КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы аудиторской проверки
Становление аудита в Российской Федерации ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА КАК ВИДА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла в результате развития предпринимательства, стремления растущих организаций к саморегулированию. Из истории аудита следует, что впервые его прообраз возник в Англии в начале XIX в. В 1880 г. в Англии был создан Институт присяжных бухгалтеров, который проводил методическую работу и приступил к разработке аудиторских стандартов. Стандарты аудита — это правила, которыми регулируется аудиторская деятельность, опираясь на которые, аудитор проводит проверку. В настоящее время Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила 29 стандартов по аудиту и 4 сопутствующих стандарта, которые являются международными нормативами аудита. В Российской Федерации становление института независимого аудита связано с объективной необходимостью саморегулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях становления рыночных общественных отношений и построения правового государства, так как основная цель аудиторской проверки это установление достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия хозяйственной деятельности нормативным актам. В настоящее время организация государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ осуществляется комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (положение о ней было принято распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г.). Это коллегиальный орган при Президенте РФ, который организует систему мер по государственной поддержке, становлению и развитию рынка аудиторских услуг в РФ, защиту интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Основные направления ее деятельности: - разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ; - содействие реализации правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Правительством; - предоставление разъяснений по вопросам применения правил; - выдача генеральных лицензий на осуществление аудиторской деятельности; - организация ведения реестра аудиторов, аудиторских фирм; - организация публикаций о выдаче лицензий; - осуществление контактов с международными организациями. Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого, вневедомственного финансового контроля. Согласно п. 3 Временных правил аудиторской деятельности в РФ аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказание других аудиторских услуг. Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость, обязательность, ответственность. Независимость означает, что при проведении проверки и составлении заключения аудиторы, независимы от любых лиц (они имеют право самостоятельно определять формы и методы проверки, проверять в полном объеме документацию, наличие денег, товарно-материальных ценностей, получать дополнительную информацию от других органов, отказаться от проведения проверок в случае не предоставления проверяемым субъектом необходимой документации); обязательность предусматривает, что аудиторская проверка может быть как обязательной, так и инициативной; ответственность может наступать как для проверяемою субъекта в случаях, установленных действующим законодательством (например, уклонение от обязательной аудиторской проверки или непредоставление необходимой документации в случае инициативной проверки), так и для аудитора, в случае подачи ошибочного заключения (аудиторский риск). Аудиторская проверка может быть обязательной (например, ежегодно подлежит обязательной аудиторской проверке Центральный банк РФ) или инициативной. Обязательная аудиторская проверка должна осуществляться либо в силу действующего законодательства, либо в соответствии с п. 10 Временных правил аудиторской деятельности, когда при наличии санкции прокурора орган дознания и следователь, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта. В соответствии с законом бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, например, по следующим критериям (системе показателей) деятельности: - организационно-правовая форма - экономического субъекта. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала; вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности у обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами. В остальных случаях аудит является добровольным (инициативным), т.е. проводится в результате заключения гражданско-правового договора между заинтересованной стороной и аттестованным аудитором или аудиторской фирмой на оказание соответствующих услуг. Помимо проведения проверок, аудиторские фирмы и аттестованные аудиторы могут оказывать услуги по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета, составления деклараций о доходах, проводить анализ хозяйственной деятельности и т.д. В соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности результатом проведенной проверки является ^ Заключение аудитора, которое содержит - вводную, аналитическую и итоговую части. Заключения могут быть положительными, условно-положительными и отрицательными. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме и должна включать: название документа в целом— «Аудиторское заключение»; юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы; номер расчетного счета аудиторской фирмы; фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать: название документа в целом — «Аудиторское заключение»; фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства аудитора; номер банковского счета аудитора. Аналитическая часть - представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Итоговая часть должна включать: название данной части; кому адресована итоговая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения. В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, что6ы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. В случае не предоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, не обеспечения личной безопасности аудитора и членов его семьи аудиторская фирма (аудитор) может отказаться от проведения проверки и расторгнуть договор, заключенный ранее. В настоящее время в Российской Федерации действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г. (11 стандартов) и одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г. (4 стандарта). ТЕМА 6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Понятие и назначение Счётной палаты Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению. Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение Счетной палаты — г. Москва. 2. Задачами Счетной палаты являются: § организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; § определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; § оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; § финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; § анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; § контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; § регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты. Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Председатель Счетной палаты: § осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с регламентом Счетной палаты; § представляет Совету Федерации и Государственной думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о ее работе; § представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом. Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |