Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Медицинская психология, ее место среди других медицинских и социальных дисциплин




КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Для психолога, работающего в медицине, и социального работни-ка, имеющего дело с измененной болезнью личностью, необходимо знание медицинской (клинической) психологии. Медицинская психоло-гия возникла из психологии как ответ на потребности клинической практики. Цельное представление о больном человеке невозможно без знаний о природе психологических процессов, происходящих в резуль-тате болезни, их учет необходим для успешного лечения и последующе-го социально-психологического восстановления.

 

Таким образом, предметом медицинской психологии являются особенности психики больного, (процессы, состояния, особенности личности), их влияние на здоровье и болезнь, обеспечение оптимальных психологических воздействий, направленных на восстановление психи-ческого здоровья и социальную адаптацию. Болезнь, ее последствия всегда затрагивают социальный статус человека, отсюда вытекает связь медицинской психологии с социологией, обезображивающие последст-вия ряда заболеваний ведут к изменению эстетических оценок и сопут-ствующим переживаниям. Взаимоотношения больного с медицинским персоналом, психологом, социальным работником лежит в русле этиче-ских и правовых проблем.

 

Медицинская психология, несомненно, связана и с педагогикой, т. к. изучает закономерности созревания психических функций здорового и больного ребенка, развитие индивидуальности для оптимального обу-чения, воспитания, профессионального образования и психологической коррекции.

 

Традиционно выделяют следующие разделы медицинской психо-логии: патопсихология, нейропсихология, психологическая трудовая экспертиза, реабилитация, психогигиена и психопрофилактика.

Патопсихология, согласно Б. В. Зейгарник (1976), изучает зако-номерности болезненных изменений психической деятельности в со-поставлении с закономерностями формирования и протекания психиче-ских процессов в норме.

"Задача нейропсихологии – это изучение мозговых основ психи-ческой деятельности человека с привлечением новых, психологиче-ских методов для топической диагностики локальных поражений моз-га" А. Р. Лурия (1973).

Психологическая трудовая экспертиза – важнейший раздел меди-цинской психологии, позволяющий оценить возможности инвалида в тру-доустройстве по той или иной специальности (подробнее см. лекц. 19).

Реабилитация – системная деятельность, направленная на восста-новление личного и социального статуса больного (полного или час-тичного) особым методом, главное содержание которого состоит в опо-средовании через личность, лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий М. М. Кабанов, 1978 (подробнее см. лекц. 19).

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия – обширные разделы медицинской психологии, без которых немыслимо сохранение психического здоровья и предупреждение с помощью психологических и психотерапевтических методов расстройств психической деятельно-сти (подробнее см. лекц. 20).

 

К методам медицинской психологии относятся правильно постро-енная, дающая информацию о психическом состоянии и особенностях личности, беседа (интервью), сочетающаяся с наблюдением (фиксацией объективных признаков), а также эксперимент.

 

При помощи беседы медицинский психолог не только отмечает наличие тех или иных психических особенностей в настоящее время, но и пользуется биографическим методом (собирает анамнез жизни и бо-лезни у пациента и его родственников). Этот метод является основным для изучения преморбидной (доболезненной) личности.

 

Специфической разновидностью метода наблюдения является изучение продуктов дея-тельности (литературное и художественное творчество, результаты тру-да и т. д.).

 

Может учитываться также метод самонаблюдения (интрос-пекции), конечно, носящий субъективный характер и метод социологи-ческого анкетирования, во многом опирающийся на самонаблюдение опрашиваемого.

 

Экспериментальное исследование проводится при помощи психо-логических методов, которые условно могут быть разделены на нестан-дартизованные и стандартизированные.

 

Нестандартизованные методы представлены, в первую очередь, набором патопсихологических методик (Рубинштейн С. Я., 1970, Зей-гарник Б. В., 1976 и др.), избирательно направленных на выявление конкретных нарушений психической деятельности (например, памяти, внимания) у обследуемого. Психологическое заключение основывается не столько на количественном результате, сколько на качественном анализе способов деятельности, характерных особенностях самого про-цесса выполнения работы в целом, а не отдельных заданий. Учитывает-ся также отношение пациента к исследованию, его состояние, уровень развития и др. Это позволяет выявить как измененные, так и оставшиеся сохранными психические функции.

 

Стандартизированные методы (тесты) чаще направлены на выявление свойств личности и определение уровня интеллекта. Они унифицированы, стандартизированы, нормализованы, валидизированы. Оценка выполнения основывается преимущественно на количественных результатах, сравниваемых с результатами контрольной выборки.

Стандартизированные методики уступают в своей диагностической ценности нестандартизованным, они часто используются в допол-нение к патопсихологическим методикам, применение тестов адекватно при массовых исследованиях, при экспресс-диагностике в условиях дефицита времени.

Оценка психологического состояния обследуемого – ответственная задача, она не должна базироваться на результатах, полученных каким-то одним методом. Психолог должен стремиться сопоставить, взаимодополнить, взаимопроверить данные, полученные при беседе, наблюдении и эксперименте.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.