КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9. Коллективное творческое дело (КТД)
Коллективное творческое дело (КТД). Стадии, виды. Методика проведения. План: 1. Сущность КТД 2. Стадии, виды 3. Методика проведения. 1. Сущность КТД На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (КТД), родившаяся в середине 60-х годов XX века в городе Ленинграде. Ее автор - известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого. Почему КТД? Дело (а не мероприятие) — это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно — коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант.
2. Стадии, виды В зависимости от содержания деятельности выделяются несколько видов КТД: 1. организационные (выборы, перевыборы актива, знакомство) - целью является развитие самоуправления в группе. 2. познавательные (викторины, брейн-ринги, КВН, вечер неразгаданных тайн, защита фантастических проектов и т.д.) - целью является активизация познавательного интереса и развитие коллективных отношений. 3. трудовые (трудовой десант, трудовая атака, подарок далёким друзьям) - целью является упражнение в бескорыстии. 4. художественные дела (концерт-молния, кольцовка песен, литературно-художественные конкурсы) - целью является развитие художественно-эстетических вкусов и творческих способностей детей и сплочение коллектива. 5. спортивные дела (весёлая спартакиада, спартакиада народных игр; папа, мама и я - спортивная семья) - целью является воспитание стремления к здоровому образу жизни и сплочение коллектива. Есть и другие. При всём многообразии в организации любого КТД можно выделить общие черты: 1. В ходе подготовки КТД выбирается временный орган самоуправления детей - совет дела. 2. Организация и проведение КТД проходит в несколько этапов..
Рассмотрим логику организации дела, состоящую из шести последовательных этапов (или стадий). I этап— предварительная работа воспитателей предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он избирает различные формы: беседу, организацию рекламы или игрового поиска в выборе дела. II этап — коллективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать, выслушивать и т.п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5 — 8 человек, поскольку это наиболее рациональный состав, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллективе определяют совет дела — инициативную группу, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания микрогруппам. III этап — коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними. Организаторская самостоятельность предоставляется совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней справиться. IV этап-— проведение дела. Все члены коллектива — и дети, и V этап — коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, VI этап — ближайшее последействие способствует осознанию коллективом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового дела. Таблица 1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |