КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Социальные основы конституционного строя РФ
Социальное государство в РФ – гос-во, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, соц.защищенности, соучастия в управлении производством и делах гос-ва, а в идеале в обеспечении приблизительно равных жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе (т.е. для свобод.развития). Главная ценность СГ – качество жизни человека. СГ стремится обеспечить достойные условия жизни всем гражданам для избежания соц.конфликтов и потрясений. Идея СГ была предложена во 2/2 19 в. нем.исследователем Лоренце фон Штайном и в дальнейшем (примерно с 60-х гг. 20 в. в Европе) получила конституц.закрепление в ряде демкратич.гос-в. Это б. связано с тем, что опыт разрушит.соц.войн и катаклизмов ХХ в. доказал, что без продуманной сильной соц.пк невозможно устойчивое сущ-е демократич.режимов. Классич.либер.концепция гос-ва, не признававшая соц.защиту граждан (индивидуализм) в кач. обяз-ва гос-ва, уступила место концепции СГ (welfare state от благосостояние), в кот. существ.часть бюджета затрачивается на поддержку наименее соц-но значимых слоев нас-я. Концепция СГ вытекает из недостаточности формального, т.е. правового равенства людей при разнице в мат.уровне. → 1 из важн. целей СГ - сглаживание соц.расслоения, неравенства, преодоление его крайних форм; для чего гос-во применяет след.способы: - соц. коррективы, вносимые в прав. отношения (напр-р, с помощью труд. права: уравнивание женщин и мужчин в оплате труда); - гос. вмешательство в общ. отношения (охрана труда, здоровья, надзор за воспитанием и т.п.); - обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем гос. здравоохранения, образования и т. д.); - улучшение соц. положения путем гос. выплат (соц. пособия); - сглаживание имущ. неравенства за счет средств, мобилизуемых гос-вом (налоги, пошлины и т. д.); - смягчение экономич. неравенства путем обобществления некот. экономич. ценностей или их перераспределения (путем земельной реформы) и др. Т.об., СГ позволяет обеспечить более равномер.распред-е матер.и дух.благ, выровнять посредством соц.стандартов стартовые воз-ти граждан, создать для них достойную человека благоприят.социально-культур.среду обитания на протяжении всей жизни. СГ выступает в роли гаранта обеспечения уровня ж., достойного ч., ос-но в таких сферах, как: жилище, условия быта, уровень доходов, условия труда, здравоохранение, доступ к информации, образованию, культуре, соц.помощи: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: достойная жизнь – такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, мед.уход и соц.обслуживание, кот.необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи; свобод.развитие – воз-ть своими силами занять опред.место в обществе: получить образование, устроиться на работу, иметь воз-ть получать заработок, соответ-щий выполняемой работе, сод-ть семью, воз-ть знакомиться с культур.ценностями и т.д. СГ называют соц.-полит.феноменом, т.к. единой последовательно и фундаментально разработанной теории СГ пока не сущ-т; к так.уровню развития сей. смогли приблизиться около 20 стран мира. Несмотря на то, что ст. 7 К-ции РФ провозглашает Р. как СГ («Россия – это соц.гос-во, ПК которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»), данную КПН, по мнению большинства исследователей, следует относить к норме-декларации.
Основные направления деятельности СГ (соц. пк): 1) перераспределение общественного дохода между гражданами в пользу наименее обеспеченных слоев населения (через налоги и бюджет, добров.пожертвования); «ловушка нищеты»; 2) установление гарантированного миним.размера оплаты тр. (2008 г. – 4211 руб.): согласно ФЗ от 24 окт. 19997 г. «О прожиточ.минимуме в РФ» (с измен.и доп.) гос-во несет ответ-ть за предоставление кажд.гражданину прожиточ.минимума но лишь в том случае, если он, работая, не м. себя обеспечить; 3) установление гос.пенсий и соц.пособий, гарантирующих достойный уровень жизни в целях защиты от нужды и бедности и обеспеч-я защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций/рисков; 4) повышение жизнен. уровня населения, его благосостояния за счет соц. рыноч. хоз-ва; 5) соц.помощь, п.в. адресная (помощь нетрудоспособным для поддержания их уровня жизни и помощь трудоспособным, стимулирующая поиск лучшей работы и повышение квалификации): в РФ семья, материнство, отцовство и детство, инвалиды и пожилые граждане нах-ся под заитой гос-ва (взаим.обяз-ть сод-я детей и родителей, оплачиваемый декрет.отпуск, правосп-ть с рождения, гос.забота о сиротах и т.д.); 6) реализация соц.прав граждан (на отдых, з/п и т.д.); при этом для обеспеч-я прожиточ. минимума предполагается предоставление ч-ку воз-ти зарабатывать, в связи с чем СГ, как правило, закрепляет право на труд; в СССР оно б. закреплено в К-циях, в РФ – лишь ст. 37 сод-т право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»: это в полной мере обеспечивает свободу тр., но ставит под сомнение важней. требование СГ - каждый ч. д. заботиться о получении труд. дохода для удовлетворения своих потребностей; ситуация несколько облегчается наличием в К-ции РФ права на защиту от безработицы (ст. 37); 7) охрана труда и здоровья людей: труд не явл-ся принудительным, тк ч. сам распоряж-ся своими СП-тями к тр. см/но или на основе дог-ра → ПК занятости - деятельности граждан, связанной с удовлетворением лич. и общ. потребностей, не противоречащей зак-ву РФ и приносящей им заработок; СГ д. стремиться создать условия для полной занятости населения (обеспечение равных воз-тей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, соц. положения, политич. убеждений и отношения к религии, в реализации права на свобод. труд и свобод. выбор занятий; поддержка труд. и предпринимат. инициативы граждан; проведение мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; соц. обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места; международ. сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д. гос-во гарантирует выплату пособий но безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособ. граждане, кот. не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общ. работ по направлению гос. службы занятости населения) и кот. зарегистрированы в службе занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации м. каждый гражданин, достигший 16-лет и имеющий статус безработного, это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста; 8) развитие доступных для всех систем образования, здравоохранения, соц.защиты, культуры; 9) развитие системы соц.работы и соц. обслуживания: согласно ФЗ от 10 дек. 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (с измен и доп. От 2004 г.) соц. обслуживание - деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию соц.-бытовых, соц.-медицинских, психолого-педагогических, соц.-прав. услуг и матер. помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; В РФ имеется гос. система соц. служб: гос. предприятия и учреждения СО, явл-ся федер. собственностью или собственностью субъектов РФ, а также муницип. систему соц. служб; кроме того, СО осущ-ся организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимат. деятельностью по СО населения. Учреждениями СО независимо от форм собственности явл-ся: комплексные центры СО населения; территор. центры социальной помощи семье и детям; центры СО; социально-реабилитац. центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; соц. приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогич. помощи населению; центры экстренной психологич. помощи по телефону; центры (отделения) соц. помощи на дому; дома ночного пребывания; спец. дома для одиноких престарелых; стационар.учреждения СО (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологич. интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физич. недостатками); геронтологич. центры; иные учреждения, предоставляющие соц. услуги. Т.об., гос-во гарантирует гражданам право на СО в гос. системе соц. служб по основным видам, определенным ФЗ. СО соц. службами бесплатно и за плату: бесплатное СО в гос. системе соц. служб предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые м. обеспечить им помощь и уход, или если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточ. минимума, установленного для региона, в кот. они проживают; гражданам, находящимся в труд. жизн. ситуации в связи с безработицей, стих. бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним. Доп. основания, по кот. предоставляется бесплат. соц. обслуживание, устанавливаются органами исп.вл. субъектов РФ. Платные соц. услуги в гос. системе соц. служб оказываются в порядке, установленном Пр-вом РФ. Условия и порядок оплаты соц. услуг в соц. службах иных форм собственности устанавливаются ими см/но; 10) негос.фонды соц.обслуживания: СГ предоставяет воз-ть люб.общ.силам оказывать помощь соц-но необеспеченным (ст. 39 К-ции РФ: в стране поощряются создание доп.форм соц.обеспечения и благотворительность»); 11) соц.страхование; 12) предотвращение и разрешение соц.конфликтов; 13) актив.экологич.пк для улучшения окруж.условий; 14) утверждение в общественном сознании идеи соц.справедливости, солидаризма, индивид.свободы, соц.заботы и соц.мира и т.д.
Соц. ПК гос-ва строится на основе 2 принципов: - солидарности: взаимная поддержка гражданами друг друга и граждан гос-вом - субсидарности: обеспечение гос-вом автономности, см\ти и активности различных обществ.сфер (гос-во и общество достигает уровня «соц.партнерства»); Предпосылки формирования СГ: - высокий уровень экономического развития страны, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся; - развитие ПГ, закрепляющего права и свободы граждан, в т.ч. права на достойную жизнь; - наличие демократических традиций, традиций соц.справедливости, солидаризма, широкой соцюзащиты населения; - стабильность гос.власти и ее связь с институтами ГО; - активная и эффективная соц.пк.
Лекция 9. Духовные основы конституционного строя РФ.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |