Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Экономические основы конституционного строя РФ

Экономич. основа конституц. строя РФ - находящееся в стадии становления социальное рыноч. хоз-во, кот. сочетает свобод.конкуренцию с гос.прз-вом и перераспред-м благ в некот.сферах: образования, здравоохранения, соц.помощи, транспорта, инфрастр-ры и т.д.

К-ция РФ в ст. 8 закрепляет этот п-п как п-п экономич.свободы (рыноч.экономики) в гос-ве и опред-т важн.стороны дан.п-па:

 

1) единство экономич. пространства, свобод. премещение товаров, услуг и финан. средств:

Ед-во эк.прс-ва – состояние прз-ва, обмена, распределения, перерсапределения товаров, услуг, фин.ср-в на тер-рии, нах-ся под юрисдикцией РФ, при кот. обеспеч-ся целостность экономики и ее регулирования;

Достижение ед.эк.прс-ва предполагает:

- упрочнение вертикальных отношений в сфере регулирования экономики;

- создание ед.экономич.инфрастр-ры в масштабах страны для всех сегментов экономики;

- развитие горизонтальных экономико-прав.отношений посредством дог-ров и т.д.;

- обеспеч-е свобод.вступления граждан в экономич.отношения;

Единство эк.прс-ва выражается в:

- единое регулирование экономики;

- ед-во федер.рамок и п-пов регион., муниц., корпоратив. Регулирования, установ-е ед.правил и условий эк.деятельности;

- свобод.перемещ-е товаров, услуг, фин.ср-в и раб.силы (внутри тер-рии РФ не доп-ся установ-е таможен. границ или иных препятствий (пошлин, сборов) для дан.свобод.перемещ-я (ст. 74 К-ции РФ); ограничение перемещ-я товаров и услуг м. вводиться ФЗ, если это необходимо для обеспеч-я безопасности, защиты ж. и здоровья людей, озхраны природы и культур.ценностей; введ-е ограничений свобод.перемещ-я фин.услуг вообще не доп-ся);

- наличие общ.ценностных основ ед.экономич.прс-ва (п.в. ед.экономико-прав.статус граждан);

- единство системы управления экономикой гос-ва, выраж-щееся п.в. в в наличии стойкой и дееспособной системы органов гос.вл., нацеленной на регулирование экономич.отношений;

- наличие единой управленч. и коммуникац. инфрастр-ры в обл. экономич.отношений;

 

Ед-во эк.прс-ва - общее правило, но предполагающее опред.исключения – особ. экономич.зоны – тер-рии со специфич.режимом хоз.деятельности, включащим различ.виды налог., таможен. Льгот для хоз.субъектов для обеспеч-я не только формалььного, но и реального равенства субъектов экномич.деятельности, а также в обеспеч-и доп.гарантий субъектам, реализующим экономически перспективные для страны проекты;

 

2) поддержка конкуренции: предоставление хозяйствующим субъектам (ч/п, корпорациям) рав.прав и воз-тей в сф. граждан.оборота, а также огранич-е монополистич.деятельности: ч. 2. ст. 34 К-ции РФ: недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию +

Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистич. деятельности на товарных рынках» (с измен. и доп.) опред-т организац. и прав. меры предупреждения и пресечения моноп. деятельности и недобросовест. конкуренции на товар. рынках в РФ:

- запрещается действия хоз. субъекта, занимающего доминирующее положение, кот. имеют либо м. иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов др. хоз. субъектов или граждан (как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке; повышения цен; включение в дог-р дискриминирующих условий, кот. ставят конкурента в нерав. положение; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) др. хоз. субъектам; нарушение установленного НПА порядка ценообразования и т. д.;

- запрещаются и признаются недействительными достигнутые в люб. форме соглашения конкурирующих хоз. субъектов, имеющих (или могущих иметь) в сов-ти долю на рынке опред. товара более 35%, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо м. иметь своим результатом существ. ограничение конкуренции (соглашения, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территор. п-пу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков));

- запрещает органам вл. принимать акты или совершать действия, кот. ограничивают см/ть хоз. субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятств. условия деятельности отдельн. хоз. субъектов;

- гос. контроль за соблюдением антимоноп. зак-ва при приобретении акций (долей) в устав. капитале корпораций, а также за соглашениями или согласованными действиями хоз. субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Содействие формированию рыноч. отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистич. деятельности и недобросовест. конкуренции, а также гос. контроль за соблюдением антимоноп. зак-ва возлагаются на федер. антимоноп. орган.

 

3) свобода экономич.деятельности, предпринимательства и труда: применение диспозит.метода в регулировании хоз.деятельности предпринимателей: гос-во не вправе вмешиваться в предпринимат.деятельность, давать директивы или устанав-ть планы; ее регулирован-е осущ-ся через граждан.зак-во (устанавливает прав. статус хоз. субъектов, закреп-т юр.формы экономич.отношений) и финан.зак-во (устанав-т налоги на доходы от предпринимат.деятельности);

4) незыблемость права собственности (полномочия собственника: владение – фактически иметь вещь в своем хоз-ве, пользование – эксплуатирование, распоряжение – определение юр.судьбы вещи – отчуждать, сдавать в аренду);

гос-во гарантирует защиту права собственности (ст. 35 К-ции РФ): в Р. иметь им-во в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др. лицами вправе каждый; никто не м.б. лишен своего им-ва иначе как по решению суда; принудит. отчуждение им-ва для гос. нужд м.б. произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;

 

5) многообразие форм собственности:

конституц. регулирование отношений собственности имеет свою специфику – его глав. задачей явл-ся юр. закрепление форм собственности, признаваемых гос-вом (именно КПН решают? о том, какие формы собственности гос-вом признаются и гарантируются):

- частная, публичная: РФ, субъектов РФ (гос.собс-ть), МО (муниц.собс-ть) (ст. 8 К-ции РФ);

- гос-во защищает различ. формы собственности на равных основаниях (ст. 8 К-ции РФ);

 

6) К-ция в ст. 9 и 36 особо выделяет землю и др.природ.ресурсы как объекты права собственности:

ст. 9: земля и др. природ. ресурсы м. находиться в частной, гос., муницип. и иных формах собственности; они исп-ся и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответств. терр-рии;

ст. 36: в ч/с вправе иметь землю граждане и их объединения; владение, пользование и распоряжение землей и др. природ. ресурсами осущ-ся их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ - Зем.кодекс от 25 октября 2001 г.: до введения в действие ЗК публичный собственник м. передать зем. участки на праве пожизненного наследуемого владения гражданам или на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам и юр. лицам;

в наст. время зем. участки в ПБП гражданам не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ), доп-ся только переход прав на землю по наследству; однако за если это право приобретено гражданином до введения в действие ЗК (30 окт.2001 г.), оно сохраняется;

каждый гражданин, имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность зем.участок, принадлежащий ему на праве ПБП или ПНВ (п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21 ЗК);

зем. участки в ПБП с 30 окт.2001 г. предоставляются только гос. и муницип. учреждениям и предприятиям, а также органам гос.вл. и МСУ (п. 1 ст. 20 ЗК РФ); все иные юр. лица б. обязаны переоформить данное право на право аренды или приобрести землю в собственность по своему желанию до 1 ян. 2006 г.;

предоставление зем. участков гражданам на праве ПНВ также более не доп-ся (п. 1 ст. 21 ЗК РФ).

 

* Актив. роль рос.гос-ва в экономике в К-ции РФ никак не оговаривается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические основы конституционного строя РФ | Лекция 8. Социальные основы конституционного строя РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.