Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Содержание образования, его структура




Содержание образования, его структура.

План:

1. Сущность содержания образования.

2. Государственный стандарт общего среднего образования.

3. Структура изложения содержания учебного процесса.

1. Сущность содержания образования.

 

Образование в «Законе об образовании РФ» трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Под содержанием школьного образования понимают систему знаний, умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения учебных предметов.

На содержания образования оказывает влияние ряд факторов:

ü потребности общества

ü изменения в социальной сфере общества

ü субъективное влияние учителя на содержание образования посредством методов, приверженцами которых он является.

В государственных документах определены общие основы школьно образования:

ü гуманизация;

ü интеграция;

ü дифференциация;

ü направленность на всестороннее развитие личности и форми­рование гражданина;

ü научная и практическая значимость;

ü соответствие сложности образования возрастным возможностям;

ü широкое применение новых информационных технологий.

 

2. Государственный стандарт общего среднего образования.

Разработка содержания основывается на государственном
стандарте общего среднего образования.
Государственный стандарт отражает общественный идеал образования вместе с реальными возможностями системы образования.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, на­ционально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, со­блюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в сис­тему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит норма­тивы в области родного языка и литературы, истории, гео­графии, искусства, трудовой подготовки и др. Они отно­сятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образо­вательного учреждения.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:

1) общеобразовательный характер учебного материала;

2) гражданская и гуманистическая направленность содер­жания;

3) связь учебного материала с практикой перемен в обще­стве;

4) основообразующий и системообразующий характер ма­териала;

5) интегративность изучаемых курсов;

6) гуманитарно-этическая направленность содержания об­разования;

7) развивающий характер учебного материала;

8) взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

9) эстетические аспекты содержания образования.

Государственный стандарт включает:

ü базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном на­полнении по годам обучения и его структуре;

ü образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов как содержательная конкретизация целей общеобразовательной подготовки;

ü государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы).

Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и содержание каждого предмета состоит из двух частей — инвариантного (неизменяемого) ядра ивариативной части, ко­торая систематически обновляется и пересматривается.

 

3. Структура изложения содержания учебного процесса.

 

Содержание учебного процесса может иметь разную структуру
изложения.

Наиболее распространенные:

ü линейная — отдельные части учебного материала образуют не­прерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз;

ü концентрическая — предполагает возвращение к изучаемым знаниям;

ü спиральная — ученики постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

ü Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позво­ляет маневрировать при организации содержания, излагать от­дельные его части различными способами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.