КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Содержание образования, его структура
Содержание образования, его структура. План: 1. Сущность содержания образования. 2. Государственный стандарт общего среднего образования. 3. Структура изложения содержания учебного процесса. 1. Сущность содержания образования.
Образование в «Законе об образовании РФ» трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под содержанием школьного образования понимают систему знаний, умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения учебных предметов. На содержания образования оказывает влияние ряд факторов: ü потребности общества ü изменения в социальной сфере общества ü субъективное влияние учителя на содержание образования посредством методов, приверженцами которых он является. В государственных документах определены общие основы школьно образования: ü гуманизация; ü интеграция; ü дифференциация; ü направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина; ü научная и практическая значимость; ü соответствие сложности образования возрастным возможностям; ü широкое применение новых информационных технологий.
2. Государственный стандарт общего среднего образования. Разработка содержания основывается на государственном В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся: 1) общеобразовательный характер учебного материала; 2) гражданская и гуманистическая направленность содержания; 3) связь учебного материала с практикой перемен в обществе; 4) основообразующий и системообразующий характер материала; 5) интегративность изучаемых курсов; 6) гуманитарно-этическая направленность содержания образования; 7) развивающий характер учебного материала; 8) взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов; 9) эстетические аспекты содержания образования. Государственный стандарт включает: ü базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре; ü образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов как содержательная конкретизация целей общеобразовательной подготовки; ü государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы). Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и содержание каждого предмета состоит из двух частей — инвариантного (неизменяемого) ядра ивариативной части, которая систематически обновляется и пересматривается.
3. Структура изложения содержания учебного процесса.
Содержание учебного процесса может иметь разную структуру Наиболее распространенные: ü линейная — отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз; ü концентрическая — предполагает возвращение к изучаемым знаниям; ü спиральная — ученики постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. ü Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |