КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды субъектов РФ. Проблемы ассиметрии субъектов РФ
К-ция РФ в ч. 1 ст. 5 и ст. 65 устанавливает с-в субъектов Ф. и их виды: 1) гос-ва в с-ве РФ, преобразованные из ех. АССР; 2) государственно-территориальные образования - края, области и ГФЗ, бывшие в соет.период наиболее крупными админ.-тер. единицами Р.; 3) национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Полный перечень субъектов РФ указан в ст. 65 К-ции. Изменения в данный перечень вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституц.-прав. статуса субъекта. В случае изменения наименования субъекта подлежит включению в ст. 65 по указу Президента РФ. ч. 4 ст. 5 К-ции РФ подчеркивает как 1 из принципов федерализма в Р. – равноправие субъектов (все субъекты Ф. обладают одинаков. правами и обяз-тями, в т.ч. во взаимоотношениях с федер. органами гос.вл.). Однако сама К-ция РФ предполагает несколько исключений из данного принципа, тк субъекты изначально неравнозначны по статусу (РФ – асимметричная Ф.), и равноправны между собой субъекты 1 статуса → Проблемы асимметричности субъектов РФ: 1) проблема преим-в республик, входящие в с-в РФ, по срав.с др. ее субъектами (называются гос-вами; вправе вводить свои гос. языки; их выс. НПА именуются к-циями и т.д.) 2) проблема по? равноправия краев, областей и входящих в них АОк. Радикальное решение перехода Р. к полностью симметричной Ф. в принципе невозможно, т.к. выравнивание статуса субъектов занимает длит.историч. период, требует учета экономич. положения субъектов, их пол., соц. и нац. проблем, традиц.развития → на данном этапе к унификации статуса субъектов РФ. необходимо подходить взвешенно и осторожно, поскольку это м. нарушить основы рос. федерализма.
Конституционно-правовой статус республик в составе РФ. В составе РФ в наст. время находится 21 республика, имеющие равный конституц.-прав. статус/КПС. Согласно ч. 1 ст. 66 К-ции РФ статус республики определяется К-цией РФ и к-цией республики; Республика явл-ся демократич. прав. гос-вом, созданным в рамках РФ и поэтому она обладает всеми признаками гос-ва: 1) собств.суверенитет, т.е. вся полнота гос. вл. (зак., исп., суд.) на своей тер., кроме тех полномочий, кот. согласно К-ции РФ находятся в ведении федер.гос.органов; 2) собств.тер-рия, пределы кот. определяются гос. границей республики (республика м. иметь внутр. границу, отделяющую ее от др. субъектов Ф., и внешнюю - отделяющую ее от ин. гос-в и явл-ся одновременно гос. границей РФ.). Внутр. границы республики согласно ст. 67 К-ции РФ м.б. изменены с взаимного согласия заинтер. субъектов, порядок выражения кот-го устанавливается в к-циях республик (ч.в. - путем референдума); 3) своя конституц.-прав. система, состоящая из к-ции республики, республикан. законов и др. НПА, изданных в пределах ее компетенции, договоров и соглашений республики с РФ, др. субъектами Ф. о делегировании полномочий, а также с зарубеж. странами. К-ции республик устанавливаются ими см/но и принимаются в порядке, определенном самой республикой, не нуждаясь в последующем их утверждении федер.госорганами. Также республика см/но разрабатывает и принимает также др.республик. НПА (т.е. принятые в пределах их полномочий); При этом, являясь относительно см/ной, респуб. конституц.-прав. система входит в федер. конституц.-прав. систему в кач. ее составной части = к-ции и др. НПА республик не м. противоречить К-ции РФ и ФЗ, принятым в пределах полномочий РФ (в случае противоречия между ФЗ и респуб. актом, действует ФЗ). Но в случае противоречия между ФЗ, изданным вне пределов полномочий РФ и актом республики действует НПА республики; 4) право зак. инициативы в ФС РФ - республика вправе участвовать в разработке федер. НПА по предметам совместного ведения Ф. и республик (согласно ст. 264 ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изм. и доп. в ФЗ «Об общ. п-пах…» проекты ФЗ по предметам совместного ведения согласовываются с зак. и выс. исп. органами гос.вл. субъектов Ф. – см. пред.лекцию о Взаимодействии субъектов с ФС РФ) и обладают правом опрежающего прав.регулирования; в случае нарушения федер. вл. нормотворч. прерогатив республики она вправе обратиться в КС РФ; 5) республики см/но опред-т систему своих органов гос.вл. в соответствии с ОКС РФ, ФЗ «Об общ.п-пах…» и респуб.зак-ву: - каждая республика имеет свой зак. (представ.) орган — парламент; главу исп. вл. или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и ВАС. Многие республики имеют свой КС. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генпрокурору РФ. - в пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и республик федер. органы исп. вл. и респуб. органы исп. вл. образуют в этих республиках единую систему исп. вл. в РФ; - при Президенте РФ имеются постоянные представительства наших республик для координации взаимодействия респуб. правительств с администрацией Президента РФ; 6) наличие республиканской собственности ( земля, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, др. прир. богатства, а также памятники истории и культуры и иные ценности нац. достояния). Вопросы владения, пользования и распоряжения прир. ресурсами регулируются феедр. и респуб.зак-вом. По взаим. договоренности между федер. госорганами и органами госвл. республик в составе РФ часть прир. ресурсов м. приобретать статус федеральных. 7) воз-ть согласно ст. 68 К-ции РФ устан-ть свои гос. языки; республики признают и гарантируют рав. права всех нац. языков на их сохранение и развитие. 8) обладают международ. правосубъектностью: республики вправе выступать в кач. участников междун. отношений и внешнеэкономич. связей, подписывать договоры и соглашения с ин. гос-вами, открывать зарубеж. представительства, участвовать в деятельности междун. организаций. Но междун. правосубъектность республик ограниченна: она не м. противоречить К-ции РФ, федер.зак-ву, Федеративному договору. Междун. деятельность республик координируется федер. госорганами совместно с республиками. 9) право на гос. символику, см/но утверждаемую каждой республикой, а также на столицу; 10) вправе см/но решать? вопрос о своем наименовании. Изменение КПС республики: - республики в составе РФ не вправе в одностор. порядке изменять свой статус, также как и РФ не м. изменить его и без согласия республик. Согласно ч. 5 ст. 66 К-ции РФ статус республики м.б. изменен по взаим. согласию РФ и республики, в ее составе в порядке, установленном ФКЗ; - респуб.к-ции устан-т разные варианты порядка выражеяния согласия народа республики на изменение ее КПС (в Тыве - на основе волеизъявления 2/3 двух третей ее граждан, обладающих избирательным правом; в Бурятии - путем референдума). Предметы ведения республик в с-ве РФ – опред-ся К-цией РФ, Федератив. договором и к-циями республик и м.б. поделены на 2 группы: 1) относящиеся к предметам совместного ведения Ф. и ее республик, кот. решаются федер. и респуб. госорганами: 1.1. в обл. гос. строительства и безопасности (п.в. обеспечение соответствия к-ций и законов республик К-ции РФ и ФЗ; защита прав и свобод личности; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общ. безопасности; режима пограничных зон.); 1.2. в сфере экономич. и-социально-культурного строительства (? обладания прир.ресурами, охрана окр.среды,? воспитания, образования, науки, культуры, физ-ры и спорта и т.д.); 1.3. законодат. регулирование (админ., администрат.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, экологич., земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах); согласно ч. 2 ст. 76 К-ции РФ по предметам совмест. ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними НПА субъектов. Согласно ч. 3 ст. 11; ч. 2 и 3 ст. 78 К-ции РФ Р. и ее республики в лице своих госорганов м. заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между госорганами РФ и госорганами соответ. республики; 2) относящиеся к исключит.ведению республик, кот. решаются республиками см/но и опред-ся их к-циями на основе федер. К-ции и Федератив. договора. Эти полномочия осущ-ся респуб. органами зак., исп. и суд. вл. Сюда м.б. отнесено принятие К-ции Республики, внесение в нее изм. и доп., контроль за ее соблюдением; зак-во республики; тер-рия и админ.-тер. уст-во республики; защита КПС республики; установление системы респуб. госорганов; обеспечение деятельности МСУ; гос. награды и почет. звания; см/ное распоряжение своей собственностью; устанавление респуб. бюджета, налогов, фондов эконом.-соц. и культурного развития; регулирование внешнеэкономич., науч. и культу. связей с заруб. странами; заключение межпарламен. и межправит. договоров и соглашений и др. Закрепленный в к-циях некот. республик перечень их исключ. полномочий не явл-я исчерпывающим, т.е. республики см/но осущ-т полномочия, не отнесенные К-цией и Федеративным договором к ведению Ф. или к предметам совместного ведения.
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения. Края, области и ГФЗ явл-ся гос.-территор. образованиями в составе РФ. Статус данных субъектов опред-тся гл. 3 К-ции РФ, Федератив. договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федер. органами гос.вл. РФ и органами вл. краев, областей, гг. М. и СПб; др. федер. актами. В соотве. с ними данные субъекты: - обладают учредит. вл.: вправе принимать свои уставы, законы и иные НПА; - располагают своей тер-рией. Границы между ними и др. субъектами Ф. м.б. изменены с согласия края, области, ГФЗ; - образуют органы зак., исп. и суд. гос.вл. субъектов, кот. действуют на основе К-ции РФ, ФЗ, уставов (ранее - органы вл. краев, областей, ГФЗ относились зак-вом к местным органам вл.); - вправе иметь свою символику (герб и флаг); - явл-ся см/ми участниками международ. и внешнеэкономич. связей, соглашений с др. субъектами Ф., если это не противоречит К-ции и законам РФ. Координация международ. внешнеполит. связей краев, областей, ГФЗ осущ-ся федер. госорганами совместно с госорганами данных субъектов; - статус края, области, ГФЗ м.б. изменен только по взаимному согласию РФ и заинтер.субъекта согласно ФКЗ. В некот. уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса - на краевом референдуме и т.д. - К-ция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, ГФЗ в решении?, отнесенныx к компетенции РФ. Для этого от данных субъектов избираются депутаты в ГД и входят по 2 представителя в СФ. - Представит. органы вл. данных субъектов обладают правом зак. инициативы в ФС. Кроме того, представит. органы и администрация края, области, ГФЗ вправе вносить рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие кот. относится к компетенции Президента и Правительства РФ. - Края, области имеют свои административ. центры. - К-ция РФ, Федератив. договор и уставы краев, областей и ГФЗ определяют предметы ведения данных субъектов, кот. подразделяются на предметы совместного ведения Ф. и ее субъектов - краев, областей и ГФЗ (сфера гос.стр-ва и безопасности, зак.регулирование, эконом. и культ.стр-ва). Согласно ст. 76 К-ции РФ по предметам совмест. ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ, в соответствии с кот. органы гос.вл. краев, областей, ГФЗ осущ-т собств. прав. регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои НПА. Законопроекты по предметам совмест. ведения направляются краям, областям, ГФЗ для обсуждения. Все полномочия, не относящиеся к ведению РФ или совмест.ведению, осущ-тся органами гос.вл. данных субъектов см/но в соответствии с К-цией РФ (принятие, изменение и дополнение уставов, НПА; контроль за их соблюдением; установление системы органов гос.вл. субъекта; разработка и исполнение соц.-экономич., научно-технич., экологич. и иных программ субъекта; распоряжение природ. ресурсами, им-вом и финансами субъекта; админ.-терр. деление субъекта; организация и развитие МСУ и т.д.). - Опред. ос-ти – Москва согласно Закону РФ от апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |