Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения

Вот и подошли мы вместе с Вами к финалу: я – к окончанию популярного изложения сложных на первый взгляд методов экспериментальной психологии, Вы – к окончанию своего исследования и, вместе с тем, к овладению описанными здесь методами. Еще Пифагор говорил о так называемой «магии цифр», цифр, которые несут за собой огромное количество информации. Думаю, Вы обратили уже внимание, что, используя многие методы математической обработки данных, в результате мы получаем часто всего одну фразу, например, «различия достоверны», «сдвиг достоверен», «значимая положительная корреляция» и т.д. Но эта малость дорогого стоит! За каждой цифрой – возможность гордо воскликнуть: «Наши выводы верны, что подтверждается результатами экспериментального исследования!» Однако сделать это можно только в том случае, если Вы четко понимаете задачу, которую ставили перед собой, используя определенный метод математической статистики; если Вы тщательно провели первичную обработку данных. Только в этом случае Ваша работа обретает смысл!

Позволю себе напоследок еще несколько советов.

Во-первых, очень точно и четко формулируйте, что именно Вы хотите определить. Это можно понять, еще раз вернувшись к Вашему экспериментальному плану. Внимательно прочитайте задачи и критерии их выбора по Таблице 11. Однако помните, что всегда необходимо будет провести первичную обработку данных и представить эти данные для читателей и слушателей.

Во-вторых, отнеситесь очень серьезно к тщательности подсчетов. Всегда остается риск механической ошибки, и, чтобы снизить его, необходимо проводить одни и те же расчеты несколько раз, но не менее двух. Используйте для этого хороший калькулятор. Если Вы дружны с компьютером – используйте и его. Программа Microsoft Excel позволяет во много раз облегчить механический труд. Только, если не уверены сами, проконсультируйтесь со знающим человеком, как ввести в таблицы необходимые Вам формулы. Кроме этого, существует специальная компьютерная программа для обработки и анализа больших массивов математических данных Statistica 6.0. Здесь вообще все облегчается. Как использовать специальную программу – отдельный разговор, но задайтесь целью научиться ее использовать, и найдутся рядом с Вами знающие люди или «умные» книги.

Ну и в-третьих, какой бы достоверный результат Вы ни получили, это всего лишь статистическая тенденция, а не психолого-педагогическая закономерность. Не привязывайтесь слишком сильно к Вашим цифрам, ведь это всего лишь средство для понимания более сложной психической и социальной реальности!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. – Новосибирск, 2003

2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П.Адлера. - М., 1976

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003

4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностики личности. – Псков, 1994

5. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. – Л., 1985

6. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. - СПб, 1994

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - М., 2003

8. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М., 1998

9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб, 1996

10. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л., 1972

11. Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. – М., 1975

12. Холлендер М., Вулф Д.А. Непараметрические методы статистики. / Пер. с англ. под ред. Ю.П. Адлера и Ю.Н. Тюрина. – М., 1983

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта наблюдения сформированности учебной позиции [22]

 

Дата ……………………………….

Максим Оксана     Егор Оля   Наташа Вадим
     
Оля   Саша Даша Влад Гриша Таня
     
Никита Даша   Семен Ира Валя Лариса
     
Ира   Сережа Юля Ваня Руслан Маша
     
Данил   Даша   Кирилл Паша  

 

1. Активность: Υ- показывает готовность к ответу, Ỹ - отвечает на вопрос в ходе фронтального опроса, - работает у доски, ? - задает вопрос на понимание, ! - доказывает свою позицию (верную) 2. Самостоятельность: @ - работает самостоятельно при выполнении самостоятельной работы â - обращается за помощью, спрашивает у других, ¤ - отвлекается, Ó - готовится к уроку без напоминания   3. Внимательность: v - внимательно работает со всем классом весь урок, e - внимательность проявляет редко 4. Ответы на вопросы: [] - правильность ответа, [-] - ошибка при ответе, [!] - логичность ответа, [\] - не понимает вопроса, [^]- полный ответ, [_] - не полный ответ 5. Реакция на замечания во время урока: Ø - не реагирует, Õ - после замечания успокаивается, Ç - нет замечаний, постоянно включен в работу

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта психолого-педагогического наблюдения [23]

(практика «пробные уроки»)

Ф.И. студента ……….……………..……...…..….…….…… группа …………… дата ………...……

0 – не наблюдается, не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – выражено в полной мере

  Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: - кабинет приведен в порядок - учебные пособия расположены упорядоченно и удобно - оборудование кабинета соответствует задачам урока
  Создание исходных педагогических условий: - привлекается внимание учащихся перед объяснением материала - учебные пособия способствуют быстрому включению слушателей в работу - эффективность работы группы стимулируется передачей уч-ся ф-ций преподавателя
  Адаптация обучения к учащимся - обучение соответствует особенностям контингента - обучение строится как взаимодействие (обмен инициативами) преподавателей и уч-ся - распределение времени на разные виды работы с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей уч-ся
  Владение учебным предметом: - информация и демонстрация точны и своевременны - комментарий и ответы на вопросы уч-ся точны и интересны - содержание излагается в логической последовательности - предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для уч-ся разных уровней успеваемости)
  Использование в обучении учебных материалов: - материалы соответствуют особенностям уч-ся и целям обучения - учебные материалы не отвлекают внимания учащихся - средства наглядности используются для: подтверждения истин, создания проблем,иллюстрации идеи, избежания противоречий
  Организация учебной работы в логической последовательности: - занятия начинаются с настройки на восприятие (учет каналов восприятия учащихся) - устанавливается необходимая связь с пройденным материалом - учебные результаты достигаются и закрепляются на занятии -занятие заканчивается подведением уроков (объединением и обобщением результатов)
  Объяснения, связанные с содержанием урока: - объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов - демонстрационный материал и примеры иллюстрируют содержание - выделяются ключевые моменты содержания - в материале занятия выделены наиболее трудные места
  Использование письменных объяснений: - записи для учащихся аккуратные, разборчивые - прочтение записей правильное - графические изображения четкие

 

  Техника и культура устной речи: - дикция способствует пониманию речи преподавателя - произношение правильное - интонированность - речь: устная, письменная (заученная), чтение “по бумажке” - слова-паразиты……………………………………………………
  Разъяснения при непонимании материала слушателями: - выявление непонятных уч-ся слов, обозначений или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями - пояснения с помощью аналогий или примеров - предоставление дополнительной информации - логическое выведение неявной полезной, необходимой информации из (анализа, сопоставления) уже имеющихся сведений
  Оценка продвижения слушателя на занятии: - контролируются отдельные (слабые или сильные) уч-ся - требуются ответы от многих уч-ся - уч-ся побуждаются оценивать свою собственную работу - уч-ся побуждаются оценивать работу друг друга
  Сообщение уч-ся о результатах их работы: - студент указывает уч-ся на неправильное выполнение задания - студент отмечает правильное выполнение работы уч-ся - студент анализирует результаты работы совместно с уч-ся - студент, сообщив результаты, обсуждает с уч-ся предложения по улучшению работы на уроке
  Помощь уч-ся в выполнении учебных заданий: - студент выполняет задание вместе с уч-ся - подсказывает уч-ся, в каком направлении им действовать - помогает уч-ся, давая только оценку их поискам (поощряя или не одобряя их) - побуждает уч-ся действовать совместно, помогая друг другу
  Использование предложений и вопросов уч-ся по содержанию урока: - студент требует от уч-ся пояснения вопросов и примеров - отмечаются слабые места, несовершенство примеров и предложений слушателей - вопросы и предложения слушателей принимаются с благодарностью - идеи слушателей разрабатываются и используются на уроке
  Поддержание продуктивной атмосферы на уроке: - энтузиазм преподавателя передается посредством взгляда и мимики - посредством интонации - энергичной позой - жестами
  Интерес стимулируется: - с помощью вопросов - формулируются важность темы урока в контексте учебного курса или будущей работы - используются интересные и необычные аспекты темы, юмор - урок опирается на использование жизненного опыта уч-ся
  Доброта и дружелюбие демонстрируются: - посредством улыбок, юмора - приятный тон голоса, доброжелательное внимание - имена уч-ся используются в теплой, дружелюбной манере - преподаватель демонстрирует доброту и дружелюбие при встрече с уч-ся
  Помощь уч-ся в выработке положительной самооценки: - речь студента свободна от насмешек и сарказма - студент ведет себя с уч-ся учтиво, вежливо, уважительно - конкретные уч-ся поощряются за хорошую работу - студент поддерживает, одобряет уч-ся, сталкивающихся с трудностями в работе
  Поддержание приемлемого поведения в аудитории: - воздействие на уч-ся путем изменения интонации и передвижений преподавателя по кабинету - поощрение участия уч-ся в работе - варьирование форм учебной активности - активное включение слушателей в работу за счет интересных заданий, необычного содержания
  Руководство уч-ся, не включившимися в учебную работу: - специальные способы организации учебной работы, рассчитанные на пассивных уч-ся - словесные средства воздействия - несловесные средства воздействия - приемы активизации внимания

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТАБЛИЦЫ КРИТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Таблица 1

Значения критерия t для отбраковки выпадающих вариант

при разных уровнях значимости (р)

Если t³tst, то принимается решение о выбраковке выпадающего признака.

n/р 0,05 0,01 0,001 n/р 0,05 0,01 0,001
  3,04 5,04 9,43   2,145 2,932 3.979
  2,78 4,36 7,41   2,105 2,852 3,819
  2,62 3,96 6,37   2,079 2,802 3,719
  2,51 3,71 5,73   0,061 2,768 3,652
  2,43 3,54 5,31   2,048 2,742 3,602
  2,37 3,41 5,01   2,038 2,722 3.565
  2,33 3,31 4,79   2,030 2,707 3,532
  2,29 3,23 4,62   2,018 2,683 3,492
  2,26 3,17 4,48   2,009 2,677 3,462
  2,24 3,12 4,37   2,003 2,655 3,423
  2,22 3,08 4,28   1,998 2,646 3,409
  2,20 3,04 4,20   1,994 2,639 3,291
  2,18 3,01 4,13 ¥ 1,960 2,576  
  2,17 2,98 4,07        

Таблица 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчета коэффициента линейной корреляции Пирсона | Двух эмпирических распределений между собой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.