Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок выборов и вступления в должность П

История института президентства в РФ.

Институт през. вл. - сравнительно короткую историю в развитии рос. гос-ти:

в России? об учреждении поста П. решался сложно: Президент СССР;

Съезд народных депутатов РСФСР - против введения поста П., и по инициативе 1/3 депутатов б. назначен всерос. референдум (17 марта 1991 г.), в соответствии с результатами кот. указанный пост и б. учрежден → в Конституцию РСФСР 1978 г. б. включена глава о П.;

1-й П. РФ б. избран путем прямых всенарод. выборов 12 июня 1991 г.,

его статус по Конституции 1978 г. имел сущев. отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 г.:

1) он определялся как высш. должн. лицо и глава исп. вл. (а не глава гос-ва);

2) не обладал (как сейчас) полномочиями определять основ. направления внутр. и внеш. политики;

3) не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

4) не участвовал в назначении членов КС, Верх. Суда, ВАС, Генерального Прокурора, Председателя ЦБ;

5) был обязан представлять не реже 1 раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом соц.-эконом. и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд м. потребовать внеочередного доклада;

6) указы и распоряжения П. м. отменить Съезд, а на основании заключения КС – и Верховный Совет (последний б. вправе приостанавливать действие указов и распоряжений до разрешения? КС);

7) несмотря на то, что П. - главой исп. вл., Совет Министров – Прав-во б. подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью всех подотчетных им гос.органов → решение об отставке Прав-ва принималось Съездом или Верховным Советом путем выражения недоверия Прав-ву, либо П. по своей инициативе с согласия Верховного Совета;

в К-ции 1978 г. - Верховный Совет давал согласие на назначение министров ИД, обороны, безопасности и ВД (ч. 3 ст. 108);

П. представлял Верховному Совету предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, гос. комитетов и ведомств РФ (ч. 6 ст. 1215);

8) принципиально иными - основания и порядок отрешения П. от должности;

9) предусматривалась должность вице-президента.

 

2. Конституционно-правовой статус Президента:

Придание Президенту статуса главы гос-ва вызвано объективными причинами:

- требовалось повышение уровня персоницифированного представительства гос-ва как внутри страны, так и в междунар. отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой гос-ва, а не высшим должн. лицом, входящим в систему исп.вл., что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу гос-ва и, по существу, умаляло бы прерогативы представит. органа гос. вл. РФ, ставило бы исп. вл. над законодательной;

- необходимость централизации вл. в условиях системного кризиса.

Закрепленный в ст. 80 К-ции статус главы гос-ва означает, что П. формально не относится ни к одной из ветвей вл.

Важным аспектом в х-ке статуса Президента является само место в К-ции главы о П.: она открывает перечень глав, посвященных органам гос. вл. РФ (а в прежней К-ции глава о П. следовала за главой о высших представит. органах, т.к. П. - главой исп. вл.) = место, которое занимает в К-ции глава о П., является прав. док-вом, подтверждающим в прямой форме то, что П. не включается непосредственно ни в одну из 3-х ветвей вл., что - предпосылкой выполнения возложенной на П. задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. вл.

 

При этом статус главы гос-ва не дает никаких оснований трактовать през. вл. как стоящую над др. властями, зависящими от нее, т.к. Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению П. РФ в авторитарного правителя:

- в ограниченности периода полномочий П. 6 годами;

- в недопустимости занятия поста П. более 2-х сроков подряд;

- в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере,

- в возможности отрешения его от должности,

- в воз-ти признания не соответствующими К-ции НПА П. на основе решения КС РФ и др.

 

П. обладает неприкосновенностью (ст. 91 К-ции), содержание кот. в К-ции нераскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов, что свидетельствует о высокой степени защиты П., кот. получил свои вл. полномочия от народа на основе свобод. выборов = отсут-т нормы, раскрывающие сод-е неприкосновенности П., порядок ее реализации → применяется аналогия закона: объеи неприкосновенности П. не м.б. уже депутатской (невоз-ть без согласия палаты ФС привлечь к уг. или админ.отв-ти, задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнуть лич.досмотру (за искл., когда это предусмотренозаконом для обеспечения безопасности др.людей), и по идее д.б. шире, но? - насколько:

согласно Постановлению КС от 11 июля 2000 г. по делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) К-ции, П. - постоянно действующим органом гос. вл. и осущ-т свои полномочия как единоличный глава гос-ва и никто не м. присваивать его полномочия;

статус П. предполагает, что любое админ-е или уг.-проц.действие в отн. него вело бы к пол.нестабильности = в отл. от др. лиц с иммунитетом П. вообще не д.б. подвергаем прз-ву подобных мер, в связи с чем нет нормы, предусматривающей ч.-либо согласия на их применение + такое применение м.рассм-ся как попытка гос.переворота;

но неприкосновенность П. нельзя трактовать как абсолютную, т.к. К-ция предусматривает воз-ть отрешения его от должности при наличии фактов, доказывающих совершение П. тяжкого преступления (у П. нет иммунитета от уг.от-ти вообще);

- ФЗ от 12.02.2001 г. «О гарантиях П-у РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»: ч. 1 ст. 3: ех. П. обладает неприкосновенностью, т.е. не м.б. привлечен к уг. или админ.от-ти за деяния, совершенные им в п-д исполнения своего п-ва, и др. (см. депутат.неприкосновен-ть), если указанные действия осущ-ся в ходе прз-ва по делам, связанным с исполнением полномочий П. РФ;

- в случае возбуждения уг.дела по факту совершения ех.П-м тяжкого преступления в период исполнения им обяз-тей П. он м.б. лишен неприкосновенности, для чего предусматривается особ.процедура: Ген.прокурор направляет представлениев ГД, кот-я д.дать согласие на лишение неприкосновенности ех.П., заетм такое согласие дает СФ; если обе или 1 из палат ФС не дает такого согласия, то это влечет прекращение уг.дела; в случае согласия палат на лишение неприкосновенности П. прз-во по делу происходит в порядке, установленным УПК;

Гарантии П. РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи:

- ФЗ от 12.02.2001 г. «О гарантиях П-у РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»:

- не урегулирована процедура о соц.и матер. гарантиях членам семьи умершего П.;

- не распр-ся в случае импичмента;

- распр-ся на П., прекратившего свои полномочия в связи с истечением срока его пребывания в должности, отставки, стойкой несп-ти по сост.здоровья осущ-ть свои полномочия;

- пожизненно: гос.охрана, мед.обслуживания на уровне П., гос.страхование жизни и здоровья за счет федер.бюджета; мат.сод-е и льготы.

