Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8: Прибыль и рентабельность гостиничного хозяйства




Вопросы:

1. Экономическая природа прибыли гостиничного хозяйства.

2. Порог рентабельности: сущность и методика его определения в гостиничном хозяйстве.

3.. Распределение и использование прибыли предприятия

4. Рентабельность гостиничного хозяйства, методика ее определения

5. Анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства

6. Планирование прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства

 

№1.Экономическая природа прибыли гостиничного хозяйства.

Деятельность гостиничного комплекса в целом и его структурных подразделений (в том числе ресторанного хозяйства), отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить прибыль. Прибыль в условиях рынка это конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.

В рыночных условиях гостиничный комплекс и его структурные подразделения

осуществляют свою производственно-эксплуатационную деятельность на основе самоокупаемости затрат на производство и на реализацию продукции и услуг. Чтобы

обеспечить устойчивое развитие и дальнейшее расширенное воспроизводство в процессе эксплуатационной деятельности гостиничного комплекса, выручка от реализации продукции и услуг должна превышать расходы, т.е. гостиничный комплекс дол-

жен получить прибыль.

Прибыль в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения. Как результативный (оценочный) показатель она характеризует эффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами. В гостиничном хозяйстве прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции и услуг гостиницы. Из приведенного определения следует, что происхождение прибыли.связано с получением выручки от реализации продукции и услуг по ценам, установившимся на основе спроса и предложения.

Прибыль позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль, а общество использует для развития экономики страны. Экономические интересы предприятия удовлетворяются за счет чистой прибыли (прибыли после уплаты налогов). За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Экономические интересы работников связаны с материальным стимулированием и социальными выплатами, источником которых является чистая прибыль предприятия. Собственники также заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, так как увеличатся их дивиденды и капитал.

Прибыль выполняет ряд функций, среди которых можно выделить распределительную, стимулирующую и оценочную.

Сущность распределительной функции состоит в том, что прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода на части, которые аккумулируются в бюджетах разных уровней и остаются в распоряжении коммерческой организации (предприятия).

Значение стимулирующей функции заключается в том, что прибыль является источником формирования различных фондов стимулирования деятельности предприятия, собственника. От оценочной функции зависит хозяйственная деятельность,

рост или снижение ее объемов, успех или неудача в предпринимательской деятельности.

Источники образования прибыли в рыночной экономике многочисленны, они связаны между собой и выделить чистое их содержание представляется сложным.

В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации товара и услуги, основанной на привлечении прежде всего труда и капитала. Кроме того, источниками образования прибыли выступают предпринимательская способность, внедрение различных инноваций, достижение оптимальных объемов деятельности, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств доказано, что прибыль предприятия возрастает при экономии постоянных издержек (эффект производственного или операционного рычага) и растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам не будет ниже рентабельности вложенного капитала (эффект финансового рычага).

Прибыль тесно связана с жизненным циклом предприятия. Оценка жизненных циклов с позиции прибыльности предприятия показывает, что она должна за период с «рождения» до «зрелости» достичь максимальной прибыли, а на стадии «выживания» обеспечить поиск новшеств, способствующих «омолаживанию» предприятия.

Различают следующие виды прибыли:

Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли.

Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы гостиничного комплекса отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за год. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций гостиничного комплекса и включает следующие элементы: прибыль от реализации товаров, продукции и услуг; финансовые результаты по прочим операциям; финансовые результаты по внереализационным операциям.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия.

В зависимости от порядка определения различают балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из балансовой прибыли. При этом облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, полученную от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход. Прибыль от дивидендов и приравненных к ним доходов определяется как разность между полученными дивидендами и приравненными к ним доходами и налогом на доходы. Облагаемая налогом прибыль также уменьшается на сумму исчисленного налога на недвижимость за основные фонды. Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских работ; на сумму прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного на-

значения (в том числе жилищного строительства), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При этом общая сумма льготируемой прибыли, используемая на вышеперечисленные мероприятия, не может превышать 50 % балансовой прибыли.

Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

Реальная прибыль это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции. Она характеризует реальную покупательную способность чистого дохода, полученного гостиничным комплексом В зависимости от размера прибыли различают минимальную, нормальную и максимальную прибыль.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель перемещаются в другую сферу. «Бегство капитала» из низкорентабельной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности. Если спрос на данные товары и услуги постоянен, самый меньший по массе капитал может получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной отрасли деятельности получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей, и тем самым уровень прибыли снизится до нормального.

Максимальная прибыль связана с реализацией целей поведения предприятия на рынке. Предприятие, которое ставит целью максимизировать прибыль, должно, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятельности, а с другой рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально

возможную прибыль.

2. Порог рентабельности: сущность и методика его определения в гостиничном хозяйстве

Механизм управления прибылью гостиничного и ресторанного хозяйства предполагает определение «порога рентабельности» (критической точки, точки безубыточности, точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т.д.). В экономической литературе дано следующее определение этого понятия.

Порог рентабельности это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не и прибыли. Результат от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

 

№3.Распределение и использование прибыли предприятия

Прибыль выступает основным источником финансирования производственного развития предприятия, социальных гарантий трудового коллектива, материального стимулирования работников, поэтому система ее распределения и использования имеет важное значение для субъектов хозяйствования.

Действующий порядок распределения прибыли заключается в том, что предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

Общим для всех предприятий независимо от форм собственности является распределение прибыли в соответствии с действующим законодательством, уставом и коллективным договором на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций. Кроме того, предприятия могут создавать фонд риска и фонд выкупа имущества и расходовать прибыль на другие цели.

Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: капитальных вложений, модернизации оборудования, нового строительства, реконструкции, приобретения оборудования, для погашения долгосрочных ссуд и процентов по ним, пополнения собственных оборотных средств, погашения расходов, связанных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг, финансирования культурно-просветительной и оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей, содержания оздоровительных лагерей и др. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения оборудования, оборотных средств и т.п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущества предприятия, увеличения собственных его средств.

Фонд потребления представляет собой источник средств, зарезервированных хозяйствующим субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива.

Резервный фонд создается акционерными обществами, кооперативами, товариществами, и другими хозяйствующими субъектами. Он может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Акционерное общество дополнительно зачисляет в резервный фонд эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость.

Планирование распределения прибыли предприятия осуществляется в следующей последовательности:

вначале определяется потребность в прибыли по направлениям ее использования

(для развития материально-технической базы; сохранения финансовых резервов;

погашения кредитов и уплаты процентов по ним; финансирования деятельности

объединений, ассоциаций, концернов, членом которых является данное предприятие; выплаты дивидендов и на другие цели).

Затем сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению.

 

№4.Рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства, методика ее определения

Для оценки эффективности работы гостиничного и ресторанного хозяйства недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы.

В том отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.

Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.). При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью.

Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности гостиничного хозяйства. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

Существуют показатели рентабельности, методология расчета которых однотипна в гостиничном. Это относится к таким показателям, как рентабельность капитала, рентабельность основных и оборотных фондов, рентабельность ресурсов, рентабельность текущих затрат (издержек), рентабельность фонда заработной платы.

В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основных показателей

рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровне экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной

целью и эффектом является получение не просто прибыли, а определенной массы

прибыли на вложенный капитал.

 

№5.Анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства

Экономический анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства предшествует планированию этих показателей и является одним из первых этапов процесса планирования.

Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия и его последовательность:

анализ достигнутого объема прибыли, оценка степени выполнения плана и источников формирования балансовой прибыли;

вычисляют абсолютное и относительное изменение прибыли по сравнению с плановым заданием;

анализируют источники формирования балансовой прибыли, их изменение по сравнению с планом;

анализ объема балансовой прибыли и источников формирования в динамике;

проводят анализ динамики прибыли за 3-5лет. Вычисляют абсолютное и относительное изменение прибыли;

изучают в динамике источники формирования балансовой прибыли;

анализ факторов, влияющих на балансовую прибыль;

определяют влияние объема реализованных услуг;

изучают влияние затрат;

определяют влияние изменения цен на услуги;

определяют влияние суммы налогов и отчислений из выручки;

анализ объема и динамики чистой прибыли и факторов, влияющих на ее величину;

определяют объем чистой прибыли и ее изменение по сравнению с планом и в

динамике;

анализируют влияние факторов на изменение чистой прибыли;

анализ достигнутого уровня рентабельности;

вычисляют изменение рентабельности по сравнению с планом;

проводят оценку факторов, влияющих на рентабельность;

анализ динамики рентабельности;

определяют изменение рентабельности в динамике за 3—5 лет;

вычисляют факторы, влияющие в динамике на изменение рентабельности;

анализ направлений использования чистой прибыли;

определяют направления и структуру использования чистой прибыли;

определение резервов роста прибыли и рентабельности;

выявляют резервы роста прибыли и рентабельности за счет факторов.

 

№6.Планирование прибыли и рентабельности гостиничного и ресторан-ного хозяйства

В процессе разработки плана прибыли могут быть использованы следующие

методы:

расчетно-аналитический;

прямого счета;

экономико-статистические;

экономико-математические;

метод определения прибыли на вложенный капитал;

метод максимизации прибыли за счет эффекта производственного рычага и др.

В основе механизма управления прибылью и многих методов планирования

прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками. Причем важное значение для максимизации планируемой прибыли имеет величина постоянных и переменных издержек.

Во-первых, классификация затрат на переменные и постоянные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов.

Во-вторых, эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений.

В финансовом менеджменте существует явление, которое получило название «эффект производственного (или операционного) рычага». Суть этого эффекта

состоит в том, что любое изменение выручки от реализации услуг (валового дохода)

порождает еще более сильное изменение прибыли.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.