Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Нарушения ощущений и восприятия




Приступая к изучению традиционных для психологии отдельных психических функций, необходимо постоянно иметь в виду, что психи-ческий акт един – все психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, эмоции и т. д.) взаимосвязаны и находятся под интегрирую-щим влиянием личности, обусловливающей индивидуальность реагиро-вания на явления внутренней среды организма и окружающего мира.

 

В курсе медицинской психологии мы не будем касаться рас-стройств, относящихся к "большой" психиатрии, и только по мере необ-ходимости будем обращаться к вопросам, входящим в компетенцию других дисциплин (общей психологии, психофизиологии, психотерапии и т. д.).

Ощущение – это отражение отдельных свойств объектов действи-тельности, непосредственно действующих на органы чувств (свет, теп-ло, звук, прикосновение и т. д.).

Восприятие – воспроизведение в сознании целостных объектов действительности во всей совокупности их свойств (например: свет, те-пло, треск, ожог от костра). Восприятие индивидуально и зависит от прошлого опыта, заинтересованности, эмоционального состояния, осо-бенностей анализаторов чувств конкретного человека.

 

Только у детей, в самом начале познавательной деятельности, сложный процесс восприятия состоит из отдельных актов элементарных ощущений. Однако с первых дней жизни ребенок начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. Возникают связи между зритель-ным, кожным, двигательным анализаторами, формируется и ежедневно обогащается жизненным опытом обычное для человека восприятие ок-ружающего. Взаимоотношения между анализаторами достаточно слож-ны. Например, если наряду с каким-либо раздражителем начинает дей-ствовать другой, более сильный, то новый раздражитель своей силой начинает уменьшать интенсивность предыдущего (например, плачуще-го ребенка можно успокоить, если включить громкую музыку). И, на-оборот, при воздействии более слабого раздражителя наша восприим-чивость повышается (так, некоторые студенты во время учебы включа-ют негромко говорящее радио, или после сладкого менее сладкое веще-ство воспринимается кислым).

В клинике невротических расстройств встречаются анестезии, ги-поэстезии – отсутствие и снижение чувствительности, гиперэстезии – повышение чувствительности, парэстезии – искажение чувствительно-сти (покалывание, жжение, "ползание мурашек" и др.). Подобные фено-мены, наряду с кожным зудом, который встречается при ряде кожных и обменных расстройств весьма характерны для истерических нарушений. Они не соответствуют зонам соответствующей иннервации ("перчатки", "чулки", "носки", "полосы") свидетельствуют о наличии психологиче-ского конфликта у личности с переносом его в соматическую сферу. Гиперэстезия также сопровождает все болезненные состояния (астени-ческий синдром), раздражают обычные свет, звук, запахи, прикоснове-ния.

 

Больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. Се-нестопатии – неприятные, вычурные, без четкой локализации, мигри-рующие ощущения (сдавление, распирание, перекручивание и т. д.). Часто присутствуют в картине ипохондрического синдрома.

 

О значении в восприятии жизненного опыта, эмоционального со-стояния могут свидетельствовать иллюзии – искаженное восприятие ре-альных объектов. Например, в незнакомом месте, в полумраке пальто на вешалке может показаться затаившимся человеком. Иллюзии возникают в ситуациях напряженного ожидания, тревоги и недостатка информации.

 

Такая черта личности как способность к устойчивому, планомер-ному и целеустремленному восприятию называется наблюдательно-стью. Будущим психологам и социальным работникам крайне необхо-димо развивать это качество. Представление – образное воспоминание о ранее воспринимавшемся предмете, явлении. В отличие от непосред-ственного восприятия, представления носят обобщенный характер, они менее ярки, фрагментарны, изменчивы и всегда индивидуальны. До-вольно редко встречается эйдетизм – способность к абсолютно точной передаче в представлениях ранее бывшего восприятия. В детском воз-расте эйдетизм является обычным явлением.

Воображение (фантазия) представляет собой преобразование представлений, отражающих реальность и одновременно создание во-ображаемых связей. Фантазия – основа творчества. Воображение – не-обходимый компонент нормального психического развития ребенка в возрасте 3–7 лет, аналог мышления взрослого.

Парэйдолии – сложные иллюзии, при которых в плывущих обла-ках, игре светотени, узорах ковра видятся сказочные сюжеты, является примером работы воображения. Тест Роршаха, в сущности, основан на парэйдолиях, толкованиях пятен, исходя из личных впечатлений.

Агнозия – неузнавание ранее известного. Чаще возникает при орга-ническом поражении головного мозга, однако может носить и функцио-нальный характер при истерических (диссоциативных) расстройствах.

 

В практике психолога большое значение имеют знания об инди-видуальных особенностях функционирования сенсорных анализаторов. Так, в зависимости от преобладания представлений в этом или ином ор-гане чувств выделяют:

· визуальный (зрительный) тип. При учебе такой индивид представ-ляет себе страницы учебника, проектирует свои представления в пространстве;

· аудиальный (слуховой) тип. Обладатель этого типа представляет себе тембр голоса человека, о котором он думает, ритм и течение его речи, учится вслух или тихонько проговаривает слова, если нет возможности произносить их громко;

· моторный (кинестетический) тип проектирует свои представления в область движений. Музыкальный ритм такой человек выстукива-ет пальцами или ногой. Наиболее ярким примером этого типа яв-ляются танцоры, художественные гимнастки, которые каждое, да-же самое сложное представление, способны выразить движением. В своей речи представители разных типов непроизвольно исполь-зуют много слов, относящихся к своей ведущей анализаторной сис-теме: "увидел", "слышу", "двигаюсь" и т. д.

 

Определение индивидуального типа представлений, так называе-мой репрезентативной системы, поможет в учебе, в выборе профессии, психотерапевтическом воздействии (нейролингвистическое программи-рование).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.