Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ




Ст. 79 К-ции РФ устанавливает, что РФ м. участвовать в межгос. объединениях и передавать им ч. своих полномочий в соответ. с междун. договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод личности и не противоречит ОКС РФ.

Находящиеся в составе РФ субъекты, включая республики, не м. заключать с ней межгос. договоры на тех же основаниях, что и с зарубеж. гос-вами. Но сущ-т многосторон. и двусторон. соглашения между РФ и ее субъектами о распределении полномочий между ними – примеры:

- Федеративный договор от 31 марта 1992 г. - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федер. органами гос.вл. РФ и органами гос. вл. суверенных республик в составе РФ (сегодня ФД в части, не противоречащей К-ции РФ, наряду с ней лежит в основе отношений России с республиками и др. субъектами Ф., подписавшими этот Договор);

- договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между ФОГВ и органами гос.вл. ее субъектов (такие договоры м.б. заключены РФ со всеми ее субъектами и сейчас подписаны со многими из них). Цель данных договоров - не в том, чтобы установить конституц.-прав. статус этих субъектов, уже определенный федеральной К-цией, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации гос. полномочий как Ф-ей, так и ее субъектами; позволяют повысить уровень взаимопонимания РФ, стабилизировать в них полит. обстановку.

Общие п-пы разграничения полномочий между ФОГВ и органами гос.вл. субъекта установлены ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законод. (представ.) и исп. органов гос.вл. субъектов РФ»:

- полномочия, осуществляемые органами гос.вл.субъекта Ф. по предметам ведения субъектов, определяются к-цией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта;

- полномочия, осуществляемые органами гос.вл. субъекта по предметам совместного ведения, определяются К-цией РФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями о передаче друг другу части полномочий федер. и регион. органов исп.вл.;

- полномочия, осуществляемые органами гос.вл. субъекта по предметам ведения РФ, опред-ся ФЗ, издаваемыми в соответствиис ними НПА актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

ФЗ, договоры о разграничении полномочии и соглашения, определяющие полномочия органов гос.вл. субъекта:

- д. устанавливать: права, обяз-ти и ответственность госорганов субъекта; порядок и источники финансирования осуществления соответ. полномочий;

- не м. одновременно возлагать аналогич. полномочия на федер. госорганы и органы МСУ и т.д. (чтобы полномочия не дублировались между различ. уровнями публич. власти, а б. закреплены за 1 уровнем, кот. нес бы за них ответ-ть).

ФЗ «Об общ. п-пах…» не только определяет порядок закреплены финан. обеспечения осущ-ия полномочий органов гос.вл. субъекта, но и фактически разграничивает полномочия по предметам ведения РФ и ее субъектов: ФЗ предусматривает 2 основ. типа полномочий органов гос. вл. субъектов по предметам совместного ведения:

- 1 типполномочия, осущ-е кот. финансируется из бюджета субъекта РФ;

в ст. 26.3 данного ФЗ - перечень данных полномочий, кот-ые субъекты обязаны исполнять (более 50 полномочий регион.органов, и постоянно расширяется);

но в ФЗ «Об общ.п-пах…» также заложены гарантии обеспечения интересов субъектов: по названным? м. приниматься ФЗ, однако не допускается включение в эти законы положений, кот-ми определяются объем и порядок осущ-я расходов из регион. бюджета субъекта, необходимых для исполнения этих полномочий органами вл. субъекта (за некоторыми прямо указанными исключениями).

- 2 тип - полномочия, осуществляемые органами вл. субъектов, но финансируемые за счет субвенций из федер. бюджета; порядок и объем осуществления таких полномочий детально регулируются ФЗ-ми (опред-ся права и об-ти федер. и регион. органов вл. при осущ-нии этих полномочий; гос. минимальные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций; порядок представления отчетности об осуществлении полномочий; порядок осущ-ния федер. контроля за исполнением регион. органами полномочий; условия и порядок временного изъятия полномочий у регион.органов и др.).

Кроме того, ряд полномочий м.б. возложен на органы вл. субъектов без финансирования из средств федер. бюджета - в случаях, когда данные полномочия не предусматривают создания новых гос.органов, гос.учреждений и гос.унитарных предприятий субъекта, а также осущ-ния доп. бюджет. инвестиций из регион. бюджета, платежей гражданам и юр. лицам, увеличения численности гос. граждан. служащих и работников госучреждений субъекта Ф.

4. Договоры о разграничении полномочий:

Разграничение предметов ведения и полномочий между федер. и регион. органами осущ-ся также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 11 К-ции РФ – такие дог-ры признаны наряду с К-цией и Федератив.дог-ром в кач. прав. формы согласования интересов при разделении властей по вертикали в федератив.гос-ве.

Длит. время путем заключения таких договоров достигался опред. компромисс в? разграничения полномочий между РФ и отдельными ее субъектами. С сер. 1990-х гг. договоры начали заключаться в основном с республиками, предоставляя последним значит. объем полномочий по сравнению с др. субъектами РФ (всего б. заключено 42 договора). Но в ходе проведения федератив. реформы 2000-х гг., направленной на централизацию вл. и усиление федер.контроля за регион.вл., б. проведена актив. кампания по расторжению таких договоров; в итоге – действие большинства из них прекращено, оставшиеся практически не действуют.

В наст. время порядок заключения договоров о разграничении полномочий определен в ФЗ «Об общ. п-пах…»:

1) договоры о разграничении полномочий заключ-ся только в случае, если это обусловлено экономич., географ. и иными ос-тями субъекта, и в той мере, в кот. указанными ос-тями определено иное, чем это установлено ФЗ.

В договоре о разграничении полномочий:

- устанавливается перечень полномочий федер. госорганов и госорганов субъекта, разграничение кот. производится иначе, чем это установлено ФЗ и законами субъекта Ф.,

- определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, права и обяз-ти сторон, срок действия договора и порядок его продления, а также основания и порядок его досроч. расторжения;

по договоренности сторон договор о разграничении полномочий м.б. составлен и подписан на рус. яз. и гос.языке республики в составе Ф.

Порядок подготовки и согласования проекта договора федер.госорганами определяется Президентом РФ в соотв. с указ.ФЗ. Порядок подготовки проекта договора исп. органами гос.вл. субъекта Ф. до его внесения в федер. госорганы определяется высшим должностным лицом субъекта Ф. (руководителем выс. исп.органа гос.вл. субъекта) в соответствии с ФЗ →

согласованный проект договора предварительно д.б. одобрен или отклонен зак. орган субъекта высшим должн.лицом субъекта в постановлении, принимаемом большинством голосов от установленного числа депутатов. Выс. должн. лицо субъекта сообщает о результатах рассмотрения проекта договора Президенту РФ;

орган гос.вл. субъекта, не явл-ся стороной договора, вправе получить по своему запросу проект данного договора до его одобрения и внести в него свои предложения и замечания. В случае внесения изменений и (или) дополнений в одобренный зак. органом субъекта проект договора или отклонения его отдельных положений - проект договора о подлежит повтор. согласованию и одобрению →

договор подписывается Президентом РФ и выс. должн. лицом субъекта Ф. Президент в теч. 10 дней после подписания договора вносит в ГД проект ФЗ об утверждении договора, кот. вступает в силу со дня вступления в силу ФЗ об утверждении договора о разграничении полномочий, если ФЗ не установлено иное.

Договор о разграничении полномочий имеет силу ФЗ, его действие м.б. приостановлено только путем внесения в него изменений и (или) дополнений.

Срок действия договора не м. превышать 10 лет.

Досроч. прекращение действия (расторжение) договора возможно по взаимному согласию сторон на основании решения суда. Расторжение договора по инициативе 1 из сторон возможно в случае установленного вступившим в силу решением федер. суда нарушения др. стороной положений договора. Решение федер. суда является основанием для принятия Президентом РФ или выс. должн. лицом субъекта Ф. решения о расторжении договора.

Решение о расторжении договора по инициативе 1 из сторон м. приниматься не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответ. суд.решения и подлежит офиц. опубликованию. В этом случае ФЗ об утверждении договора признается утратившим силу со дня офиц. опубликования соответ. решения о расторжении договора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.