Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные группы




 

15.1 Группа как социально-психологический феномен. Классификация малых и больших групп.

15.2 Лидерство и руководство в группах.

 

Понятие социальной группы является ключевым в социальной психологии. Социальная жизнь человека организована так, что ему мало, что удается сделать в одиночку. Любая совокупность людей в совместной деятельности может рассматриваться как социальная группа. В процессе онтогенеза человек проходит несколько социальных групп. Самая главная – семья, затем группа детского сада, школьный класс, студенческая группа, профессиональный коллектив.

Социальная группа - совокупность людей, связанная системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. У членов группы, как правило, общие цели, общие нормы, совместная деятельность, общая среда.

Основные признаки социальной группы:

- характерные психологические характеристики,

- наличие основных параметров,

- согласованная деятельность индивидов,

- наличие определенных отношений,

- действие группового давления.

Функции группы:

- функция социализации – заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в определенную социальную среду. Близкой по своему содержанию к функции социализации является нормативная функция, проявляющаяся в том, что группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций человека;

- инструментальная функция – состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности возможно выполнять лишь совместно с другими людьми в группах. Например, отряд спасателей, конвейерная бригада. Такие группы называются также группами, ориентированными на задачу;

- экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

- поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях;

- сравнительная функция группы заключается в том, что группа может выступать в качестве эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других.

К характерным психологическим характеристикам группы относятся: групповые нормы. Психологический климат в коллективе, общественное мнение, общие интересы и другие. Эти характеристики формируются с возникновением и развитием группы и они влияют на развитие отдельной личности.

Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы (численность группы, её возрастной и половой состав и т.д.). Структура группы определяется её функциями, например если описывать школьный класс, то его структура определяется успеваемостью, наличием лидеров, межличностными отношениями. К групповым процессам относятся динамические, меняющиеся показатели группы (организованность, сплоченность, руководство – динамика развития этих процессов).

Одним из наиболее важных признаков социальной группы является способность его членов к согласованным действиям. Степень согласованности определяется уровнем развития группы, деятельности лидера, социальной ситуации. Личность одновременно является членом нескольких социальных групп (членом семьи, членом студенческой группы, членом футбольной команды, членом профессионального коллектива) и в каждой группе она усваивает определенную социальную роль.

Между членами группы устанавливаются определенные отношения, которые могут быть формальные и неформальные (межличностные).

На каждого члена группы действует групповой давление, которой формирует его взгляды, адаптирует его к группе. Если давление непосильно велико для личности, человек может покинуть данную социальную группу. В процессе такого давления формируется конформность (конформность – подобный, сообразный – это податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и жизненных установок).

По количеству человек выделяют большие и малые группы. В малой группе участники лично знают друг друга. Малую группу отличает относительная структурная простота. В малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Следует рассмотреть понятие референтной группы. Если человек ориентирован на нормы, ценности и мнение членов группы, то она выступает для него как референтная группа.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные. Группа формальная или официальная – имеет юридически фиксированный статус, имеет нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство (комиссии, группа консультантов и т.д.). Неформальная группа – не имеет юридически фиксированного статуса, добровольное объединение людей на основе их интересов (дружеские компании, ансамбли, кружки технического творчества и т.д.).

 

Классификация малых групп. Малая группа – группа, состоящая из двух или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Выбор определения малой группы связан с вопросом о её размерах. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Большинство ученых склонны считать, что малая группа начинается с диады, хотя при этом обращается внимание на «усеченный» характер внутригрупповых отношение в микрообщности, не отражающий всей полноты межличностных связей, наблюдающихся в больших по объему малых группах. Что же касается верхнего количественного предела малой группы (максимально возможного её объема), то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся. Однако значительное большинство считает цифру 20. Если же рассматривать количественный состав малой группы с позиции оптимума в управлении, то многие специалисты придерживаются мнения, что наиболее управляемая это группа из 5-9 человек. С увеличением же её объема до 12 человек увеличивается число подгрупп и соответственно усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» (организованные) и «неформальные» (спонтанные), 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак — непосредственность контактов. Вторичные группы не имеют непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.

Второе деление малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияние группы на систему его установок. Такая классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.

Группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций. В таком случае речь идет всего лишь о группе членства. Возможно, однако, существование группы иного типа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки. Причем делает это вне зависимости от членства в данной конкретной группе. Здесь мы говорим о референтной группе.

Эффективность групповой деятельности. Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности.

Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.

Психологические особенности больших социальных групп.

Итак, что же такое «большая социальная группа» - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Общие признаки больших социальных групп:

- наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции);

- образ жизни группы – определенное единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы;

- наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определенного жанра (профессионального, возрастного и т.д).

Влияние большой социальной группы на сознание её представителей осуществляется двумя путями:

- через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-психологическими условиями жизни всей группы;

- через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.

Классификация больших групп. Среди больших групп выделяютестественные большие группы, возникновение которых обусловлено развитием общества. К ним относятся классы, этнические группы. К большим группам относят и стихийно возникшие, кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория).

Под классами в социальной психологии понимают большие организованные группы людей, различающаяся по их месту в исторически определенной системе общественного производства. По их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли относится такое явление, как «психический склад» - некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа.

Для описания психологических особенностей социальных классов используют такие понятия, как социальный характер, привычки, обычаи и традиции класса. Социальный характер проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Привычки, обычаи и традиции класса – это регуляторы социального поведения и деятельности членов социальной группы. В реальности представители всякого класса объединены в большое количество многочисленных и разнообразных малых социальных групп. Но значимый репертуар поведения не задается непосредственно этими малыми группами. Проявление или не проявление тех или иных индивидуальных психологических особенностей зависит от характера жизненных ситуаций личности, которые определяются принадлежностью к конкретной большой социальной группе.

Под этносом обычно понимают социальную общность, исторически сложившуюся на определенной территории, осознающую свое этническое единство и обладающую относительно стабильными особенностями культуры. В том числе общим языком. Этническая принадлежность человека является значимым фактором его психического развития, так как она фиксирует определенные характеристики микросреды, в которой формируется личность. Усвоение этнического опыта является важнейшим элементом социализации. К системообразующим компонентам этнической психологии, как правило, относят: этническое самосознание, национальный (этнический) характер, темперамент, а также традиции и обычаи. К эмоциональной сфере психологии этнических групп относятся этнические чувства.

Этническое самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Оно проявляется в идеалах, взглядах, мнениях, чувствах. Этнический характер представляет собой фиксацию типических черт, проявляющихся наиболее отчетливо.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

 

Лидерство и руководство в группах.

Лидерство и руководство в малых группах. При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологи. Отличие понятий лидер и руководитель: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2)лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается; 3) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 4) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 5) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры. Стили руководства: авторитарный, демократичный и попустительский

 

ЛЕКЦИЯ 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.