассуждаем о том, какой метод выбрать. Метод Q Розенбаума не подойдет, т.к. «несовпадающих» значений в группах очень мало. Метод U Манна-Уитни, скорее всего, тоже не подойдет, т.к. слишком большая «зона перекрытия» данных в группах. Остается φ* Фишера (см. алгоритм на странице 62).


Таблица 19.

Экспер.гр. Контр.гр.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
-1 -1
-1 -1
-2 -2
  -2

    Тренинг направлен на формирование коммуникативных навыков, поэтому в качестве «эффекта» мы будем рассматривать положительные сдвиги, «нет эффекта» - отрицательные и нулевые сдвиги. Составим вспомогательную таблицу для расчета φ* критерия.
Таблица 20.

Группы «есть эффект», положительные сдвиги «нет эффекта», отрицательные и нулевые сдвиги Суммы
Кол-во % доля Кол-во % доля
экспериментальная   (75 %)   (25 %)  
контрольная   (53 %)   (47 %)  
Суммы          

Шаг 9. Определим по Таблице 4 Приложения 3 величины угла φ:

φ1(75 %) = 2,094; φ2(53 %) =1,631

Шаг 10. Подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:

Шаг 11. Сопоставим эмпирическое значение с критическим значением.

 

Ответ: Н0 принимается. Различия между группами по сдвигам в сторону увеличения умения снижать эмоциональное напряжение не является достоверным.

Обратите внимание, этот метод оказался более «жестким» при определении достоверности различий между группами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.