Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 17. Избирательная система в РФ




 

1. Понятие и соотношение избирательной системы и избирательного права в РФ.

Под избират. системой в РФ понимается:

а) порядок выборов Президента РФ, депутатов ГД, порядок выборов в иные федер. госорганы, предусмотренные К-цией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с ФЗ;

б) порядок, используемый при выборах в органы гос.вл. субъектов Ф., а также при выборах в органы МСУ, проводимых в соответствии с федер.зак-вом и зак-вом субъектов Ф.

Значения термина «ИП»:

1) закрепленное в ст. 23 К-ции РФ разновидность субъектив. право рос. гр-н избирать и б. избранными; активное ИП — право избирать, т. е. право граждан РФ участвовать в выборах в госорганы и выборные органы МСУ; пассивное ИП - право избираться, т. е. право граждан РФ б. избранными в госорганы и в выборные органы МСУ; но сод-е субъектив. ИП также составляют др. правомочия – право участвовать в выдвижении кандидатов, предвыбор.агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избиркомов, установление итогов голосования и опред-е результатов выборов и в др. изб.действиях;

2) указанный ранее порядок определяется КПН, образующими подотрасль КП/1 из NB КПИ - ИП – это сов-ть КПН, регулирующих обществ. отношения, охватывающие осущ-е и защиту права гр-н (в установленных законом случаях – иностранцев) избирать и б. избранными в органы гос.вл. и МСУ, участвовать в иных изб.действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведении выборов и в межвыбор.период.

цели ИП как КПИ – юр.обеспечение организации и проведения выборов, создание надлежащих юр.условий реализации и защиты изб.прав рос.гр-н не только в период проведения выборов, но и в межвыбор.период;

Система ИП как КПИ:

- материально-прав. нормы и ин-ты (опред-т прав.положение субъектов – избирателей, кандидатов, изб.объединений и комиссий, наблюдателей и др. в кач. участников изб. отношений)

- процессуально-прав.нормы и ин-ты (регламентируют процедуру изб.процесса, очередность и последовательность его этапов и действий);

- общая ч. (универсальные нормы, распр-щиеся на изб.отношения независимо от вида и уровня выборов: п-пы и субъекты ИП, изб.системы, изб.процесс, фин.обеспечение выборов, обеспечение изб.прав гр-н в межвыбор.период, обжалование нарушений изб.прав гр-н, ответ-ть за это) и особенная ч. (сов-ть норм, кса-ся организации и проведения изб.компаний при опред.вида выборах: ин-ты выборов в федер.органы гос.вл., органы гос.вл. субъектов РФ, органы МСУ).

→ ИС и ИП тесно связаны, но не отождествляются.

Соотношение ИП с выборами, отзывом и референдумом (по мн. С.Д. Князева):

- с выборами: ИП регулирует проведение не любых видов выборов, а только тех из них, в ходе кот. формируются органы гос.вл. и МСУ посредством прям.волеизъявления гр-н, осущ-емого при помощи принадлежащих им субъектив.изб.прав (не б-т регул-ся выборы председателя зак.органа субъекта Ф., главы МО из числа представит.органа МСУ и т.д.);

- с ин-том отзыва: нередко ИП распр-ся не только на процедуру избрания, но и отзыва избирателями избранных депутатов и выбор.должн.лиц вследствие ответ-ти последних перед избирателями;

однако выборы и отзыв явл-ся см/ми ин-тами народовластия (отзыв не явл-ся обязат.ин-том демократии; на федер.уровне отзыв не допускается, на региональном – по усмотрению субъекта и только на уровне МСУ зак-во требует обязат.закрепления отзыва в уставах МО; выборы регулярно проводятся в установ.законом сроки, а отзыв м. иметь место только по инициативе избирателей и наличии оснований, предусмотренных законом; отл-ся порядок назначения, сроки проведения и юр.последствия); что свид-т, что ин-т отзыва нах-ся за рамками ИП, кот. рассчитано на регулирование сугубо изб.отношений;

- с референдумом: он также – см/й ин-т народ.суверенитета и несмотря на сходство процедуры организации и проведения голосования, опред-я его результатов на выборах и референдумах, ИП отделено от юрид.урегулирования референдума, преследующего иные цели, чем выборы.

