КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Основные документы, определяющие содержание образование
Основные документы, определяющие содержание образование. План: 1. Сущность содержания образования. 2. Документы, отражающие содержание образования.
1. Сущность содержания образования. Образование в «Законе об образовании РФ» трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под содержанием школьного образования понимают систему знаний, умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения учебных предметов.
2. Документы, отражающие содержание образования. Содержание учебного процесса определяется учебными плана- Учебный план — это документ, составленный на основе государственного стандарта общего среднего образования и определяющий: ü продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; ü полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе; ü распределение предметов по годам обучения; ü количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; ü количество часов в неделю на изучение каждого предмета. Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом ü типа школы, ü возрастных возможностей детей, ü объема учебного времени, ü соблюдения принципов последовательности и доступности. Самостоятельный выбор школами учебных планов - шаг к демократизации и гуманизации. Учебный план школа утверждает на совместном заседании педагогического и родительского советов. Индивидуальное обучение школьников осуществляется по отдельным учебным планам. На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит: ü пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; ü тематическое содержание изучаемого материала; ü ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; ü перечень основных элементов содержания; ü указания по реализации межпредметных связей; ü перечень учебного оборудования и наглядных пособий; ü рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения в соответствии с интересами и возможностями учеников. Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики. Исследуя проблемы написания школьных учебников, Д.Д. Зуев выделил следующие их функции: ü мотивационная — заключается в создании стимула к изучению, предмета (обоснование значимости изучаемого материала, яркие и интересные иллюстрации примеры, оригинальные задания и др.); ü информационная — обеспечивает детей необходим и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развит и практического освоения мира; ü трансформационная — состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным дли детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения; ü систематизирующая — реализует требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета; ü закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля — проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов; ü интегрирующая — состоит в том, что учебник помогает ученику соединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом; ü координирующая — способствует привлечению в процессе работы над материалом учебника разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натуральные объекты); ü развивающе-воспитательная — заключается в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность и др.; ü обучающая — проявляется в том, что работа с учебником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания. В структуру учебника входит текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д. Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. К учебнику предъявляют следующие требования: ü должен содержать изложение основ науки, представленной в данном учебном предмете; ü организовывать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учить учиться; ü отражать в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета; ü быть информативным, энциклопедичным, связывать учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству; ü быть кратким, лаконичным, конкретным, оснащенным основным фактическим материалом, содержать обобщенный материал; ü быть доступным учащимся, ориентированным на особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности; ü излагать материал, давать ясные и четкие формулировки основных положений и выводов; ü язык должен быть образным, изложение увлекательным с элементами проблемности; ü быть оформленным в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе над ним; ü должен иметь продуманную методическую организацию внетекстового материала; ü быть красочным, снабженным необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |