Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое и социальное развитие страны в середине 60-х – начале 80-х гг. Л. И. Брежнев




 

К середине 60-х гг. экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Хозяйственная реформа 1957 г., нацеленная на реформирование управления, по существу привела к обратным результатам. Бюрократия возродилась на местном уровне, нарушалась научно-техническая политика, стали рваться экономические связи.

Следующей попыткой реформирования экономики стали реформы 1965 г. В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК партии была предложена новая система управления промышленностью. С одной стороны, восстанавливались отраслевые министерства, возрождались вертикальные (строго централизованные) линии управления. С другой стороны, значительно расширялись права предприятия, снижалось число показателей, часть доходов оставалась в распоряжении заводов и фабрик.

В области сельского хозяйства негативное положение было решено исправить новым повышением закупочных цен на сельхозпродукцию, расширить экономическую самостоятельность колхозов и совхозов, увеличить капиталовложения в развитие деревни. Это был крутой поворот в аграрной политике Советского государства.

Реформы 1965 г. дали временный положительный эффект и в итоге закончились неудачей. Причинами неудач были: 1) ожесточенное сопротивление всем нововведениям со стороны административного аппарата; постоянный рост чиновников (если в 1957 г. число министерств было 37, то в 1970 г. их стало 60, а в 1977 г. число отраслевых министерств равнялось 80); 2) рост цен на промышленные товары свел на нет повышение закупочных цен; сельскохозяйственное производство вновь стало нерентабельным и было возвращено к административным методам управления; 3) реформы не затрагивали интересов тружеников.

В 70-е гг. происходило неуклонное снижение темпов экономического и социального развития страны. Эта ситуация сложилась в результате мирового энергетического кризиса, выходом из которого был переход на энергосберегающие технологии, полное использование достижений научно-технического прогресса. Однако плановые задания по внедрению высокоэффективных технологий хронически не выполнялись, достижения науки и техники оказывались неиспользованными. Рост производства достигался за счет увеличения добычи сырья и топлива. За 1956–1985 гг. добыча нефти выросла в 9 раз, природного газа – в 74 раза. Основой советского экспорта стала нефть, доходы от продажи которой расходовались на покупку промышленных и продовольственных товаров за рубежом.

В области сельского хозяйства производство росло крайне низкими темпами. В 1982 г. была принята продовольственная программа, которая должна была решить проблему продовольственного снабжения населения страны. Но к 1985 г. стало ясно, что ее выполнение было провалено. Резко обострилась зерновая проблема. На покупку зерна расходовались все доходы от экспорта нефти; вырос импорт, с 2,2 млн. т (1970 г.) до 44,2 млн. т (1985 г.).

К середине 80-х гг. система управления хозяйством страны превратилась в своего рода «механизм торможения».

Ее основными признаками были:

1) сверхцентрализация управления отраслями хозяйства;

2) оплата туда регулировалась искусственно созданной системой тарифов и должностных окладов;

3) цены на произведенную продукцию складывались не в результате спроса и предложения, а утверждались государственными органами ценообразования.

Экономика СССР опять нуждалась в реформах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.