 

Вопрос о партийной принадлежности П. в К-ции РФ не урегулирован; в ФЗ «О пол.партиях» от 11 июля 2001 г. (ч. 4. ст. 10): П. вправе приостанавливать свое членство в ПП на срок осущ-я полномочий = закон не запрещает и не обязует.

 

3. Функции П. как главы гос-ва - касаются основ жизнедеятельности гос-ва и общества:

а) гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина ( ч. 2 ст. 80 К-ции):

- гарантии конституц.правопорядка: П. обеспеч-т положение, при кот-м все органы гос-ва выполняют свои конституц.обяз-ти, не выходя за пределы своей компетенции;

- принимает законные меры, если на тер-рии гос-ва действуют организации, от кот-х – реальная угроза конституц. строю и правам ч.;

- предлагает законы, издавать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан, по борьбе с организованной преступностью; право вето на законопроекты парламента, связанные с сферой прав ч.;

- право обращения в КС РФ за казуальным толкованием;

- взаимодействие с полпредами, омбудсменами;

- роспуск ГД, отставка Пр-ва;

 

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности (ч. 2 ст. 80 К-ции):

- внутри страны: меры совместно с др. органами, чтобы на тер-рии гос-ва не б. субъектов, обладающих вл. большей, чем гос-ая и/или неподконтрольных ему;

- в международ.отношениях: меры, чтобы Р. – равноправ.субъектом международ.права, создание условий, при кот-х ни 1 ин.гос-во не м.бы принять вл.решение, обязат-е для исполнения на тер-рии РФ;

- неприкосновенность тер-рии, целостность системы управления гос-вом и обеспечение единства народа: по этим? сам П. опред-т, имеет ли место нарушение или угроза нарушения целостности и предпринимает необход.действия: ввод чрезвыч. и воен.положения (совместно с СФ), функции главковерха – ответ-ть за уровень боесп-ти страны и состояния ВС, урегулирование отношений между РФ и ее субъектами (против сепаратизма), недопущение пропаганды, направленной на разжигание розни…

 

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. вл. РФ ( ч. 2 ст. 80 К-ции РФ):

- обеспеч-т условия, при кот-х все ветви вл. способны выполнять свои функции;

- обеспеч-е функционирования ГС (1.09.2000 г.) – совещат.органа, содействующего реализации полномочий П., в составе выс.долж.лиц (рук-ли выс.исп.органов гос.вл. субъектов РФ);

- при П. – Объединенная комиссия по координации зак.деятельности, кот-я решает? взаимодействия П. с палатами ФС в законотворч.процесссе;

- прибегает к согласительным процедурам и др.мерам преодоления кризисов и разрешения споров как на федер.уровне, так и на уровне взаимоотношений органов гос.вл. РФ и органов гос.вл.субъетов РФ, между различ.субъектами РФ;

 

г) определяет основные направления внутр. и внеш. пк гос-ва (ч. 3 ст. 80):

- предвыбор.программа: цели и задачи, приоритет.направления развития;

- исходит из своего представления о пк гос-ва, кот-е он не д. согласовывать с кем-либо, но прри этом д. исходить из объетив.ос-тей развития гос-ва, обществ.мнением, расстановкой сил в парламенте, международ.обстановкой, не д. выходить за рамки законов;

- формы опред-я направлений пк:

- ежегод.послания ФС (п. е ст. 84): оценка положения дел и задачи на будущее;

- бюджет.послания П. Пр-ву РФ;

- тематич.послания ФС (по нац.безопасности);

- формулирование в указах («Об утверждении воен.доктрины РФ»);

- публич.вытупления, обращения в СМИ;

 

д) представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80):

- представляет гос-во во взаимоотношениях со всеми стр-рами граждан.общества внутри страны посредством решения? гражданства, учреждения гос.наград и почет. званий, предоставлением полит.убежища, подписания дог-ров между РФ и ее субъектами;

- в международ.отношениях П. олицетворяет РФ как субъект межд.отношений, страну путем ведения переговоров с главами др.гос-в, организаций, подписания от им. РФ межд.дог-ров, вступления в межд.организации, назначения послов и представителей в др.гос-ва; любые межд.обяз-ва, принятые долж.лицами отим. РФ без поручения П. м.б. им дезавуированы (объявлены недействительными);

- назначение полпредов внутри страны и послов за рубежом.

 

4. Полномочия и прерогативы:

1. Участие П. в формировании федер. органов гос. вл.

В соответствии с К-цией в формировании федер. органов гос. вл. действуют и Президент, и ФС, что достигается 2 путями: либо П. назначает опред. должн. лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

 

1.1. Президент и ФС (ст. 84):

- назначает выборы ГД в соответствии с К-цией и ФЗ (п. а ст. 84);

- распускает ГД в случаях и порядке, когда возникают неразрешимые коллизии в отношении Пр-ва (п. б ст. 84, п. 1 ст. 109, п. 4 ст. 111, ч. 3 и 4 ст. 117); назначает нов.выборы с тем, чтобы новая ГД собралась не позднее чем через 4 мес. После роспуска старой;

- подписывает и обнародует ФЗ (п. д ст. 84);

- обладает правом отлагательного /относительного вето (п. 3 ст. 107) только в отношении ФЗ (м.б. преодолено повтор.принятием ФЗ 2/3 голосов каждой палаты ФС, а П. обязан его подписать в теч. 7 дней); исходя из ст. 108 в отношении ФКЗ права вето у П. нет;

