Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение осуществляется в определенных организационных формах. Вспомогательные формы организации обучения

Вспомогательные формы организации обучения.

Лекция № 13

План:

1. Организационные формы обучения

2. Вспомогательные формы

 

1. Организационные формы обучения

 

Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

 

2. Вспомогательные формы

 

В современной школе используются и другие формы, называе­мые по-разному — вспомогательными, внеклассными, вне­урочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

ü консультации,

ü дополнительные занятия,

ü инструктажи,

ü кружковые занятия,

ü клубная работа,

ü внеклассное чтение,

ü домашняя самостоятельная работа учеников и др.

Часть из дополнительных форм развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, кон­сультации, домашняя работа, учебные конференции, до­полнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом воз­раста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Экскурсияэто специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной об­разовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п.

Как и урок, она предполагает особую организацию вза­имодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, де­монстрация и другие методы.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии мож­но классифицировать как производственные, природоведче­ские, краеведческие, литературные, географические и т.п. По образовательно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педа­гогического процесса — вводными или предваряющими, те­кущими (сопровождающими) и итоговыми.

Дополнительные занятия и консультации проводят­ся с отдельными учащимися или группой учащихся с це­лью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, для удовлетворения повышенного интереса к учеб­ному предмету.

На дополнительных занятиях учителя практикуют раз­личные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяс­нение темы.

С дополнительными занятиями тесно связаны консуль­тации. В отличие от первых, они, как правило, эпизодиче­ские, поскольку организуются по мере необходимости.

Различают текущие, тематические и обобщающие (на­пример, при подготовке к экзаменам или зачетам) консуль­тации.

Необходимость домашней работы учащихся обуслов­лена не столько решением чисто дидактических задач (за­крепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самосто­ятельной работы и подготовки школьников к самообразо­ванию.

Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство от­ветственности за порученное дело, вырабатывая аккурат­ность, усидчивость, развивая другие ценные качества.

Учебная конференция является довольно действенной формой организации педагогического процесса, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы. Она требует большой подготовительной рабо­ты (проведение наблюдений, обобщение материалов экс­курсий, постановка опытов, изучение литературных источ­ников и т.п.). Конференции могут проводиться по всем учеб­ным предметам и в то же время выходить далеко за рамки учебных программ.

В старших классах используется лекция — адаптирован­ная к условиям школы основная форма лекционно-семинар-ской системы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дис­циплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока-сообще ния новых знаний. В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжитель­нее по времени. Она может занимать урочное время цели­ком. Обычно лекция используется, когда учащимся необ­ходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэто­му она требует записи.

Семинары и практикумы. Семинарские занятия про­водятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме.

Сущность семинаров заключается в коллективном об­суждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, ос­новная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом.

Практикумы или практические занятия применяют­ся при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготов­ки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учеб­ных кабинетах и на учебно-опытных участках и т.д.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная зада­ча — углубление и расширение знаний, развитие способно­стей и интересов учащихся. Факультатив работает по опре­деленной программе, которая не дублирует учебную. Эф­фективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоя­тельной работы учащихся (практические, реферативные ра­боты, проведение небольших исследований, обсуждение докладов учащихся и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы и структура уроков | Лекция 14
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.