Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления рыночных преобразований




 

Как показывает практика, в любом постсоциалистическом государстве, ставшем на путь перехода к рынку, существуют свои концепции и программы решения главных задач трансформационной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

– либерализация экономики;

– реформирование отношений собственности;

– стабилизация экономики;

– реструктуризация (структурная перестройка) экономики;

– интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.

Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.

Либерализация означает отказ от государственного регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства.

Роль либерализации заключается в возможности ликвидации двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также либерализация внутренней и внешней торговли.

Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой, в том числе и в Беларуси, после освобождения цен наблюдались высокий уровень инфляции, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных государств показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестированию. Поэтому правительства вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации народного хозяйства, которая призвана устранить резкие колебания освобожденных цен и сформировать устойчивые финансовые отношения.

Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности, которая, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих преобразований зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Необходимость реформирования обусловлена коренными различиями отношений собственности в рыночной и командной экономике и разным статусом собственников. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности, в командной же господствуют только один субъект — государство и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют наличия четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой конкретности нет. Из сказанного следует, что переход от сложившейся в социалистических странах командно-административной экономической системы к рыночной, может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности. Для этого необходимо провести разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий, учитывая при этом интересы страны по обеспечению национальной безопасности.

В процессе приватизации предстоит решить следующие основные задачи:

– обеспечение непрерывности и последовательности процесса разгосударствления при соблюдении условий повышения эффективности работы субъектов хозяйствования и осуществляемых инвестиционных проектов;

– гарантирование сохранности прав собственности законных владельцев приватизированных объектов;

– создание благоприятных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в реальный сектор экономики;

– ускорение процессов акционирования и создания корпоративных структур;

– формирование полноценного фондового рынка.

Еще одним важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурнаяперестройка народного хозяйства. Она предусматривает переоснащение отраслей и предприятий современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Необходимость подобной перестройки обычно обусловлена несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющимся в изготовлении не находящей спроса продукции, недостаточной ориентацией на выпуск товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.

Практика рыночных реформ показала растущее значение формирования рыночных институтов. Цель институциональных преобразований, осуществляемых в ходе трансформационных процессов в Республике Беларусь, состоит в создании основополагающей, системно полной совокупности институтов, необходимых для становления и функционирования экономики рыночного типа, что предполагает:

– развитие институтов, обеспечивающих права собственности, договорные отношения, создание компаний, защиту инвесторов, осуществление процедур банкротства, формирование конкурентной среды и др.;

– создание и совершенствование компетентной и надежной системы судопроизводства и таких специализированных органов, как комиссии по ценным бумагам и антимонопольным службам;

– формирование и развитие системы финансовых рынков и институтов, в том числе банковского сектора и сети небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды рискового капитала, лизинговые, факторинговые и страховые компании);

– совершенствование системы государственного управления, преобразование структуры органов управления с учетом трансформации форм и методов регулирования экономики.

Одно из главных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема здесь заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.