Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ

Лекция 14. Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов РФ.

 

1. Статус субъектов Ф. согласно ч. 1 ст. 66 К-ции РФ опред-ся К-цией РФ, Федератив.дог-ром от 31 марта 1992 г. и конституц.зак-вом субъектов (конституциями или уставами).

2. Статус субъектов Ф. согласно ч. 5 ст. 66 К-ции РФ м.б. изменен только по взаим. согласию РФ и субъекта в порядке, установленном ФКЗ; при этом респуб.к-ции устан-т разные варианты порядка выражеяния согласия народа республики на изменение ее КПС (в Тыве - на основе волеизъявления 2/3 двух третей ее граждан, обладающих избирательным правом; в Бурятии - путем референдума).

3. Субъекты Ф. см/но устан-т собств.наименование, кот. д.б. внесено в ст. 65 К-цию РФ указами Президента РФ.

4. Субъекты РФ в пределах своих полномочий см/но разрабатывают и принимают собств. зак-во: к-ции (республики) и уставы (др.виды субъектов РФ), иные регион.НПА, кот. не нуждаются в последующем утверждении федер.госорганами.

НПА субъектов не м. противоречить К-ции РФ и ФЗ, принятым в пределах полномочий РФ – в таком случае действует ФЗ. Но в случае противоречия между ФЗ, изданным вне пределов полномочий РФ, и актом субъекта действует НПА субъекта;

5. Субъекты Ф. явл-ся самоуправляющимися тер-риями:

5.1. У кажд. субъекта Ф. есть собств. территория, кот. явл-ся состав.частью тер-рии РФ. Согласно с ч. 3 ст. 67 К-ции РФ границы между субъектами, т.е. тер-рии субъектов Ф. м.б. изменены только с их согласия, кот. выражается на референдумах или решением зак. органа гос.вл. либо сочетанием обоих вариантов; утверждение изменения границ субъектов Ф. относится к ведению СФ (ч. 1 ст. 102 К-ции РФ).

При этом республика м. иметь внутр. границу, отделяющую ее от др. субъектов Ф., и внешнюю - отделяющую ее от ин. гос-в и явл-ся одновременно гос. границей РФ.

5.2. Тер-рия каждого субъекта управляется им см\но в пределах своих полномочий посредством системы органов гос.вл. субъекта (зак., исп., суд.), кот. устанавливается им также см/но, но в соответствии с ОКС и ФЗ «Об общ. п-пах…».

Так, республика имеет свой зак. (представ.) орган — парламент; главу исп. вл. или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и ВАС. Многие республики имеют свой КС. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генпрокурору РФ.

5.3. Предметы ведения субъектов РФ опред-ся К-цией РФ, Федератив. договором, к-циями и уставами субъектов и м.б. поделены на 2 группы:

а) предметы исключит.ведения субъектов, кот. решаются ими см/но и опред-ся их к-циями и уставами на основе федер. К-ции и Федератив. договора. Эти полномочия осущ-ся гос.органами зак., исп. и суд. вл. субъектов Ф.

Сюда м.б. отнесено принятие К-ции Республики и устава др. субъектов, внесение в них изм. и доп., контроль за их соблюдением; регион.зак-во; тер-рия и админ.-тер. уст-во субъекта; защита его КПС; установление системы госорганов субъекта; обеспечение деятельности МСУ; награды и почет. звания; см/ное распоряжение своей собственностью; устанавление мсетного бюджета, налогов; регулирование внешнеэкономич., науч. и культу. связей с заруб. странами; заключение договоров и соглашений и др.

Закрепленный в к-циях иуставах субъектов Ф. перечень их исключ. полномочий не явл-я исчерпывающим, т.е. субъекты см/но осущ-т полномочия, не отнесенные К-цией и Федеративным договором к ведению Ф. или к предметам совместного ведения.

б) предметы совместного ведения Ф. и ее субъектов, когда последние осущ-т прав.регулирование и управление вместе с федер.органами гос.вл.

Это вопросы в обл. гос. строительства и безопасности (п.в. обеспечение соответствия регион.зак-ва К-ции РФ и ФЗ; защита прав и свобод личности; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общ. безопасности; в сфере экономич. и-социально-культурного строительства (? обладания прир.ресурами, охрана окр.среды,? воспитания, образования, науки, культуры, физ-ры и спорта и т.д.); законодат. регулирование (админ., администрат.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, экологич., земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах).

Согласно ч. 2 ст. 76 К-ции РФ по предметам совмест. ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними НПА субъектов. Согласно ст. 264 ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изм. и доп. в ФЗ «Об общ. п-пах…» все проекты ФЗ по предметам совмест. ведения согласовываются с с зак. и выс. исп. органами гос.вл. субъектов Ф., т.к.

5.4. т.к. каждый субъект в лице его зак. (представит.) органа обладает правом зак.инициативы и правом опрежающего прав.регулирования; в случае нарушения федер. вл. нормотворч. прерогатив субъекта он вправе обратиться в КС РФ.

5.5. Субъекты Ф. принимают участие в реализации федера.предметов ведения, т.к. они представлены в ФС = интересы субъектов представлены на федер.уровне: от них избираются депутаты в ГД, а в СФ каждый регион направляет 2 представителей. Для учета регион.интересов при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик, входящих в РФ; при Прав-ве РФ – представительства областей и др. субъектов.

Но согласно ч. 1 ст. 78 К-ции РФ предусматривается воз-ть создания тер.органов федер.госорганами исп.вл. для осущ-я ими своих полномочий.

5.6. Согласно ч. 3 ст. 11; ч. 2 и 3 ст. 78 К-ции РФ Р. и ее субъекты в лице своих госорганов м. заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между госорганами РФ и госорганами субъекта.

6. Субъекты Ф. обладают огранич. международ. правосубъектностью:

согласно ФЗ от 4 ян. 1999 г. «О координации междун. и внешнеэкономич. Связей субъектов РФ» субъекты Ф. в пределах, предоставленных им К-цией РФ, федер.зак-вом и дог-рами, вправе выступать в кач. участников междун. отношений и внешнеэкономич. связей, участвовать в деятельности междун. организаций, м. открывать зарубеж. представительства (не явл-ся дипломатическими), подписывать договоры и соглашения с ин. пратнерами (республики – с гос-вами), др. субъекты – с субъектами ин.федератив.гос-в, админ.-тер.образованиями ин.гос-в (такие дог-ры субъектов РФ с ин.пратнерами не будут явл-ся международными независимо от формы, наименования и сод-я).

Но междун. правосубъектность субъектов РФ ограниченна: она не м. противоречить К-ции РФ, федер.зак-ву, Федеративному договору, общепризнан.нормам междунар.права и междунар.дог-рам РФ.

Междун. деятельность субъектов координируется федер. госорганами совместно с органами гос.вл. субъектов согласно ст. 72 К-ции РФ.

7. Наличие собственности субъектов ( земля, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, др. прир. богатства, а также памятники истории и культуры и иные ценности нац. достояния). Вопросы владения, пользования и распоряжения прир. ресурсами регулируются феедр. и респуб.зак-вом. По взаим. договоренности между федер. госорганами и органами госвл. субъектов часть прир. ресурсов м. приобретать статус федеральных.

8. Субъекты имеют собств. символику, кот. см/но утверждают: герб, флаг, гимн, а также столицу (в республиках) или административ.центр (в др. субъектах РФ).

9. Субъекты Ф. не обладают правом сецессии – одностор.выхода из с-ва РФ.

10. Субъекты Ф. – несуверенные гос.образования, т.к. сувереном выступает только РФ, а ее состав.части располагают опред.степенью см/ти в сферах, опред-х федер. К-цией (постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П).

11. Субъекты Ф. равноправны: ч. 4 ст. 5 К-ции РФ подчеркивает как 1 из принципов федерализма в Р. – равноправие субъектов (все субъекты Ф. обладают одинаков. правами и обяз-тями, в т.ч. во взаимоотношениях с федер. органами гос.вл.). Однако сама К-ция РФ предполагает несколько исключений из данного принципа, тк субъекты изначально неравнозначны по статусу (РФ – асимметричная Ф.), и равноправны между собой субъекты 1 статуса →

Проблемы асимметричности субъектов РФ:

1) проблема преим-в республик, входящие в с-в РФ, по срав.с др. ее субъектами;

2) проблема по? равноправия краев, областей и входящих в них АОк.

Радикальное решение перехода Р. к полностью симметричной Ф. в принципе невозможно, т.к. выравнивание статуса субъектов занимает длит.историч. период, требует учета экономич. положения субъектов, их пол., соц. и нац. проблем, традиц.развития → на данном этапе к унификации статуса субъектов РФ. необходимо подходить взвешенно и осторожно, поскольку это м. нарушить основы рос. федерализма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Признаки РФ как федеративного государства | Виды субъектов РФ. Проблемы ассиметрии субъектов РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.