- обладает правом зак.инициативы (п. г ст. 84, ч. 1 ст. 104); для определения порядка реализации права зак. инициативы П. и его участия в законотвор. процессе при принятии ФЗ Указом П. от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия П. РФ с палатами ФС РФ в законотворч. процессе;

- подписывает и обнародует ФЗ (п. д ст. 84);

- вносит в ГД проекты ФКЗ об образовании в составе РФ нов.субъекта;

- м. обращаться в КС с запросами о соответствии К-ции РФ предусмотренных в ст. 125 НПА, о толковании К-ции;

- имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений К-ции (ст. 134);

- обращается к ФС с ежегод.посланиями (п. е ст. 84);

- имеет полпредов в СФ и ГД (представл-т на заседаниях палат внесенные П-м законопроекты, выступают с обоснованием отклонения П-м принятых законов и др.);

 

1.2. П. и исп.вл.:

наибольший объем полномочий закреплен за П. в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исп. вл.:

- прерогативы по формированию Пр-ва:

- назначает с согласия ГД Председателя Пр-ва (п. а ст. 83);

- совместно с председателем формирует Пр-во РФ и всю систему органов исп.вл. (п. д ст. 83, ч. 1 ст. 112.): П. утверждает предлагаемую председателем Пр-ва стр-ру федер.органов исп.вд. и решает? персонального назначения рук-лей федер.министерств и ведомств; при этом? назначения ряда рук-лей «силового блока» П. разрешает единолично без председателя Пр-ва;

под системой органов исп.вл. - определение видов этих органов: См. Указ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре ФОИВ» + Указ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы стр-ры ФОИВ»: федер. министерства, федеральные службы и федер.агенства;

определяет не только систему, но и структуру ФОИВ, т.е. устанавливает конкретный их перечень (эта стр-ра утверждается каждым новым П. при решении вопроса о формировании Пр-ва);

- имеет право председательствовать на заседаниях Пр-ва (п. б ст. 83);

- принимает единоличное решения об отставке Пр-ва (п. в ст. 83 и п. 2 ст. 117);

- постановления и распоряжения Пр-ва в установленных К-цией случаях м.б. отменены П. (ч. 3 ст. 115: противоречия К-ции РФ, ФЗ, указам П., ч. 2 ст. 85);

- перед вновь избранным П. Пр-во слагает свои полномочия;

- руководит деятельностью целого ряда ФОИВ: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, а также федеральные службы: фельдъегерская; разведки; ж/д войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и некот. иные органы: Управление делами П.; Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностр. гос-вами; Глав. управление спец. программ П., Гос. технич. комиссия при П.; П. утверждает по представлению Председателя Пр-ва положения о них и назначает их руководителей,

- а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главком ВС РФ и Председатель Совета Безопасности.

 

1.3. П. и судеб.власть:

участие в формировании органов суд.вл.:

- представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей выс.суд.инстанций КС, ВС, ВАС (п. е ст. 83 и п. 2 ст. 128);

- формально назначает судей др. федер. судов (п. е ст. 83 и п. 2 ст. 128);

- осущ-т помилование осужденных за уг.преступления (п. в ст. 89 К-ции и ст. 85 УК РФ);

- назначает также своего полпреда в КС РФ.

 

1.4. Участие в формировании др.фед.органов:

- представляет ГД кандидатуру для назначения на должность и ставит? об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (п. г ст. 83);

- назначает 5 членов (1/3 ч.) Центризбиркома,

- м. представлять в ГД кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека (ФКЗ);

- представляет СФ кандидатуру для назначения на должность и освобождения от нее Ген. Прокурора (п. е ст. 83)

- утверждает 42 члена Общественной палаты (1/3 состава) – негос.стр-ра.

 

2. Президент совместно с Прав-вом обеспечивает осущ-ие полномочий федер. гос. вл. на всей тер-рии РФ (ч. 4 ст. 78):

В реализации этих функций П. важное значение имеет ГС РФ, а также институт полпредов П. в федер. округах:

2.1. ГС был образован в связи с изменением порядка формирования СФ с тем, чтобы обеспечить участие глав исп. вл. – выс. должн. лиц субъектов РФ, переставших быть его членами, в решении важн.? гос. жизни, обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов РФ.

Указом П. от 1 сентября 2000 г. - утверждено Положение о ГС:

- по статусу ГС – совещат. орган,

содействующий реализации полномочий П. по? обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов гос. вл.;

на его заседаниях - проблемы, имеющие особ. гос. значение, касающиеся взаимоотношений РФ и ее субъектов, важн.? гос. строительства, укрепления основ федерализма;

по результатам обсуждения вносятся предложения П-у;

по предложению П. ГС рассматривает проекты Указов, имеющих общегос. значение,? исполнения К-ции РФ, ФЗ, Указов;

оказывает содействие П. в использовании согласительных процедур,

рассматривает проект федер. бюджета.

- с-в ГС: Председатель (П.) и члены – выс. долж. Лица (главы регионов РФ).

 

2.2. В обеспечении П. осущ-ния его полномочий на всей тер-рии РФ ответственная роль принадлежит полномочным представителям П. в федеральных округах:

- первоначально б. учреждена должность полпреда в субъекте РФ → преобразована в полпреда в регионе (охватывающем несколько субъектов) →Указом П. от 13 мая 2000 г. - учрежден институт полпреда в федер. округе;

- причины: пот-ти в создании лучших условий для реализации П. своих конституц. полномочий, повышении эффективности деятельности федер. органов гос. вл. и контроля за исполнением их решений на местах;

В 2000 г. – 7 ФО: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный; в 2012 г. – 8.

- Полпред назначается и освобождается П., ему подчинен; он и его замы входят в состав Администрации П.

- задачи полпреда:

- организация в ФО работы по реализации органами гос. вл. контроля за исполнением решений федер. органов;

- представление П-у регуляр. докладов об обеспечении нац. безопасности, а также о полит., соц.-эконом. положении в ФО;

- координация деятельности федер. органов в ФО;

- организация их взаимодействия с органами субъектов РФ;

- анализ эффективности деятельности правоохранит. органов;

- осущ-ие контроля за исполнением ФЗ;

- согласование назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию П.

- властными, админ. полномочиями представитель не наделен, но он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений П., ход реализации федер. программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в ФО.

Организац. обеспечение деятельности полпреда - Администрацией П.: рук-ль Администрации – оператив. рук-во деятельностью полпредов.

 

3. П. и органы гос.вл. субъектов РФ:

1) вправе приостанавливать действие актов ОИВС РФ в случае противоречия этих актов К-ции РФ и ФЗ, междунар. обяз-вам РФ или в случае нарушения прав и свобод ч. и гражданина до решения этого? соответ. судом;

2) м. использовать согласит. процедуры для разрешения разногласий между органами гос. вл. РФ и ее субъектов, а также между органами гос.вл субъектов. В случае недостижения согласованного решения он м. передать разрешение спора на рассмотрение соответ. суда (ст. 85 К-ции РФ);

3) управомочен своим Указом выносить предупреждение зак. органу субъекта РФ об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, П. вносит в ГД проект ФЗ о роспуске данного зак. (представит.) органа субъекта;

4) вправе отрешать от должности выс. должн. лицо (руководителя выс. ИОГВ), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом выс. исп. органа гос. вл. Основания отрешения: выражение данному лицу недоверия со стор.зак.органа субъекта РФ; утрата доверия П. в связи с ненадлежащим выполнением обяз-тей.

П. м. выносить предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом НПА, неисполнение решения суда в течение 2 месяцев. В необход. случаях П. м. назначить ВРИО высш. должн. лица субъекта РФ на период до вступления в должность вновь избранного;

5) в соответ. случаях, когда органы субъекта РФ не принимают установленных ФЗ мер в отношении нарушившего своим актом федер. конституцию или закон представит. органа муниц.образования или главы последнего, П. вправе внести в ГД проект ФЗ о роспуске представит. органа МСУ, а также отрешить главу МО;

6) в 2005 г. б. отменен прежний порядок всеобщих прямых выборов руководителей регионов РФ, т.е. высших должн.лиц субъекта РФ: их избрание стал производить орган зак. вл. субъекта РФ по предложению П. из числа кандидатур, выдвинутых партией, занявшей большинство мандатов на выборах.

 

4. Полномочия П. во внешнеполит., воен. и чрезвыч.областях.

- осуществляет рук-во внеш. пк, определяет основные ее направления, т.е. опред-т внешнепол.курс страны и непосред-но рук-т его выполнением (ст. 86);

- ведет переговоры как лично, так и через назначенное им лицо или делегацию;

- подписывает международ. дог-ры РФ (подписание означает стадию заключение дог-ра, на кот-й выражается согласие РФ сданным дог-ром; подписание м.б. как промежуточной, так и основной стадией заключения дог-ра);

- подписывает ратификационные грамоты: ратификация – согласие РФ на заключение МД; в РФ ратификации подлежат МД, исполнение кот-х требует изменение действующих или принятия новых ФЗ; р-ция осущ-ся в форме ФЗ;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатич. представителей:

верительная грамота выдается главам представительств в ранге чрезвыч. или полномоч.посланников; ВГ подписывается главой аккредитующего гос-ва и адресуются главе принимающего гос-ва;

отзывная грамота направляется главой гос-ва, дипломат кот-й отзывается;

- назначает и отзывает дипломатич. представителей РФ в ин.гос-вах и междунар. организациях после консультаций с соответств. комитетами или комиссиями палат ФС (п. м ст. 83);

- утверждает воен. доктрину РФ – систему офиц. взглядов на? обороны и воен.строительства (п. з ст. 83);

- является Верховным Главнокомандующим ВС России (п. 1 ст. 84);

- назначает и освобождает высшее командование ВС (п. л ст 83);

- утверждает состав, стр-ру, штат.численность ВС РФ и их дислокацию (ФЗ «Об обороне»);

- присваивает высшие воинские звания (ст. 6 ФЗ «Об обороне»);

- формирует и возглавляет Совет Безопасности, осуществляющий подготовку решений П. по? обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва от внутр. и внеш. угроз, проведения единой гос. пк в обл. обеспечения безопасности (п. ж ст. 83 РФ);

- издает указы о призыве граждан на воен.службу, об увольнении с воен.службы (ст.офиц.состава);

- решения о направлении за пределы тер-рии РФ воин.формирований на основе постановления СФ о воз-ти использования ВС за пределами тер-рии РФ; решении об их отзыве принимается П. см/но, но с информированием СФ и ГД;

- в случае агрессии против РФ или ее непосред. угрозы вводит на тер-рии страны или в отдельных ее местностях воен. положение с сообщением об этом СФ и ГД (ч. 2 ст. 87) с утверждением СФ; ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 г.;

- вводит на тер-рии РФ чрезвыч. положения (ст. 88) с утверждением СФ и сообщением ГД (п. в ст. 102):

ФКЗ «О чрезвыч.положении» от 30.05.2001 г. ЧП – особ.прав.режим функционирования органов гос.вл. и МСУ, деятельности общ.объединений, отдельных ограничений прав и свобод граждан;

отказ СФ утвердить указ П. о введении ЧП = невоз-ть реализации ЧП;

указ д.сод-ть обоснование необходимости установления режима ЧП, подлежит обнародованию офиц.опубликованию;

в рамках режима ЧП возможно: приостанавливать полномочия органов исп.вл. субъектов РФ, органов МСУ, устанав-ть ограничения на свободу передвижения, вводить ограничения на отдельные виды финан.-эконом.деятельности, запрещать проведение собраний, митингов, демонстраций, ограничивать свободу СМИ;

- П. м. применять чрезвыч.меры без введения ЧП (напр-р, по пресечению деятельности незакон.формирований на тер-рии Чеченской республики и т.д.).

5. Иные полномочия:

- решение? гражданства: приема в общем порядке, восстановления в гр-ве, выхода из гр-ва, отмены решения по? гр-ва (ФЗ «О гр-ве РФ» от 31 мая 2002 г.); при П. – комиссия по? гр-ва;

- предоставления полит. убежища ин.гражданам и апатридам в соответ. с нормами международ.права в порядке, установленном П. РФ (ст. 63 К-ции, Положение, утвержденное Указом П. РФ от 21.07.1997 № 746); ходатайство о предоставлении – Комиссия по? гр-ва, а окончат.решение – П.;

- награждение гос. наградами, присвоение почетных званий РФ и выс. спец. званий;

- осуществление помилования;

- право назначения всерос. референдума (п. «в» ст. 84): П. назначает референдум в соответствии с ФКЗ, устанавливающим круг субъектов, по инициативе кот. П. м. назначить референдум, и порядок назначения.

 

Администрация П. РФ:

Для выполнения своих полномочий П. формирует Администрацию П. РФ, что закреплено на конституц. уровне (п. «и» ст. 83);

ее статус, стр-ра, задачи и организация деятельности урегулированы в Положении об АП РФ, утвержденном Указом П. от 6 апреля 2004 г.

А-ция по своему прав. статусу – гос. органом, обеспечивающим деятельность П. Для этого А-ция создает все необход. организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и др. условия, без кот. невозможны осуществление полномочий главы гос-ва, связь П. РФ с др. федер. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ.

 

ст. 81 К-ции: выборы П. - на основе всеобщ., равного и прям. ИП при тайном голосовании;

К-ция определила требования, кот-м д. отвечать кандидат в П.:

- гражданин РФ не моложе 35 лет (по сравнению с зак-вом зарубеж. стран, это достаточно низкий возраст. уровень);

- К-ция исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от к-ций некот. стран, в качестве обязат. условия, что лицо, избираемое П., д.б. гражданином той или иной страны по рождению; не затрагиваются и такие условия, как обладание гос. языком, нац. принадлежность;

- К-ция в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз;

- ценз оседлости: требование о постоянном проживании в РФ не менее 10 лет для лица, избираемого П.

Зак-во по выборам П.:

- К-ция РФ (ст. 81);

- ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 ян. 2003 г. (в ред. от 2.05. 2012 г.);

- ФЗ «Об основ.гарантиях изб.прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.;

С 2008 г. П. избирается на 6 лет, и как раньше на не более 2 сроков подряд(ч. 1, ч. 4 ст. 81).

Статья 3. «О выборах П. РФ»:

5. Не имеет права б. избранным П. РФ:

- гражданин РФ, занимающий на день офиц. опубликования решения о назначении выборов П. должность П. РФ 2-й срок подряд;

- гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на пост. проживание гражданина РФ на тер-рии ин. гос-ва;

- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указ. преступление;

- осужденный за совершение преступления экстрем. направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указ. преступление;

- подвергнутый админ. наказанию за совершение админ. правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КоАП, если голосование на выборах П. состоится до окончания срока, в течение кот. лицо считается подвергнутым админ. наказанию (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; прз-во и распр-ние экстремист. материалов);

- в отн. кот-го вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 ФЗ "Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ограничения при проведении предвыбор.агитации: разжигание соц., расовойо, нац., религ., язык.розни, нацистская или экстримист.символика), либо совершения действий, предусмотренных ч. "ж" п. 7 и ч. "ж" п. 8 ст. 76 того же ФЗ (аналогично предыдущему), если указ. нарушения либо действия совершены в период, не превышающий 6 лет до дня голосования.

6. Гражданин РФ, в отн. кот-го вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать гос. должности в теч. опред. срока, если такое наказание предусмотрено ФЗ, не м.б. зарегистрирован в качестве кандидата на должность П., если голосование на выборах П. состоится до истечения установленного судом срока.

Назначение выборов Президента РФ (п. «д» ч. 1 ст. 102 К-ции, ст. 5 ФЗ «О выборах П. РФ»):

- проведение выборов П. обяз-но;

- выборы П. проводятся по единому федер. избир. округу, включающему всю тер-рию России;

- назначение выборов П. относится к ведению СФ;

- решение о назначении выборов д.б. принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

- днем выборов – 2-е воскресенье после истечения конституц. срока, на кот. б. избран П. = месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах П. и в котором 6 лет тому назад был избран П. = исчисление этого срока начинается со дня его избрания;

- решение о назначении выборов подлежит офиц. опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия;

- если СФ не назначит выборы в установ. срок, то они проводятся Центризбиркомом во 2-е вс месяца, в кот. проводилось голосование на предыдущих общих выборах П.; решение Центризбиркома о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установ-го п. 2 ст. 5 ФЗ срока офиц. опубликования решения о назначении выборов;

- если вс, на которое д.б. назначены выборы П., совпадает с днем, предшествующим нерабочему празднич. дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это вс объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее вс;

- если в период, когда указанные в п. 2-5 ст. 5 ФЗ органы д. принять решение о назначении выборов П., на всей тер-рии России введено чрезвыч. или воен. положение, днем голосования на выборах П. является 1-е или 2-е вс по истечении 3 месяцев после отмены действия положения (п. 8 ст. 5 ФЗ).

 

В случае прекращения полномочий П. до истечения срока, на который он б. избран СФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения назначаются досрочные выборы. День голосования - последнее вс перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досроч. прекращения полномочий; решение о назначении – не позднее 5 дней; все сроки различ. стадий изб. кампании сокращаются на 1/4 (ч. 4-6 ст. 5 ФЗ);

Выдвижение и поддержка кандидатов на должность П. РФ:

- кандидаты м.б. выдвинуты полит. партиями, имеющими право в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" принимать участие в выборах, в т.ч. выдвигать кандидатов,

- а также в порядке самовыдвижения - при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей;

= выдвигать кандидата на должность П. вправе изб. объединение (партии) и порядком самовыдвижения;

- гражданин РФ, замещавший должность П. и досрочно прекративший исполнение полномочий П. в случае отставки, стойкой несп-ти по сост. здоровья осущ-ть принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не м.б. выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досроч. прекращением им исполнения своих полномочий (ст. 6 ФЗ).

Если выдвигает ПП:

- ст. 29.2 ФЗ: федер. орган исп.вл., регистрирующий ПП, политических партий, составляет список ПП, имеющих право в соответствии с ФЗ "О ПП" и ФЗ «О выборах П. РФ» принимать участие в выборах П., в т.ч. выдвигать кандидатов, не позднее чем через 3 дня со дня офиц. опубликования решения о назначении выборов П. публикует указанный список и направляет его в Центризбирком;

- ПП участвуют в выборах П. на равных основаниях (ст. 33 ФЗ);

- ПП вправе выдвинуть только 1 кандидата;

- ПП не вправе выдвигать кандидатом гражданина РФ, являющегося членом иной ПП (ст. 35 ФЗ) (ранее: ПП вправе выдвинуть кандидатом гражданина РФ, не явл-ся членом данной ПП);

- кандидат м. дать согласие баллотироваться только1 ПП; ПП не м.б. выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения (ч. 14 ст. 35 ФЗ);

- ПП (за исключением ПП, указанных в п. 2 ст. 36) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тыс. подписей избирателей, при этом на 1 субъект РФ д. приходиться не более 2,5 тыс. подписей избирателей, место жительства кот-х - на тер-рии данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осущ-ся среди избирателей, постоянно проживающих за пределами тер-рии РФ, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей (ч. 1 ст. 36 ФЗ);

- ПП, представленые в ГД по результатам последних предыдущих выборов депутатов, при выдвижении кандидата в П. не собирают подписи избирателей в поддержку своего кандидата;

new: без сбора подписей избирателей осуще-ся также регистрация кандидата, выдвинутого ПП, списки кандидатов кот-й б. допущены к распределению депут. мандатов в действующих на день офиц. опубликования решения о назначении выборов П. зак. (представит.) органах гос. вл. не менее чем в 1/3 субъектов РФ.

В порядке самовыдвижения:

- для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих актив. ИП; избиратель м. входить только в 1 группу (ч. 2 ст. 34 ФЗ);

- группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только 1 кандидата;

- кандидат обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тыс. подписей избирателей (до мая 2012 г. –1, затем 2 млн.), при этом на 1 субъект РФ д. приходиться не более 7,5 тыс. подписей избирателей (вместо 50 тыс.), место жительства кот-х находится на тер-рии данного субъекта. Если сбор подписей избирателей осущ-ся среди избирателей, постоянно проживающих за пределами тер-рии РФ, общее кол-во этих подписей не м.б. более 7,5 тыс. (ч. 1 ст. 36 ФЗ);

В обоих случаях избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различ. кандидатов, но только 1 раз в поддержку выдвижения 1 и того же кандидата.

Агитац. период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Выборы П. – на основе принципа альтернативности:

- выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее 2-х кандидатов;

- если за 35 дней до дня голосования зарегистрировано менее 2 кандидатов, выборы П. по решению Центризбиркома откладываются на срок до 60 дней для доп.выдвижения кандидатов (п. 6 ст. 39 ФЗ);

только при повтор.голосовании в случае, если после выбытия зарегистр.кандидатов остается только 1, м. проводиться голосование по 1 кандидатуре, но при этом кандидат считается выбранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании (ч. 5 ст. 77).

Финансирование:

- из федер.бюджета;

- кандидаты обязаны создавать собств.изб. фонды, источники кот-х четко определены ст. 58 ФЗ: собств. ср-ва кандидата (не более 10 %), ср-ва, выделенные кандидату выдвинувшей его ПП (не более 50 %), добров. пожертвования граждан и юр. лиц в (не более 1,5 и 7 %);

- пред.сумма расходов не м.превышать 400 млн руб. (при повтор.голосовании- 500 млн. руб.) (ст. 9, 57, 58 ФЗ).

Определение результатов выборов П. РФ (ст. 76 ФЗ):

- прерогатива Центризбиркома;

- на основании составленного Центризбиркомом протокола о результатах выборов П. РФ ЦИ принимает решение о результатах выборов П.;

- избранным считается кандидат, кот. получил более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании, ( теперь отсутствует норма об условии, что на выборах П. в голосовании приняло участие большинство от общего числа зарегистрированных избирателей).

ЦИ признает выборы П. не состоявшимися, если:

- если в соответствии с п. 5 ст. 77 ФЗ повторное голосование проводилось по 1 кандидатуре и за соответствет. кандидата проголосовало менее 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

- если в избират. бюллетень на общих выборах б. включены 2 кандидата и ни 1 из них не получил более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

если все кандидаты выбыли до проведения повтор. Голосования (ч. 4 ст. 76 ФЗ).

Если в изб. бюллетень б. включено более 2 зарегистр-х кандидатов и ни 1 не б. избран, т.е. не получил большинства, ЦИ назначает повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ч. 1 ст. 77 ФЗ);

повтор. голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах; сообщение о его проведении публикуется в СМИ не позднее чем через 2 дня со дня принятия соответ. решения ЦИ;

если до проведения повтор. голосования 1 из зарегистрир. кандидатов, по кот. д. проводиться повтор. голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрир. кандидату после кандидатур, по которым ЦИ первоначально назначила повтор. голосование;

по итогам повтор. голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за др. кандидата (убрали норму о том, что при условии, что это число больше числа голосов, поданных протии всех кандидатов = выборы тогда признаются несостоявшимися; ранее здесь также не действовала норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей).

Выборы признаются ЦИ недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования и установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части изб.участках, охватывающих не менее ¼ часть общего числа избирателей;

3) по решению суда (п. 5 ст. 76 ФЗ).

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повтор. голосования оба зарегистрир. кандидата, по кот. назначено повтор. голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повтор. голосовании ни 1 зарегистр. кандидат не был избран на должность П., СФ назначает повторные выборы П.:

- сообщение об их проведении публикуется в СМИ не позднее чем через 3 дня после принятия соответ. решения;

- голосование проводится не позднее чем через 4 месяца со дня голосования на первонач. выборах либо не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При повторных выборах сроки осущ-я изб. действий по решению СФ м.б. сокращены, но не более чем на1/3;

- при проведении повтор. выборов кандидатами не м.б. вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повтор. голосовании недействительными (ст. 78 ФЗ).

Опубликование итогов голосования и результатов выборов П. РФ:

Протокол о результатах выборов П. составляется Центризбиркомом. Офиц.опубликование результатов выборов, а также данных о голосах по каждому кандидату – Центризбиркомом в теч. 3 дней со дня подписания ею протокола, а в теч. 10 дней ЦИК в своем офиц.печат.органе опубликовывает полные данные протоколов всех изб.комиссий субъектов РФ (ст. 79 ФЗ).

Вступление в должность:

После избрания Президента осуществляется предусмотренная К-цией процедура его вступления в должность - инаугурация, кот. происходит на 30-й день со дня офиц. опубликования Центризбиркомом результатов выборов (ст. 82 ФЗ). Она заключается в принесении П. присяги в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС РФ. Ее текст установлен в ст. 82 К-ции. Именно с момента принесения присяги П. вступает в должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего П. (ч. 2 ст. 92 К-ции РФ).

Местопребыванием П., его резиденцией - столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания П. поднимается Гос. флаг России.

Символами П. вл. в РФ - штандарт (флаг) П. РФ и Знак П. РФ.

П. приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным П. (ч. 1 ст. 92 К-ции).

Вступление в должность нового П. влечет опред. прав. последствия в отношении органов, назначаемых П.:

- слагает свои полномочия Пр-во;

- подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию П., полпреды П. в палатах ФС, КС, в федер. округах (до назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий).

 

4. Основания досрочного прекращения полномочий Президента (ст. 92 и 93):

в случаях:

1) его отставки;

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности.

Во всех указанных случаях обяз-ти П. временно исполняет Председатель Прав-ва РФ, кот-й не имеет права распускать ГД, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре К-ции (ч. 3 ст. 92). К-ция 1993 г. не предусматривает должность вице-президента, т.к. она себя в нашей стране не оправдала.

Выборы П. д. состояться не позднее 3 месяцев с момента досроч. прекращения исполнения полномочий.

Отставка:

- добровольное сложение дейсв.П-м своих полномочий по собств.заявлению;

- в основе – состояние здоровья, усталость, осознанени несп-ти решать проблемы, семейные и лич.обстоят-ва, конфликт.ситуации с парламентом и т.п.;

- К-ция РФ не предусматривает процедуры принятия или непринятия отставки П. и не рег-т процедуру отставки: перед кем П. д.заявить о ней, нужно ли ее юридически оформлять и в какой форме-, с какого момента она вступает в силу, как оформляется исполнение обяз-тей П. премьер-министром, что делать, если последний не м. возложить на себя данные функции, сроки офиц.опубликования указа об отставке →

необходимость прав.урегулирования процедуры отставки П. в ФЗ;

- презедент – отставка Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. через СМИ и подписание ряда указов;

- П., подавший в отставку, не м.б. выдвинут кандидатом в П. на выборах П., назначенных в связи с отставкой.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие П. полномочия:

- ни К-ция, ни текущ. ФЗ не опред-т процедуру прекращения полномочий П. в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья

КС в Постановлении по делу о толковании положений ст. 91 и 92 (ч. 2) К-ции РФ от 11 июля 2000 г. истолковал положение ст. 92 (часть 2):

1) для досроч. освобождения П. от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особ. порядок (процедуру) такого освобождения;

2) положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах зак-ва об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (часть 2);

3) для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие П. полномочия требуется особ. процедура с целью объектив. подхода к определению фактич. невоз-ти для П. в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый х-р;

4) для досроч. прекращения полномочий П. в таком случае м. не являться обязат. предпосылкой волеизъявление П-а;

5) приведение в действие досроч. прекращения полномочий П. по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных воз-тей, связанных с времен. неисполнением П. своих полномочий или добровольной его отставки;

6) порядок установления стойкой неспособности П. осуществлять свои полномочия не м.б. облегченным, упрощенным. При этом д.б. исключена воз-ть превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения П., а тем более в неконституц. способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий П.

- действ.зак-во не рег-т порядок замещения должности П. в случаях времен.непособности П. по состоянию здоровья осущ-ть свои полномочия (Б.Н. Ельцин - Указ «О временном исполнении обязанностей П. РФ».

Отрешение П. от должности / импичмент:

- выс.форма ответ-ти П.;

- предполагает применение принудит.мер;

- порядок досроч. прекращения полномочий П. в данном случае урегулирован ст.93 К-ции;

- исходя из статуса главы гос-ва, факта всенарод. избрания П., порядок его отрешения от должности не м.б. упрощенным = К-ция установила сложный порядок отрешения П. от должности (ст.93);

- основание – обвинение в гос.измене или совершение иного тяжкого преступления (УК РФ: тяжкие – умышленнеы или неосторожные деяния с мерой наказания от 5 до 10 лет лишения свободы, к особо тяжким – умышленные – свыше 10 лет = указания на тяжкие преступления надо рассма-ть шире для П. и вкл-ть сюда и особо тяжкие).

Этапы отрешения П. от должности:

1. Выдвижение обвинения:

инициировать процедуру обвинения – т. депутаты ГД в кол-ве не менее 1/3 (150 ч.) от общего числа депутатов. Данная группа обязана указать конкрет.признаки преступления и обосновать причастность П. к данному преступлению →

образование ГД спец.комиссии из совего состава, кот-я вправе заслушивать люб.лиц для уточнения фактов, положеннных в основу обвинения, заслушивать представителя П. РФ → комиссия дает заключение о наличии факта преступления, а также о соблюдении процедуры выдвижения обвинения

→ ГД собирается на заседание (м.б. закрытым) и рассм-т предложение о выдвижении обвинения и заключние спец.комисии →

Если ГД большинстовм в 2/3 голосов от своего общ.состава (не менее 300 голосов) принимает Постановление о выдвижении обвинения против П,, оно в теч. 5 дней направляется в СФ, КС РФ, ВС РФ;

Постановление об отказе в выдвижении обвинения – окончательным и подлежит офиц.опубликованию;

Согласно ч. 4 ст. 109 К-ции с момента выдвижения обвинения П-у ему запрещается распускать ГД →

2. Заключение Верховного Суда РФ:

Полуив Постановление о выдвижении обвинения, ВС участвут в подолжении данной процедуры, устанавливая наличие признаков преступления в действиях П., что оформляется в виде заключения;

При этом К-ция рФ не урег-ла процедуру рассм-я данного? ВС;

заключение ВС направляется в СФ →

3. Рассмотрение? СФ:

СФ рассм-т факты, установленные входе рассм-я дела в ГД и ВС, после получения постановления ГД и заключения ВС, если оно содержит подтверждение наличия остава преступления) →

СФ направляет запрос в КС о даче заключения по пов. Соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения. Сроки отправления запроса – 1 месяц со дня принятия Постановления ГД →

4. Заключение КС:

КС не позднее 10 дней после региатрации запроса СФ обязан дать заключение, в кот-м констатируется либо соблюдение, либо несоблюдение устноавленного порядка выдвижения обвинения →

5. Принятие решения СФ:

Не позднее 3 суток после получения заключения из КС созывается внеочеред.заседание СФ с? об отрешении от должности П. РФ:

на него приглашаюся П. и рук-ли выс.органов гос.вл.; выступают – Председатель ГД (с сообщением об основаниях выдвижения обвинения), Председатель КС (для оглашения заключения), Председатель ВС (оглашения заключения) → заслушивается заключение Комитета СФ по конституц.зак-ву и суд.-прав.? → м.б. предоставлено слово П. или его представителю →

тайным голсованеим не менее, чем 2/3 голосов от общего числа членов СФ, принимается Постановление об отрешении П. от должности;

при этом решение СФ об отрешении П. от должности д..б. принято не позднее чем в 3 мес.срок после выдвижения ГД обвинения против П.; если в этот срок решения СФ не б. принято, обвинение против П. считается отклоненным.

Особенности, связанные с досроч.прекращением полномочий П.:

- импичмент предполагает привлечение П. к ЮО за данное престуление в обыч.пордке, в этом случае действие ФЗ «О гарантиях П-у РФ, прекратившему исполнение сових полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 г., не действует;

- нарушение принципов УП и УППП, т.к. выс.суд.инстанция в порядке, не предусмотренном УПК, выносит решение относительно виновности ч.;

- сняты имевшие место в прежней К-ции такие размытые, допускавшие широкое толкование формулировки оснований для отрешения П. от должности, как «нарушение к-ции, закона и присяги»;

- прецедент в 1999 г. с Б.Н. Ельциным;

- К-ция не огов-т естеств.причины досроч.прекращения полномочий П., у нас – относится к досроч.основаниям прекращения полномочий члена СФ и депутата ГД, судьям КС;

- неясно, каким прав.актом объявляется о временном исполнении обяз-тей П.

 

7. Акты П. РФ:

- Ч. 1 ст. 90 К-ции – виды актов, издаваемых П.: указы и распоряжения:

- указами П. оформляются решения как нормативного ( это НПА, рассчитанные на неоднократ.применение и обязат-е для опред.круга субъектов), так и индивид.х-ра (решения о назначении и освобождении от должности рук-лей федер.исп.вл., о гражданстве, предоставлении полит.убежища, награждении, присвоении выс.воин.и спец.званий, класс.чинов, почет.званий РФ, о помиловании, решения в эк.сфере и др.);

- распоряжениями (в основном акты индивид.х-ра)П. оформляется решения по оператив., кадровым и орг.?, по? работы Администрации П.; не сод-т норматив.предписаний;

- м.издаваться в пределах его конституц.полномочий; но круг?, кот-е м. в них затрагиваться, конкретно зак-вом не установлен; но К-ция и ФЗ предусмат-т необх-ть урег-я ряда 7 исключительно указами П. (ввод военное и чрезвыч.положения, изменение наименования субъекта РФ, предупреждение зак.(представит.)органа гос.вл. о его роспуске, прием в гр-во и выход из гр-во;

- акты П. не д. противоречить К-ции и ФЗ = носят подзак.х-р, но с ос-тями:

- если иные подзак.НПА (акты Пр-ва) издаются на основании и во исполнение К-ции, ФЗ, НПА П., то в отн. актов П. – только то, что они не д.противоречить К-ции и ФЗ (иная прав.основа);

- указами П. м. рег-ся общ.отношения, кот. треб-т зак.решения, что вытекает из Постановления КС от 30.04.1996 г. о том, что это допустимо только при отсутствии ФЗ по дан.?, непротиворечия К-ции; времен.х-р до принятия ФЗ;

- не м.б. отменены никакими органами гос.вл.; в случае противоречия К-ции они оспариваются только в КС (ст. 125); ВС в кач. суда 1-й инстанции м. рассм-ть дела об оспаривании НПА П., затрагивающих права, свободы и зак.инстересы граждан и организацмй, а также ненорматив.прав.актов П. (ст. 27 ГПК);

- восполяют пробелы в зак-ве как более оперативные по срав. с законотворч. деятельностью ФС; (ст. 11 ГПК: суд обязан разрешать дела на основании, среди прочего, и НПА П.);

- подлежат офиц.опубликованию (за искл. сведений, сод-х гос. тайну или конфиденц.х-ра)в Рос.газете и Собрании зак-ва РФ в теч. 10 дней после подписания; если акты носят норматив.х-р, вступают в силу одновременно на всей тер-рии РФ по истечении 7 дней после дня их офиц.опубликования; иные акты – в силу – со дня подписания;

- подписываются П. собственноручно.

 

Лекция 22. Федеральное Собрание

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 21. Президент РФ | ФС как парламент РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.363 сек.