Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система цен, виды цен

Система цен – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономи­ческие отношения между различными участниками национально­го и мирового рынков (рисунок 1.3).

Оптовые цены – это цены, по которым предприятия-производите­ли иоптово-сбытовые организации продают свою продукцию.

Закупочные цены – это цены, по которым закупается сельскохозяй­ственная продукция у сельскохозяйственных предприятий и населе­ния. Эти цены представляют собой вид оптовой цены.

Розничные цены – это цены, по которым розничная торговля про­дает товары населению или мелкооптовому потребителю.

Трансфертные цены – это разновидность оптовых цен, по которым отделения или филиалы интегрированной компании обмениваются между собой факторами производства и продукцией.

Тарифы – это цены за услуги (любые нематериальные виды деятельности). Например, тарифы на электроэнергию, железнодорожные, за услуги связи, на парикмахерские и коммунальные услуги и т. д.

Цены международной торговли – совокупность цен, действующих на международных рынках и во внешнеторговом обороте отдельных стран.

Цены на строительную продукцию представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строи­тельство каждого объекта), либо усредненную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.



Рисунок 1.3 – Система цен


Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение пассажиров и грузов, которая взимается транспорт­ными организациями с отправителей грузов и населения.

Различают свободные и регулируемые цены.

Свободные цены – это цены, устанавливаемые продавцами с уче­том рыночной конъюнктуры.

Регулируемые цены – это цены, уровень которых находится под контролем соответствующих органов управления. Среди них можно выделить предельные цены, фиксированные цены.

Предельные пены – это цены, выше которых предприятие не имеет права устанавливать цены на свою продукцию или услуги.

Фиксиро­ванные цены – это цены определенного уровня.

Различают твердые, подвижные, скользящие цены.

Твердая цена – это цена, которая зафиксирована в контракте в мо­мент его заключения и не подлежит изменению на протяжении всего срока действия контракта (что оговорено в контракте).

Подвижная цена – это цена, которая зафиксирована в контракте в момент его заключения и может быть изменена при определенных условиях (что оговорено в контракте).

Скользящая цена – это цена, которая устанавливается, как прави­ло, на продукцию с длительным сроком изготовления (например, суда). Цена, зафиксированная в контракте в момент его заключения, подлежит изменению в порядке, оговоренном обеими сторонами.

С учетом фактора времени различают постоянные и временные (се­зонные) цены.

Постоянная цена – это цена, срок действия которой не оговорен.

Временная (сезонная) цена – это цена, действующая в течение определенного периода времени («сезона»).

По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цену-нетто, цену-брутто.

Цена-нетто – это «чистая» цена товара.

Цена-брутто (валовая цена) – это цена, определенная с учетом условий купли-продажи (потоварные налоги, скидки, вид «франко», страхование).

В зависимости от того, кто берет на себя оплату транспортных расходов, цены различаются по виду «франко».

Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в цену продукции. До пункта «франко» продавец несет расходы по транспортировке, страхованию, сохранности груза, его погрузке и разгрузке.

Система цен «франко» включает в себя:

- франко-склад поставщика,

- франко-станция отправления,

- франко-вагон станции отправления,

- франко- вагон станции назначения,

- франко- станция назначения,

- франко-станция потребителя.

Схема формирования цен «франко» представлена на рисунке 1.4.

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспортировке продукции до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления        
Франко-вагон станции отправления      
Франко- вагон станции назначения    
Франко- станция назначения  
Франко-склад потребителя

Рисунок 1.4. – Система цен франко

 

В мировой практике принято 13 базисных условий поставки товара, что соответствует российским понятиям франко (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 – Базисные условия поставки во внешней торговле

 

Наименование группы Условия поставки (торговые термины) Условия возмещения транспортных расходов, возмещения рисков, таможенных пошлин и сборов
       
Группа «Э» ЭХВ EXW Франко-завод  
Группа «Ф» ФКА FCA Свободно у перевозчика  
  ФАС FAC Свободно вдоль борта судна (название порта отгрузки)  
  ФОБ FOB Свободно на борту судна (название порта отгрузки)  
Группа «С» СФР CFR Цена и фрахт (оплачен фрахт до порта назначения)  
  СИФ CIF Цена, страховка, фрахт  

Продолжение таблицы 1.1

       
  СПТ CPT Перевозка оплачена до…(указывается пункт назначения)
  СИП CIP Провозная плата и страхование оплачены до…
Группа «Д» ДАФ0 DAF Доставлено до границы
  ДЕС0 DES Доставлено до судна
  ДЕК+ DEC Доставлено на пристань
  ДДЮ- DDU Доставлено без оплаты пошлины
  ДДП+ DDP Доставлено с оплатой пошлины
Примечания: 0 Продавец не должен осуществлять таможенные операции + Продавец должен осуществлять таможенные операции

 

1.2 Состав цены. Оптовое и розничное ценообразование

 

В состав цены входят определенные элементы (рисунок 1.5).

 
 

 


Рисунок 1.5 – Общая структура цены

 

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реа­лизации продукции.

Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Сумма производственных и коммерчес­ких расходов – это полная себестоимость продукции.

Прибыль изготовителя в цене – величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.

Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца.

Если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и с помощью других рычагов прямого ценового регулирования.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна лишь в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС). В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную стоимость в цене как наиболее распространенного налога.

Базой для исчисления налога на добавленную стоимость является цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.

Пример. Уровень цены изготовителя – 9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добав­ленную стоимость равна 18%. Тогда уровень отпускной цены, т.е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:

 

Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. х 18%/100% = 11,21 руб.

 

Элементами цены являются также посредническая оптовая наценка и торговая надбавка, если товар реализуется через сеть рознич­ной торговли.

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечива­ют им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получением определенной суммы прибыли.

Оптовые наценки включают в себя затраты, связанные с покуп­кой, транспортировкой, хранением, обработкой, реализацией продук­ции, а также косвенные налоги (НДС, таможенные пошлины, сборы) и прибыль.

Торговая наценка представляет собой затраты предприятия розничной торговли на продажу единицы товара, прибыль розничных организаций и налог на добавленную стоимость (НДС).

Чем меньше промежуточных звеньев между производителем и потребителем, тем ниже цены, так как каждое промежуточное звено должно получить прибыль.

Оптовые наценки могут устанавливаться свободно самими участниками опто­вого звена, а могут регулироваться и устанавливаться исполнительной властью субъектов Российской Федерации.

Розничные наценки также могут быть свободными и регулируемыми. Например, регулируются торговые наценки на про­дукты детского питания, на предприятиях общественного питания при школах, средних и высших учебных заведениях; на продукты и това­ры, реализуемые в районах Крайнего Севера.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки.

В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпа­дают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой по­средник закупает товар – цена закупки, и ценой, по которой его прода­ет – отпускная цена.

Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки – цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки – цена, по которой посред­ник реализует этот товар.

Пример. Посредник приобретает товар по цене 11,4 руб. и реализует его по цене 13 руб. В абсолютном выражении скидка = надбавка = 13 руб. -11,4 руб. = 1,6 руб. Процент надбавки составляет 1,6 руб. х 100%/11,4 руб. = 14%, а процент скидки состав­ляет 1,6 руб. х 100%/13 руб. = 12,3%.

В условиях свободных цен посреднические надбавки используются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого ценового давления, т.е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуа­ции продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

Однако чаще посреднические надбавки используются как рычаг цено­вого регулирования со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка позволяет реализовать товар по цене более высокой, чем это допускается интересами народнохозяйственной и социальной политики.

В условиях свободных цен посреднические скидки используются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жест­кой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются обычно производителями посредникам по сбыту и своим постоянным представителям.

Наряду с посредническими скидками и надбавками, связанными с уровнем цены, широкое распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимо­сти проданных товаров.

Прибыль посредника определяется с использованием процента рен­табельности к издержкам обращения. Издержки обращения – соб­ственные затраты посредника (например, плата за аренду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара). Расходы, связанные с закупкой товара, в издержки обращения не входят.

Пример. С учетом условий предыдущего примера определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная приемлемая для них рентабель­ность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги – 18%. Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравне­нием, приняв за х максимально допустимые издержки обращения: х + х∙0,15 + (х + 0,15×х)∙0,18 = 1,6; х = 1,18 (руб.).

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Пример. Посредник реализует товар торговой организации. С учетом указанных выше условий эта реализация будет проведена по цене 13 руб. (11,4 +1,6). Тогда розничная цена при предельно допустимом уровне торговой надбавки в 20% соста­вит 15,6 руб. (13+ 0,2* х*13).

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок.

Первые являются вознаграждением за посредни­ческие услуги, а ценовые скидки и надбавки – инструменты стимулирования сбыта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи ценообразования | Затратные методы ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.