 

2. Источники ИП РФ – НПА, кот. содержат КПН, определяющие порядок проведения выборов:

1) общепризнанные нормы и п-пы международ.права и межд.дог-ры РФ:

Европ.хартия МСУ 1985 г., Декларация о критериях свобод. и справед.выборов от 26 марта 1996 г., Конвенция о стандартах демократич.выборов, избират.прав и свобод в гос-вах – участниках СНГ от 7 окт. 2002 г. и т.д.

Межд.дог-ры РФ закреп-т общепризнанные стандарты периодич., обязат., открытых и гласных, свобод. и справед., подлинных и нефальсифицированных выборов;

возлагают на РФ обяз-ва по предоставлению гр-нам оговоренных в них изб,прав и свобод и недопущению незак.ограничений и посягательств на дан.права и свободы;

имеют приоритет при возникновении коллизий с НПА РФ;

2) К-ция РФ 93 г. в отл. от К-ции РСФСР 1978 г. не сод-т отд.главы «Избират. система», в кот. бы систематизировались положения, относящиеся к выборам в РФ;

в К-ции РФ устанав-ся значение выборов как высшего наряду с референдумом непосред.выражения вл.народа (ст. 3),

закрепляются актив. и пассив. права гр-н при выборах в гос.органы и органы МСУ, опред-ся общ.условия осущ-я этих прав (ч. 2-3 ст. 32 РФ),

опред-ся доп.условия осущ-я избират.прав, в т.ч. при проведении выборов Президента РФ и депутатов ГД; опред-ся порядок назначения их выборов, сроки полномочий, принципы проведения их выборов (ст. 81, 84, 96, 102 – Президент избирается сроком на 6 лет гражданами РФ, м.б. т. гр-н РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет, его выборы назначаются СФ; выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ, срок работы – 5 лет, д.б. гр-нами РФ, не моложе 21 года и иметь право участвовать в выборах); оговаривается необходимость муниц.выборов (ст. 130);

3) ФЗ:

ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. От 12 июля 2006 г.) – на основании данного ФЗ строится вся избират.система в РФ: ФЗ подробно опред-т гарантии избират.прав применительно ко всем выборам, проводимым в РФ; сод-т определения основ.терминов ИП; устанав-т права и обяз-ти участников выборов на всех стадиях избират.процесса; устан-т эти стадии; опред-т общие для выборов всех уровней правила обжалования в суды и избиркомы нарушений избират.прав гр-н; опред-т порядок опред-я мер ответ-ти за нарушение избират.зак-ва;

ФЗ-ы, НПА субъектов РФ о выборах не д. противоречить данному ФЗ;

несмотря на сод-ть и объем данного ФЗ, его х-т как рамочный, т.к. проведение всех видов выборов в РФ невозможно только на основе 1 закона: для проведения федер.выборов его нормы д.б. конкретизированы в ФЗ о выборах Президента РФ и депутатов ГД; для проведения выборов в субъектах – законами субъектов Ф. о выборов депутатов зак.органов и о муниц.выборах.

ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов ГД ФС РФ» (в ред. от 30 дек. 2008 г.);

ФЗ от 10 ян. 2003 г. «О выборах Президента РФ» (в ред. от 30 дек. 2008 г.);

Принятие последних 2 ФЗ предусмотрено К-цией РФ; они предусматривают порядок проведения выборов данных должн.лиц; но это не единственные ФЗ, регулирующие выборы в федер.органы вл. - напр-р ФЗ «Об основ.гарантиях…»,

ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изм. и доп.),

ФЗ в ред. 12 июля 2006 г. «Об общ. п-пах организации закон. (представ.) и исп. органов гос.вл. субъектов РФ»,

ФЗ в ред. от 8 дек. 2003 г. «Об общ.п-пах организации МСУ в РФ»,

ФЗ «О Гос. автоматизированной системе РФ «Выборы» и т.д.

ФЗ от 26 нояб. 1996 г. «Об обеспечении конституц.прав граждан РФ избирать и б. избранными в органы МСУ»: издание данного ФЗ б. обусловлено тем, что на 96 г. во многих субъектах РФ вопреки требованиям ФЗ «Об общих п-пах организации МСУ в РФ» не б. избраны представит.органы МСУ, т.к. органами гос.вл. субъектов не б. проделана соответ.работа = данным ФЗ б. установлены времен.правила назначения и проведения выборов представит.органов МСУ и выбор.долж.лиц МСУ для тех субъектов РФ, в кот. не б. сформирована зак.основа проведения выборов в МСУ, выборы б. не назначены или допущены иные нарушения зак-ва, препятствовавшие их проведению. В наст. Время сфера применения данного ФЗ ограничена.

4) к-ции республик, уставы и законы субъектов Ф.:

к-ции и уставы субъектов РФ регламентируют организацию и порядок выборов в зак.органы гос. вл. и органы МСУ субъектов РФ (сод-т нормы ИП, аналогичные нормам К-ции РФ, кот. м. выделяться в отд.главы; закрепляют порядок назначения выборов,условия осущ-я гр-нами пассив. ИПпри проведении выборов депутатов зак.органа субъекта, устан-т кол-во этих депутатов, срок их полномочий; в некот-х – опред-ся порядок формирования и прав.статус избиркома субъекта РФ);

в большинстве субъектов РФ приняты отдельные законы о выборах депутатов зак.органа гос.вл. и о муниц.выборах; в то же время распр-е получила практика принятия избират.кодексов субъектов РФ (в республике Башкортостан, Коми, Алтайском и Хабаровском краях, Амурской, Белгород., Владимир., Волгоград., Воронеж., Костром., Свердлов., тюмен. Областях и др. субъектах). И законы о выборах, и изб.кодексы воспроизводят большинство положений ФЗ «Об основ.гарантиях…», устан-т ситему избиркомов, закреп-т из полномочия, опред-т конкрет.порядок подачи голосов и опред-я результатов выборов, устан-т подроб.правила выдвижения и регистрации кандидатов, ос-ти финансирования выборов ведения предвыбор.агитации и иных процедур избират.компании.

5) постановления Центризбиркома и избиркомов субъектов РФ: Центризбирком при проведении федер.выборов и избиркомы при проведении выборов в органы гос.вл. субъектов РФ имеют право издавать инструкции, положения, постановления и некот. иные НПА, круг кот. опред-н в ФЗ «Об основ.гарантиях…» и кот. подлежат обязат.исполнению (напр-р по? единообраз.применения перечисленных ФЗ, порядку электрон.голосования и голосования по почте, порядку учета и отчетности о поступлении ср-в избират.фондов); не м. ограничивать избират.права гр-н; проверка соотвествия инструкции закону осущ-ся в суд.порядке;

особо – Положение о Гос. системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ, учтвержденное поставнолением Центризбиркома РФ 6 нояб. 1997 г. в ред. от 29 дек. 2005 г., закреп-щее основания, механизм и условия регистрации гр-н, обладающих актив.изб.правом на всей тер. РФ;

6) постановления ГД, регулирующие некот.? избират. процесса;

7) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав регионов (руководителей исп. органов субъектов Ф.) по? организации и проведения выборов;

8) уставы МО;

9) акты КС РФи конституц. (устав.) судов субъектов РФ:

конкретизир-т конституц.-прав.прс-во, в кот. складываются избират.отношения;

способ-т приведению ФЗ и законов субъектов Ф. о выборах в соответствие с К-цией РФ и к-циями (уставами) субъектов;

сод-т прав.позиции, опред-щие необходимость зак.урегулирования различ.аспектов изб.процесса.

 

3. Принципы ИП РФ -основополаг.начала, на кот. базируется мехнизм прав.регулирования избират.процесса в РФ.

Выделяют 2 групп п-пов ИП по целевому назначению в регулировании избират.отношений:

1) п-пы участия рос.гр-н в выборах (на основе всеобщего равного и прямого ИП при тайном голосовании – ст. 3 ФЗ «Об основ. гарантиях…»);

2) п-пы организации и проведения выборов.

1. Принципы участия рос.гр-н в выборах:

п-п всеобщего ИП: все взрослые граждане РФ имеют право участвовать в выборах:

а) гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избират. действиях, а по достижении возраста, установленного К-цией РФ, ФКЗ, ФЗ, к-циями, уставами и законами субъектов Ф. – б. избранным в органы гос.вл. и МСУ (ч. 1-2 ст. 32 К-ции РФ: ч. 1 граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей; … имеют избирать и б. избранным в органы гос.вл. и органы МСУ, а также участвовать в референдуме);

б) гражданин РФ м. избирать и б. избранным независимо от факторов, перечисленных ст. 19 К-ции РФ (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущ. и должн. положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общ. объединениям, а также др. обстоятельств);

Проблемы избират.цензов/ограничений изб.прав:

- возрастной ценз: для Президента РФ – не моложе 35 лет, депутата ГД – 21 года; устанавливаемый миним. возраст кандидата на выборах в зак. орган гос.вл. субъекта Ф. и в органы МСУ не д. превышать на день голосования 21 года; установление макс.возраста кандидата не доп-ся.

- ценз оседлости м. устанав-ся т. К-цией РФ и т. по отн. к пассив. ИП (ограничения пассив. ИП, связанные с нахождением места жительства гр-на на опред. тер. РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гр-на на данной тер., устанавливаются только К-цией РФ), согласно ст. 81 данный ценз закреплен лишь на президент.выборах (пост.проживание на тер. РФ – не менее 10 лет).

Также на сод-е всеобщ.ИП оказывают влияние иные ограничит.условия, кот. м. касаться как в целом ИП, так и актив. и пассив. его составляющих:

- не имеют ИП граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 К-ции РФ); участие в выборах гр-н, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается;

- в отн. актив. ИП ст. 17 ФЗ «Об основ. гарантиях…» доп-ся т. 1 доп. изъятие из данного п-па: не доп-ся к участию в выборах в органы МСУ в кач. избирателей военнослужащие, проходящие службу в воин.частях и учреждениях, кот. расположены на тер. соответ. МО, если место жительства этих военнослужащих до призыва на службу не б. расположено на тер. Данного МО;

актив. ИП обладает гражданин, место жительства кот. расположено в пред. избират. округа, а также в случае пребывания гр-на вне такового – за его пределами (пребывание гр-на вне его места жительства во время проведения в округе, в кот. оно расположено, выборов не м. служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы гос.вл. соответ. субъекта, органы МСУ);

- доп. ограничения пассив.ИП: не м.б. избранными:

гр-не РФ, явл-ся бипатридами либо имеющие вид на жит-во или иной документ, подтверждающий право на пост. проживание гр-на РФ на тер. ин.гос-ва;

гр-не, в отношении кот. имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать гос. и (или) муниц. должности в течение опред. срока, если голосование на выборах состоялось до истечения этого срока;

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые админ.наказанию по ст. 20.3, 20.29 КоАп, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в теч. Кот. лицо считается подвергнутым админ.наказанию;

лица, в отношении кот. вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершение действий, если указ.нарушения и действия совершены до дня голосования в теч. установленного законом срока полномочий избираемых органов гос.вл., органа МСУ, долж.лица;

гр-н, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности осущ-ть свои полномочия или отрешения от должности; аналогично – гр-н, замещающий должность главы МО и ушедший с должности по собств.желанию, либо отрешенный от должности – на соответ.досроч.выборах;

гр-н, дважды подряд занимавший должность Президента РФ – на следующих выборах Президента РФ.

ФЗ, конституцией (уставом), законом субъекта Ф. м. устанавливаться доп. условия реализации гр-ном пассив. ИП:

не позволяющие 1 и тому же лицу занимать 1 и ту же выбор.должность более установленного числа сроков подряд (аналогично – в Уставах МО – в отношении главы МО);

связанные с несовместимостью статуса депутата, выбор.долж.лица с занятием опред.деятельностью: предприним-й и иной оплачиваемой, за искл. преподавательской, научной и иной творч-й;

-депутаты зак. госорганов не м. занимать иные гос. должности, должности граждан. службы и муницип. должности, б. депутатами иных зак. госорганов или представит. органов МО, выбор. должн. лицами МСУ;

-выбор. должн. лица МСУ не м.б. занимать гос. должности, должности гос. граждан. и муницип. службы;

-депутаты представит. органов МО не м. занимать муницип. должности муницип. службы, б. депутатами зак.органов гос.вл. и т.д. согласно ФЗ.

На основании междунар. договоров РФ и в порядке, установленном законом, ин. гр-не, постоянно проживающие на тер. соответ. МО, имеют право избирать и б. избранными в органы МСУ, участвовать в др. избират. действиях на этих выборах на тех же условиях, что и гр-не РФ (на 2008 г. такие дог-ры у РФ – с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном).

 

1.2.п-п равного избират.права: каждый избиратель имеет 1 голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях:

1 элемент обеспечивается тем, что избиратель м.б. включен в списки избирателей только по 1 изб.участку и участвовать в голосовании только 1 раз; (для получения избират. бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя); каждому гр-ну выдается равное кол-во изб.бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение как волеизъявление др.гр-н;

2 элемент обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет к-л преимуществ перед др. избирателем, т.е. избиратели обладают идентичными с юр.т.зр. воз-тями для выдвижения кандидатов, имеет рав. условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыбор.агитации и др. избират.действиях; избират. права всех рос. гр-н в равной мере охраняются законом.

Если на выборах в зак. госорган или в представит. орган МО образуются избират. округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избират. округе с наименьшим числом мандатов, либо 1 голос (чтобы при выборах по многомандатным округам исключить воз-ть обладания избирателями различ. числом голосов).

Образуемые для проведения выборов изб.округа д.б. примерно равными по численности избирателей, за счет чего достигается равная значимость глосов избирателей на выборах, исключающая ситуации, при кот. их вес будет заметно различаться.

1.3. п-п прямых выборов: избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно; предполагет личное участие кажд.гр-на в голосовании (ст. 64 ФЗ «Об основ.гарантиях…» каждый избиратель голосует лично, а голосование за др. избирателей не доп-ся).

Прям. ИП отличается от непрямого, кот. м.б. 2 видов - косвенным (избиратели выбирают выборщиков, кот. в свою очередь избирают представителей или к-л иных лиц) и многостепенным (выборы представителей в вышестоящие представит. органы нижестоящими).

Преим-во прям. выборов - все избираемые органы гос.вл. являются непосредственно представит. органами народа = воз-ть пост. тесной связи этих органов с избирателями, контроля населения за их работой.

 

1.4.п-п тайного голосования исключает воз-ть к-л контроля со стор. Люб.органов, должн.лиц, общ.объединений за волеизъявлением избирателей;

соблюдение тайны голосования – 1 из важн.обяз-тей избиркома, в т.ч. при досроч., электрон. голосовании и голосовании почтой; избирателю предоставляется воз-ть использовать особ. комнату или закрытую кабину для заполнения избират. бюллетеня, во время заполнения кот-х в этих помещениях запрещается присутствие кого-либо, включая и членов избиркома; бюллетень опускается в избират. ящик лично;

но тайное голосование – также право избирателя, и он м. заполнить бюллетень вне кабины, но только если его действия не б. носить агитац. х-ра;

 

1.5.п-п свободы выборов и добровольного участия в них:

никто не вправе воздействовать на гр-на, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свобод. волеизъявление;

свобод. волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

 

2. Принципы организации и проведения выборов в РФ, на кот. базируется прав.регулирование всех изб.отношений в период изб.компании:

2.1 обязательность выборов: выборы – необх. и един.закон.сп-б формирования избираемых органов гос.вл. и МСУ = соответ.гос. или муниц.органы и долж.лица обязаны назначить в установл.законом сроки выборы, не вправе отменять их или переносить;

если уполном.орган не назначит выборы в установл.законом сроки или такое лицо либо орган отсутствуют, то решение о назначении выборов – совет.избиркомом, если он не назначит или отсутствует, то по заявлению избирателей, прокурора, органов гос.вл. или МСУ, изб.объединений соответ.суд общ.юрисдикции определит срок, не позднее кот. уполном-й на то орган или долж.лицо или соответ.избирком должны назначить выборы (ст. 10 ФЗ «Об основ.гарантиях…»);

предполагает обязат-ть результатов: офиц-но установленные избиркомами итоги голосования и принятые на основании их решения о результах выборов обязательны для исполнения всеми органами гос.вл., МСУ, долж.лицами; но соответ.решение избиркома м.б. отменено только судом и только по основаниям, прямо установленным в ФЗ «Об основ.гарантиях…» (ст. 77 ФЗ); при этом заявление об отмене рнезультатов выборов по мотивам нарушения изб.прав гр-н м.б. подано в суд не позднее 1 года со дня офиц.опубликования результатов соответ.выборов;

 

2.2. периодичность выборов, кот. в связи с времен.х-ром осущ-я полномочий избираемых долж.лиц и органов д. проводиться через опред.законом интервалы времени; при чем промежутки между выборами в идеале д. обеспечить стаб-ть работы избранных лиц и органов, но в то же время – гарантировать воз-ть их сменяемости, что предотвратит узурпацию вл. 1 и той же элитой или лидером на длит.срок →

днями голосования на выборах в органы гос.вл. и МСУ согласно ФЗ-ву обычно – 2-е вс марта или 2-е вс октября года, в кот. истекают сроки полномочий;

* согласно ст. 8 ФЗ «Об основ.гарантиях…» на 2008 г. срок полномочий, на кот. изб-ся федер.гос.органы, органы гос.вл. субъектов РФ, органы МСУ не мог превышать более 5 лет …;

 

2.3. альтернативность и состязательность выборов:

альтернативность обеспечивает избирателям реальную воз-ть выбора 1 из нескольких кандидатов посредством свобод.волеизъявления;

Но зак-во допускает включение в изб.бюллетень только 1 кандидата при проведении повтор.голосования, а также, если это предусмотрено регион.зак-вом, на выборах депутатов представит. органов МО, но единствен.кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 % числа избирателей, принявших участие в голосовании;

если ко дню голосования в одно/много-мандатном изб.округе число зарегистрированных избирателей окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему, либо если в едином изб.округе будет зарегистрирован только 1 кандидат (список кандидатов), то голосование в таком округе д.б. отложено для доп.выдвижения кандидатов;

состязательность обеспечивается легальным соперничеством кандидатов, пратий, изб.объединений;

до недав.времени – избирателям предоставлялось воз-ть проголосовать против всех кандидатов или списков кандидатов, однако действ.зак-во отказалось от размещения в тексте изб.бюллетеня строки «протии всех» на всех видах выборов, проводимых в Р.;

 

2.4. принцип проведения выборов независимыми избират.комиссиями: согласно ФЗ «Об основ.гарантиях…» избиркомы осущ-т подготовку и проведение выборов в гос.органы и органы МСУ независимо от них и обеспечивают реализацию изб.прав гр-н.

Система избиркомов: Центризбирком РФ, избиркомы субъектов, территориальные избиркомы (районные, городские, МО-й), окружные, участковые

Независимость избиркомов обеспечивается:

- особ.прядком их формирования;

- ограничениями для их членов, наделенных правом решающего голоса;

- набором полномочий, наделяющих их исключит.правами по составлению списка избирателей, регистрации кандидатов, организации голосования и определения результатов выборов;

- обязательностью принятых ими решений для федер. и регион. органов гос.вл., МСУ, кандидатов, изб. объединений, избирателей и т.д.;

- невоз-тью их расформирования иначе, чем на основании суд.решения;

- нево-тью к-л. гос.органу или долж.лицу присвоить себе их полномочия.

Условия и сроки формирования – см/но (см. Окей, с. 32).

 

2.5. гласность:

- вся деятельность избиркомов при подгтовке и проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определения результатов выборов осущ-ся открыто;

- решения органов гос.вл., МСУ, избиркомов, касс-ся выборов или изб.прав гр-н обязательно подлежат офиц. опубликованию;

- воз-ть участия в заседаниях избиркомов зарегистрированных кандидатов и их уполном.представителей, представителей СМИ, а также присутствие при проведении голосования наблюдателей, в т.ч. иностранных;

 

2.6. территориальная основа организации и проведения выборов обусловлена указаниеим ст. 4 ФЗ «Об основ.гарантиях…» о том, что наделение гр-на актив.изб.правом увязывается с расположением его места жит-ва на тер. поред.изб.округа = по тер.п-пу образуются изб.участки и округа, формируются избиркомы, осущ-ся регистрация избирателей и составление их списка, устанав-ся итоги голосования.

 

2.7. принцип сочетания гос.финансирования избирательной кампании с возможностью использования негосударственных средств:

расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответ.уровня прз-ся избиркомами за счет ср-в выделенных на эти цели из бюджета (федер., субъекта Ф., местного); однако кандидаты обязаны создавать собств.изб.фондыдля финансирования своей изб.кампании (эти фонды м. создаваться за счет собств. ср-в кандидата или изб.объединения; добровольного пожертвования гр-н и юр.лиц, срв, выделенных соответ.избиркомом кандидату или изб.объединению);

сущ-т категории лиц, кот. зак-во запрещает вносить пожервования в изб.фонды: ин.гр-нам и апатридам, ин.гос-вам и ин.объединениям, межд.организациям и движениям, гос.органам, МСУ, гос. и муниц.учреждениям, предприятиям, правоохранит.органам, военным учреждениям, благотворит. и религиоз.организациям. аноним.жертвователям, юр.лицам, зарегистрированным менее, чем за год со дня голосования на выборах; корпорациям, в устав.капитале кот. доля ин.участия или вклад РФ, субъектов РФ, МО превышает 30 % на день офиц.опубликования решения о назначении выборов;

зак-во также устан-т предельные размеры перечисляемых в изб.фонды собств.ср-в кандидата, изб.объединений; ср-в, выделяемых кандидату выдвинувшим его изб.объединением, и добров.пожертвований физ и юр.лиц, пред.размеры расходования ср-в изб.фондов;

все ден.ср-ва, образующие из.фонд перечисляются на спец.счет в банке, кот. открывается кандидатом или его уполномоч.представителем по фин?, либо уполномоч.представителем по фин? изб.объединения; порядок открытия, ведения и закрытия счетов устанав-ся соответ. избиркомом по согласованию с Центробанком или его нац.банками; также избиркомы осущ-т контрольз а порядком формирования ср-в изб.фондов и их расходования;

Средства изб. фондов м. использоваться:

а) на фин.обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижениякандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

б) предвыборную агитацию, а также на оплату работы (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), непосредственно связанных с проведением кандидатами, изб. объединениями своей изб. кампании;

г) внесение избирательного залога.

 

2.8.: принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избират.систем при проведении выборов депутатов в РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.