Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное устройство РФ

Лекция 13. Конституционно-правовой статус РФ.

 

В КП РФ КПИ, касающийся тер.организации гос-ва – название «гос. ус-во» только в совет. период, после принятия К-ции СССР 1936 г., в кот. – гл. «Гос. устройство» → в К-ции СССР 1977 г. –аналог.раздел «Национально-гос. устройство» → сей. КПИ – «Гос. устройство».

Форма гос.устройства – административно-территор. организация гос-ва и сп-б распределения компетенции между центральными и региональными органами власти, т.е. форма право.отношений между гос-вом в целом и его частями, связанная с их прав.статусом.

Формы гос.ус-ва: унитарное, федерация и конфедерация.

Унитарное гос-во - единая, политически однородная организация гос-ва, состоящая из админ.-тер. единиц, не обладающих собственной государственностью/особ.прав.статусом, им обладают лишь управ. ими органы гос.вл. либо органы МСУ = гос-во, не имеющее в своей внутр.тер. стр-ре др.гос-в; х-рны: единая к-ция и гражданство, единая система гос.органов, единые прав.нормы; формируется преимущественно в странах небольших по территории с мононациональным населением (Англия, Фр., Швеция, Дания, Италия, Испания и т.д.).

В СССР – все союз.республики, кроме РФ, а также все автономные республики считались унитарными гос-вами; в РФ – унит. гос-ва — все республики в ее составе.

Федерация – устойчивый союз гос-ных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций; х-на для стран с большой территорией, многонациональных и т.д. (США, РФ и т.д.).

В отл. от конфедерации - союза суверенных гос-в для осуществления конкретных совместных целей (международно-прав.объединение), федерация – союз. гос-во, т.е. гос.-прав. объединение, кот. обеспечивает гос.единство всех входящих в его состав гос-в, сохраняя за ними определенную политико-юридическую см/ть.

Гос-ва, образующие федератив. гос-во - субъектами. Они, как правило, обладают одинаковым прав.статусом; однако прав.статус субъектов РФ отличается:

между федерацией и ее субъектами – разграничение компетенции с целью обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и воз-тей всех ее членов и в интересах как самой федерации, так и ее субъектов → сохраняя за собой полномочия в опред.объеме, субъекты федерации (СбФ)

- добровольно ограничивают свою компетенцию пользу федерации,

- признавая приоритет ее задач и целей,

- признавая на своей тер. выс. юр. силу НПА федерации.

Т.об., гос.вл. федерации явл-ся единственной суверенной властью на ее территории, опираясь на волю всего народа федерации.

Субъекты Ф-ции обладают собственным внутрипол.суверенитетом: имеют собств.систему органов гос.вл.; м.иметь собств. к-ции и зак-во, гражданство, гос. символы (если субъект – унит.гос-во); территорию, кот. не м.б. изменена без их согласия;

однако субъекты Ф-ции не обладают внешнепол.суверенитетом, т.е. не м. выйти в одностор.порядке без согласия РФ из ее с-ва и осущ-ть собств.внеш.пк.

 

Ос-ти РФ среди др. федераций (современные - США, ФРГ, Индия, Бразилия и т.д.).

1) если Ф. обычно образуется путем объединения двух или нескольких гос-в в единое союз. гос-во, то РФ б. образована в результате создания в ее с-ве ряда автономных гос-в и автономных нац.-гос. образований населяющих ее народов → эти гос-ва и нац.-гос. образования б. признаны субъектами РФ;

(поэтому РФ с начала создания - одновременно и нац. гос-вом русского преобладающего народа, давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем с-ве русскими др. народы).

2) учитывая порядок образования, с момента своего возникновения РФ носила не договорно-конституционный или договорный х-р, а конституционно-правовой, тк б. создана не в результате заключения дог-ра между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в К-ции Республики Россия;

3) глав.аргумент в в защиту федератив.х-ра Р. – воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое гос-во в качестве Ф.;

Не обладая классич. признаками федератив. гос-ва, Россия как РСФСР вызывала немало споров по формальным признакам, но РФ в большей мере походит на классич.Ф., тк ее субъектами – не только ех. или наст. автономии, но и области, края, ГФЗ = не часть, как это было прежде, а вся территория РФ складывается из территорий ее субъектов; но РФ б. и осталась конституц.-прав.Ф.

 

Т.об., Гос. ус-во РФ — это территор. организация РФ, х-ся федеративной формой ее гос. связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

К-ция РФ рассм-т Ф. в Р. не только как форму гос.ус-ва страны, но и как 1 из ОКС, установленных в гл. 1.

Нормы КПИ гос.ус-ва сод-ся:

- в гл. 3 К-ции РФ «Федеративное устройство», определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию РФ.

- Федеративном Договоре от 31 марта 1992 г.,

- НПА органов гос.вл. РФ;

- в к-циях, уставах и др. законодательных актах субъектов Ф.

 

2. Принципы российского федерализма – исход. начала территор. ус-ва самой Ф. и ее субъектов, обусловленные ее демократич. сущностью (ст. 5 К-ции):

1. Сочетание национально-тер-х и тер-х начал:

РФ состоит из гос-в (республики), гос.-территор-ных (края, области, города федер.значения) и нац.-гос-ных (автономии) образований.

Но рос. федерализм – это п.в. гос.организация нац. отношений, тк он обеспечивает суверенитет наций, проживающих на тер. РФ. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутр. жизни и взаимоотношений с др.нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей нац. гос-ти.

Р. федерализм означает свобод. развитие наций и народностей, проживающих на тер. Р., кот. выражается в создании различных форм нац. гос-ти народов РФ (республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм нац. гос-ти в др.), развитие нац. языков.

Рос.федерализм - не только форма разрешения нац.? в многонац. Республике, но и форма демократизации управления гос-вом, а базирующаяся на принципе федерализма децентрализация гос.вл. обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между РФ, ее субъектами и МСУ.

2. Гос. целостность РФ – гос., полит. и соц.-экономич. единство субъектов Ф. для реализации общих целей;

каждой Ф. свойственно унитар. начало, кот. не противоположно федерализму; унитаризм и федерализм – 2 основ. силы, кот. действуют внутри федератив.гос-ва и опред-т его облик в зависимости от преобладания одной из них; но ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью: если исчезнет унитарное начало, то Ф. н-т рушиться (лоскут.гос-во), а если нежизненным оказывается федерализм, федератив. гос-во превращается в полностью единое;

Гос. целостность РФ обеспеч-ся:

- целостностью и неприкосновенностью ее территории;

- единством экономич. прос-ва;

- верховенством К-ции РФ и ФЗ на всей тер. РФ;

- единым гражданством РФ;

- отсутствием у субъектов Ф. права выхода из состава Ф. или иного изменения своего статуса без согласия РФ.

3. Единство системы гос.вл. - 1 одна из гарантий гос. целостности РФ и 1 из важн. проявлений суверенитета РФ. оссийскойФедерации; выражается:

- в наличии системы органов, составляющих выс. гос.вл.;

- совокуп. компетенция гос. органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций гос-ва;

- федер.госорганы не м. предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения;

В РФ гос.вл. реализуется системой, в кот. входят федер. гос. органы — Президент, зак., исп. и суд. органы, а также гос. органы всех субъектов Ф.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.вл. РФ и органами гос.вл. субъектов Ф.:

Система органов гос.вл. основана на п-пе разделения властей не только по горизонтали (распределение власти между субъектами гос.управления одного высшего уровня (законодат., исполнит. и суд. ветви власти), но и по вертикали (разделение вл.полномочий между субъектами гос.управления различных уровней (центр., регион. и локального));

К-ция РФ разгранич-т предмет ведения и полномочия различ.видов органов субъектов РФ; устанавливает рамки полномочий для каждого вида федер.органов, за пределы кот. они не вправе выходить, а также х-р их взаимоотношений с органами вл. субъектов Ф. = создается система, в кот. каждый орган осущ-т гос.полномочия по строго опред. кругу вопросов, и лишь вся система в сов-ти реализует гос.вл. в целом.

В соответствии с принципом федерализма основы прав. статуса различ.субъектов устанавливаются и гарантируются К-цией РФ. К-ции республик, уставы краев, областей, ГФЗ, автономной области и автономных округов не м. противоречить К-ции РФ. Полномочия РФ, не отнесенные ее К-цией к ведению Ф. либо к совместному ведению Ф. и ее субъектов осуществляются последними самостоятельно в соответствии с К-цией РФ.

Разграничение компетенции между органами вл. Ф. и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Ф. = на ограничении субъектов в их правах.

 

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос.вл.:

- все субъекты Ф. обладают одинаков. правами в своих взаимоотношениях с федер. органами гос.вл.;

- в составе Ф. не м.б. субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях к-л преимущества по сравнению с др. ее субъектами;

- не означает, что все субъекты Ф. вообще обладают одинаковыми правами, тк они неравнозначны по статусу (РФ состоит из гос-в, гос.-территор-ных и нац.-гос-ных образований); равноправны между собой субъекты одного статуса: все республики в составе РФ, равноправны все области и края, равноправны все ГФЗ, автономные округа.

 

6. Равноправие и самоопределение народов РФ:

Равноправие - все народы в РФ пользуются одинак. правами во всех вопросах гос. строительства, развития культуры и в др.

Народы РФ пользуются рав. правами на самоопределение, т.е. п.в. правом на избрание формы своей гос-ти (республика, автономная область, округ и т.д.);

Право народов на самоопределение м. осущ-ся в различ. формах: (согласно Декларации о принципах международ. права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между гос-вами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.):

- создание суверенного независимого гос-ва;

- свобод. присоединение к независимому гос-ву или объединение с ним;

- установление люб. др. полит. статуса.

Однако выбор народом одной из этих форм самоопределения не д. вести к нарушению гос. или нац. единства (Косово) и ущемлению прав человека: ничто в самоопределении народов «не д. толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, кот. вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территор. целостности или полит. единства суверенных и независимых гос-в, действующих с соблюдением п-па равноправия и самоопределения народов, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории без различий расы, вероисповедания или цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение нац. единства и территор. целостности люб. др. гос-ва или страны».

Т.об., все народы РФ имеют право на самоопределение, кот. м.б. реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой др. форме только с согласия РФ.

Новой формой самоопределения народов в РФ - национально-культурная автономия - объединение граждан Р., относящих себя к опред. этнической общности, находящейся в ситуации нац. меньшинства на соответ. тер., для см/го решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, нац. культуры; это вид общ. объединения, организац.-прав. формой кот. явл-ся обществ. организация (См. лекцию 5.3.2. Субъекты Федерации, п. 5).

Вывод: закрепление в К-ции РФ федеративного устройства Р. не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны; неизменным д. оставаться деление Ф. на субъекты, хотя сами субъекты м.б. иными; неизменно и тесное сотрудничество между Ф. и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Ф., так и ее субъектов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ | Признаки РФ как федеративного государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.