Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
| |
|
| |
Активное поведение НПВ
Пассивное поведение НПВ
| Примеры: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса
Примеры: ученики демонстрируют поведение «в час по чайной ложке», т. е. вес требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно
| |
Реакция учителя
| Чувства: раздражение и возмущение.
Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы
| |
Ответы ученика на реакцию учителя
| Смысл ответа: уступают.
Действия: временно прекращают выходки
| |
Происхождение (причины) поведения НПВ
| 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
3. Дети зачастую испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя пустым местом
| |
Сильная сторона поведения НПВ
| Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем
| |
Принципы предотвращения поведения НПВ
| 1. Больше внимания уделять хорошему поведению.
2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются
| |
Характеристика властолюбивого поведения
| |
Активное властолюбивое поведение
| Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность
| |
Пассивное властолюбивое поведение
| Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое
| |
Реакция учителя
| Эмоции: гнев, негодование, может быть, страх. Импульсы: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть ударить и т. п.)
| |
Ответы ученика на реакцию учителя
Происхождение властолюбивого поведения
Сильные стороны властолюбивого поведения
Принципы профилактики властолюбивого поведения
| Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»)
Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее
Социальные установки изменились: от отношений господства - поведения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. Мода на «сильную власть» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению
Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам
Уход от конфронтации и снижение напряженности
Передача ученику части своей организаторской власти
|
Характеристика мстительного поведения
|
Активное мстительное поведение
Пассивное мстительное поведение
Реакция учителя
Ответы ученика на реакцию учителя
Происхождение мстительного поведения
Сильные стороны мстительного поведения
Принципы профилактики мстительного поведения
| Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим
Отчужденное избегание, ожесточенно отвергающее всякие дружелюбные попытки контакта
Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху
Импульс: немедленно ответить силой (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса)
Стиль ответа: вредить
Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее
Отражение роста насилия в обществе Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов
Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность - умение защищать себя от обид и боли
Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них
Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
|
Характеристики поведения, направленного на избегание неудач
|
Активная форма ИН-поведения
| Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным
|
Пассивная форма ИН-поведения
| Откладывание на потом, недоведение до конца, временная неспособность, официальные диагнозы.
|
Реакция учителя
| Чувства: профессиональной беспомощности.
Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста
|
Ответы ученика на реакцию учителя
| Стиль ответа: зависимость
Действия: продолжает ничего не делать
|
Происхождение ИН-поведения
| Отношение по типу "красного карандаша"
Необоснованные ожидания родителей и учителей. Вера ученика в то, что ему подходит только перфек-ционизм
Упор на соревнование в классе
|
Сильные стороны ИН-поведения
| Ученики хотят успеха: всё делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников- сильных сторон нет.
|
Принципы профилактики ИН-поведения
| Поддержка ученика, с тем чтобы его внутренняя установка "Я не могу измениться" сменилась на "Я могу"
Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми
|
| | | |