КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни сформированности целеполагания
Ядро учебной деятельности - усвоение. Усвоение, согласно терминологии А. Н. Леонтьева, есть «присвоение» социокультурного опыта. Усвоение как результат учебной деятельности характеризуется: 1) прочностью; 2) системностью; 3) качественностью. В. В. Давыдов обращает внимание на то, что усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности [10]. С. Л. Рубинштейн отмечает, что процесс прочного усвоения знаний -центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливания, его запоминание и овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперировать и т. д. [50]. Дж. Брунер писал: «... освоение некоторого предмета включает три процесса, протекающих почти одновременно. Первый из них - получение новой информации. Второй аспект обучения можно определить как трансформацию знаний. Это процесс перестройки наличного знания, приспосабливающий последние к решению новых задач. Третья сторона обучения-это проверка степени адекватности применяемых способов обращения с информацией, содержащейся в задаче.» [5. С. 3]. И. И. Ильясов считает, что достаточно выделить только два компонента:1) получение усваиваемых знаний об объекте и действия с ним и 2) обработка знаний и действий [16]. В. П. Беспалько приводит схему поэтапного восхождения по уровням усвоения. Нулевой уровень усвоения - «понимания» - характеризуется отсутствием у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности, но вместе с тем свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т. е. о наличии обучаемости. Первый уровень - «узнавание» - означает, что обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия подсказку, намек. Это уровень репродуктивной деятельности. Второй уровень усвоения - «воспроизведение» - обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях. Это также уровень репродукции. Третий уровень - «применение» •- характеризует способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях. Это уже можно считать продуктивным уровнем. Четвертый уровень усвоения - «творчество» - означает, что человек, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию [4]. В табл. 19 приведены уровни учебных действий, а также соответствующие им стадии и определенные при этом критерии. Таблица 19
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |