КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 11. Урок как основная форма организации процесса обучения
Урок как основная форма организации процесса обучения. Типы и структура уроков.
План: 1. Урок как основная форма организации процесса обучения. 2. Требования к уроку.
1. Урок как основная форма организации процесса обучения.
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения.
2. Требования к уроку. Эффективность урока во многом зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: ü Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса. ü Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. ü Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. ü Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. ü Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. ü Мотивация и активизация развития всех сфер личности. ü Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. ü Эффективное использование педагогических средств. ü Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. ü Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. ü Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания. ü Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: ü четкое определение образовательных задач каждого урока, ü рационализация информационного наполнения урока, ü оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, ü внедрение новейших технологий познавательной деятельности, ü рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, ü творческий подход к формированию структуры урока, ü сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся, ü обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления, ü научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают: ü определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, ü формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, ü постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, ü воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, ü формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., ü внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, ü сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах. К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: ü формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, ü изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития», ü проведение учебы на «опережающем» уровне, ü стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии, ü прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, ü оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарногигиенические, этические и т. д.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |