КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и структура уроков
Лекция 12
План: 1. Урок как основная форма организации процесса обучения. 2. Типы и структура уроков.
1. Урок как основная форма организации процесса обучения.
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. 2. Типы и структура уроков Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.). Выделяются следующие типы уроков: ü изучения новых знаний; ü формирования новых умений; ü обобщения и систематизации изученного; ü контроля и коррекции знаний, умений; ü практического применения знаний, умений; ü комбинированные (смешанные). Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний — это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих - практикуется и то и другое. На уроках формирования новых умений учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения учащимися учебного материала. Урок обобщения и систематизации изученного проводится с целью оптимизации и закрепления знаний по пройденной теме или разделу учебного предмета. Такой урок особенно важен в период итогового повторения, во время подготовки к экзаменам. Уроки контроля и коррекции знаний, умений позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Уроки практического применения знаний, умений предназначены для организации практической деятельности детей. В практике работы школы наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным. Кроме перечисленных типов урока в практике школы применяются также интегрированные и нестандартные уроки Интегрированный урок (от лат. "полный", "целостный") - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Например: "уроки - деловые игры", "Уроки - аукционы", "Уроки — конкурсы" и т.п.
В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Общими элементами являются: ✓ организация начала урока; ✓ проверка усвоения изученного материала; ✓ подготовительная работа к изучению нового; ✓ постановка цели и задач урока; ✓ объяснение нового материала; ✓ закрепление; ✓ повторение; ✓ подведение итогов урока; ✓ учебное домашнее задание. Соответствующий данному перечню тип урока носит название комбинированного, или смешанного. Каждый из перечисленных структурных элементов урока преследует свои задачи. Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке. Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего задания ) -традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. Прежде всего учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности. Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков. Постановка цели и задач урока: уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие. Объяснение, научное изложение содержания учебного материала — важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. Объяснение может включаться в другие части урока, например, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила. Закреплени е как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования определенных учебных умений и навыков. Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий. Подведение итогов урока — это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями. Сообщение домашнего задания, данный этап предназначен для разъяснения основных идей и способов выполнения домашнего задания.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |