КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая идеология и ее разновидности
Идеология – это слож.духов. явление, включ-щее в себя опред. теоретич. основу как систему политич., прав., религиоз., философ. взглядов на соц. действительность, общество и соц.отношения, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологич. установок среди населения. Термин И. был сформулирован французским философом и политиком Д. де Тресии в 18 в. в работе «Элементы идеологии» для обозначения учения об идеях, которые должны выступать основополаг. п-пами воспитания, права и гос-ва. Сей. – различ.точки зрения на ее суть, в кот. можно выделить 2 позиции: 1) ПИ играет большую роль в обществе как его духов.составляющая; 2) явл-ся «служанкой власти». Полит.идеология – опред. доктрина, оправдывающая притязания конкрет. группы на вл. (или ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения обществ. мнения собственным идеям (по Б.П. Пугачеву и А.И. Соловьеву) => в сущности ПИ можно выделить элементы: - это одна из важней. форм обществ. (в т.ч. полит. и прав.) сознания; - это систематизированная, теоретически обоснованная и концептуально оформленная система представлений, взглядов на политику и право, - это разновидность корпоратив. сознания, т.к. отражает и защищает мировоззрение и интересы определенной соц. группы; - обосновывает пути и средства их реализации с помощью гос.власти; - имеет склонность к духов. экспансии, тк ее фактическое значение зависит от степени овладению ею общественным сознанием; - это духовное орудие элиты. Основные функции ПИ: - отражение обществ. жизни (соц. условий, интересов, потребностей); - выражение и защита коллектив. интересов и ценностей, оценка их на основе соц. действительности; - интеграция группы (п.в. национальная идеология) - идеальное конструирование форм и моделей гос. и обществ. устройства - политич. социализация: вовлечение граждан в политику и становление их субъектами современной полит. культуры; - овладение обществ. сознанием через распространение идеалов и ценностей, внедрение собственных критериев оценки событий и явлений; - стимулирование целенаправленных действий граждан и пол.институтов; → цель ПИ – не столько пропаганда, сколько достижение опред. действий социума. Формы ПИ: пол. теории, концепции, идеи, идеалы, принципы, ценности, нормы, традиции, лозунги, программы и т.д. Структура ПИ: 1. Составные элементы: - рациональные (теоретически обоснованные) положения; - цели и идеалы, которые воспринимаются обществом на веру (их минимум в офиц. идеологии, и максимум – в идеологии оппозиции, т.к. привлекают за счет красивых идеалов); 2. Уровни: - теоретико-концептуальный: формирование основных положений: ценностей и идеалов, идей и принципов опред. класса, нации, государства; - программно-политический: формулирование этих положений в программах, лозунгах и требованиях пол.элиты, т.е. создание нормативной основы для принятия решений и стимулирования пол.поведения граждан, ведения пол.борьбы с оппонентами; - актуализированный: степень освоения гражданами целей и принципов ПИ, мера их воплощения в поступках; здесь широкий спектр вариантов: от легкой смены пол.позиции до осознания положений ПИ как существенных элементов мировоззрения. Основой идеологий выступает многообразие и противоречивость обществ. интересов и ценностей, наиболее существенные и устойчивые комплексы которых находят свое осознание и отражение как раз в различ. идеологиях. Важными гарантиями конструктивной роли идеологий, их конкурентной совместимости в демократич. гос-ве явл-ся их базирование на общечеловеч. ценностях и нац. интересах. Пол. культура общества разрушается, если в нем идет распространение антигуманных идей, противоречащих естественной природе человека: фашистских, националистических, расистских, шовинистических, экстремистских и т.д. В демократич. системах ПИ используется преимущественно на этапах концептуализации групповых интересов и включения их в пол.жизнь. А стремление к абсолютизации роли ПИ, к ее полному подчинению гос-ву происходит при недемократических режимах (тоталитарном). В истории и современном мире существует множество различ. идеологий. Наиболее влиятельными из них и по сей день являются либерализм, консерватизм, социализм, национализм. Несмотря на то, что на дан.момент в Р. признан идеологич.и полит.плюрализм, в ее история имели место и сущ-т по сей день все основ.виды полит.идеологий. В период царской Р. офиц.идеологией выступал консерватизм - (от лат. сonserve - охраняю, сохраняю/ у нас – консервативно-самодержавно-охранительное) – идейно-политическое течение, ориентирующееся на сохранение и поддержание исторически сложившихся, традиционных форм гос. и обществ. жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности, гос.величия (историки: Татищев, Н.М.Карамзин; наиб.ярко – в созданной в 1834 г. при Николае I министром просвещения С.С. Уваровым, И. Гречем, М.П. Погодиным и дополненная в царствование Александра III Катковым и Победоносцевым Теория офиц.народности: Православие (смирение, терпение, оправдывание строя), самодержавие (издревле присущая и отвечающая основ.потребностям гос-ва форма пол.вл. = единственно возможная для Р.), народность (патерналистско-патриархальная концепция общества: добров.союз рус.народа и царя). В ¼ 19 в. в Рос.Империи появляется либеральные идеи – в конституц. законопроектах М.М. Сперанского, «Конституции» Н.М. Муравьева (рук-ль Север.общества декабристов), в трудах 1830-50-х гг. славянофилов (Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин) и особенно западников (Грановский, Соловьев, Чичерин и др.), а затем наиболее ярко в работах мыслителей (правоведов и историков) начала 20 в. – Чичерина, Коркунова, Градовского, Гессена, Ильина, Новгородцева, Котляровского, Кистяковского и т.д. Либерализм (от фр. liberty – свобода) – это обществ.-политич. течение, провозглашающее свободу личности и др. граждан. и политич. права индивида, а также ограничение сферы деятельности гос-ва. Сей. В Р. – неолиберальные пол.партии (ЛДПР, Яблоко, СПС и т.д.). В 1820-40 х гг. в Рос.Империи также развивается революционно-социалистич.идеи, представленные радикальными нелегальными кружками (напр-р, куржок Грцена и Огарева, проповедовавший рус.утопич.социализм или кружок Петрашевцев как представитель лев.радикализма), затем в 1870-80-е гг. распр-лась теория общинного социализма благодаря народничеству (бунтарское направление – Бакунин, пропагандистское – Лавров, заговорщическое – Ткачев), параллельно и после действовали объединения революц.экстремизма (NB - Народ.воля – убийство Александра II), в конце 70-х – 80-х гг. в Р. распр-ся марксизм как разновидность социалистич.идеологии (NB – в Женеве – группа «Освобождение труда» в 1883 г. во гл. с Плехановым), в начале 20 в. появл-ся первые соц.партии – РСДРП (1903 г. – деление на большевиков – ультралевые – во гл. Ленин и меньшевиков – левые во гл. с Мартовым), Эсеры (лев.экстремизм – во гл. Чернов). Когда в октябре 1917 г. большевики пришли к вл., марксизм становится в Р., а затем и в СССР не только идеологией правящей партии, но и гос. единой и обязат.идеологией совет. гос-ва, что б. закреплено во всех совет.конституциях. Социализм - (от фр. socialisme и от лат. socialis – общественный) – идейно-политическое направление, выступающее за преобразование капиталистич. общества и установления рац. обществ. ус-ва, базирующегося на обществ. собственности, соц.равенстве, справедливом распределении мат.благ в зависимости от затраченного труда и социально обеспеченной свободе личности. В период образования СССР и во время его распада Р. пришлось столкнуться с национализмом, а во время ВОВ – с его край.формой – нацизмом. Национализм – идеология, в основе которой лежит идея нац.превосходства и нац.исключительности, трактовка нации как высшей неисторической и надклассовой формы общности; в целом направлен против нац. угнетения, полит. и эконом. экспансии, нац.дискриминации (играет прогрессивную роль, т.к. способствует консолидации и освобождению наций, созданию гос-в, развитию нац.культуры и защите нац.интересов); однако при распаде СССР и сей. Р. сталкивается с псевдодемократич. этнократизмом (постсоциалистические режимы в странах Прибалтики, Украины). Нацизм – идеология, в кот. национальная проблематика доминирует над социальной, нации противопоставляются др.др., признается исключительности и превосходства собственной нации над другими → стремление обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп (агрессивное, антигуманное содержание). Формы: от нацизма, его разновидности - фашизма (сочетание экстремистской и националистической идеологии) до шовинизма (крайняя форма нац-ма), расизма и т.д. Националистич. идеология отличается от национальной (идеи социально-политического и экономического развития на основе культурной национальной традиции) и патриотической (может сочетать любовь к собственной нации с признанием равных прав всех других народов).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |