Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Коллек­тивное творческое дело (КТД)

Коллек­тивное творческое дело (КТД). Стадии, виды. Методика проведения.

План:

1. Сущность КТД

2. Стадии, виды

3. Методика проведения.

1. Сущность КТД

На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (КТД), родившаяся в середине 60-х годов XX века в городе Ленинграде. Ее автор - известный педагог И.П. Ива­нов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого.

Почему КТД?

Дело (а не мероприятие) — это общая ра­бота, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива.

Оно — коллективное, так как планируется, гото­вится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками.

Оно — творческое, потому что, планируя и осу­ществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, кол­лектив всегда создает свой вариант.

 

2. Стадии, виды

В зависимости от содержания деятельности выделяются несколько видов КТД:

1. организационные (выборы, перевыборы актива, знакомство) - целью является развитие самоуправления в группе.

2. познавательные (викторины, брейн-ринги, КВН, вечер неразгаданных тайн, защита фантастических проектов и т.д.) - целью является активизация познавательного интереса и развитие коллективных отношений.

3. трудовые (трудовой десант, трудовая атака, подарок далёким друзьям) - целью является упражнение в бескорыстии.

4. художественные дела (концерт-молния, кольцовка песен, литературно-художественные конкурсы) - целью является развитие художественно-эстетических вкусов и творческих способностей детей и сплочение коллектива.

5. спортивные дела (весёлая спартакиада, спартакиада народных игр; папа, мама и я - спортивная семья) - целью является воспитание стремления к здоровому образу жизни и сплочение коллектива.

Есть и другие.

При всём многообразии в организации любого КТД можно выделить общие черты:

1. В ходе подготовки КТД выбирается временный орган самоуправления детей - совет дела.

2. Организация и проведение КТД проходит в несколько этапов..

 

Рассмотрим логику организации дела, состоящую из шести последовательных этапов (или стадий).

I этап— предварительная работа воспитателей предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллек­тива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, что­бы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он изби­рает различные формы: беседу, организацию рекламы или игро­вого поиска в выборе дела.

II этап — коллективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п. Педа­гог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельнос­ти и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать, выслушивать и т.п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5 — 8 человек, поскольку это наиболее рациональный состав, что­бы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), су­меть отобрать наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллекти­ве определяют совет дела — инициативную группу, которая воз­главит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ре­бенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Со­вет дела принимает на себя организаторские функции, распреде­ляет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.

III этап — коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складывают­ся между ними. Организаторская самостоятельность предоставля­ется совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней спра­виться.

IV этап-— проведение дела. Все члены коллектива — и дети, и
взрослые — выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Проис­ходит совместное проживание события, при котором для коллек­тива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопережи­вания.

V этап — коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать при­чины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в буду­щем, тем самым получая опыт управления. Педагог задает необхо­димый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конст­руктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех,
кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, анализирует выполнение организаторской роли, отмечает, что уда­лось и кто этому способствовал, высказывает пожелания совету следующего дела. Обсуждение должно быть откровенным, и педа­гог выбирает, что предложить ребятам: разговор в кругу, анкету о проведенном деле или высказывание в какой-то другой форме.

VI этап — ближайшее последействие способствует осознанию коллекти­вом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие пла­ны коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового дела.

Таблица 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Формы воспитательной работы | Этапы КТД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.