Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Основные документы, определяющие содержание образование




Основные документы, определяющие содержание образование.

План:

1. Сущность содержания образования.

2. Документы, отражающие содержание образования.

 

1. Сущность содержания образования.

Образование в «Законе об образовании РФ» трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Под содержанием школьного образования понимают систему знаний, умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения учебных предметов.

 

2. Документы, отражающие содержание образования.

Содержание учебного процесса определяется учебными плана-
ми, учебными программами по предметам и фиксируется в
учебных книгах, электронных накопителях информации.

Учебный план — это документ, составленный на основе государственного стандарта общего среднего образования и определяющий:

ü продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

ü полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;

ü распределение предметов по годам обучения;

ü количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

ü количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составля­ют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом

ü типа школы,

ü возрастных возможностей детей,

ü объема учебного времени,

ü соблюдения принципов последовательности и доступности. Самостоятельный выбор школами учебных планов - шаг к демо­кратизации и гуманизации.

Учебный план школа утверждает на совместном заседании педагогического и родительского советов. Индивидуальное обучение школьников осуществляется по от­дельным учебным планам.

На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:

ü пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, реко­мендуемых формах и методах обучения;

ü тематическое содержание изучаемого материала;

ü ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов;

ü перечень основных элементов содержания;

ü указания по реализации межпредметных связей;

ü перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

ü рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процессов дифференциации разрабаты­ваются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одно­временно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения в соответствии с интересами и возможностями учеников.

Учебник — книга, излагающая основы научных зна­ний по определенному учебному предмету в строгом со­ответствии с целями обучения, установленными програм­мой данного учебного предмета и требованиями дидактики.

Исследуя проблемы написания школьных учебников, Д.Д. Зуев выделил следующие их функции:

ü мотивационная — заключается в создании стимула к изучению, предмета (обоснование значимости изучаемого материала, яркие и интересные иллюстрации примеры, оригинальные задания и др.);

ü информационная — обеспечивает детей необходим и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развит и практического освоения мира;

ü трансформационная — состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особен­ностей и дидактических требований, становится до­ступным дли детей, не исключая проблемности, воз­можности его творческого усвоения;

ü систематизирующая — реализует требование обяза­тельного систематичного и последовательного изло­жения материала в логике учебного предмета;

ü закрепления материала и осуществления детьми са­моконтроля — проявляется в том, что учебник пре­доставляет возможность повторного изучения, про­верки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности ус­военных правил, законов, выводов;

ü интегрирующая — состоит в том, что учебник помо­гает ученику соединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом;

ü координирующая — способствует привлечению в про­цессе работы над материалом учебника разнообраз­ных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натуральные объекты);

ü развивающе-воспитательная — заключается в духов­но-ценностном влиянии содержания учебника на де­тей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная актив­ность и др.;

ü обучающая — проявляется в том, что работа с учеб­ником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, вы­деления главного, логического запоминания.

В структуру учебника входит текст как главный ком­понент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д. Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетексто­вым компонентам относятся: аппарат организации усвое­ния (вопросы и задания, памятки или инструктивные ма­териалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к ил­люстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, вклю­чающий предисловие, примечания, приложения, оглавле­ние, указатели.

К учебнику предъявляют следующие требования:

ü должен содержать изложение основ науки, представ­ленной в данном учебном предмете;

ü организовывать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учить учиться;

ü отражать в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета;

ü быть информативным, энциклопедичным, связывать учебный материал с дополнительной и смежной ли­тературой, побуждать к самообразованию и творче­ству;

ü быть кратким, лаконичным, конкретным, оснащен­ным основным фактическим материалом, содержать обобщенный материал;

ü быть доступным учащимся, ориентированным на осо­бенности их интересов, восприятия, мышления, па­мяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности;

ü излагать материал, давать ясные и четкие формулировки основных положений и выводов;

ü язык должен быть образным, изложение увлекательным с элементами проблемности;

ü быть оформленным в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфичес­кими требованиями к восприятию материала и рабо­те над ним;

ü должен иметь продуманную методическую организацию внетекстового материала;

ü быть красочным, снабженным необходимыми иллю­страциями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фо­тографий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.